Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
Писаное законодательство, основанное на обычном праве, стало складываться еще в раннюю эпоху варварских королевств. Обычаи германских племен подверглись систематизации, отразившись в многочисленных варварских законах (правдах): Вестготской, Бургундской, Баварской, Рипуарской, Саксонской, Салической, Тюрингской и др. Все правды были записью норм права для сугубо внутриплеменного применения. Но впоследствии помимо обычаев и судебной практики, источниками раннефеодальных правд также становятся королевские капитулярии и эдикты.
К наиболее ранним источникам относится Салическая правда, записанная в начале VI века в раннефеодальном королевстве салических франков. Первоначальный текст источника не дошел до современников. Наиболее близкой к оригиналу редакцией считается Парижская рукопись. Документ состоял из 65 глав-титулов, пролога и эпилога и сохранял значительные пережитки родоплеменных отношений. Салическая правда отразила основанное на коллективизме племенное сознание германцев, урегулировав, тем не менее, ряд новых правоотношений, возникших в результате имущественной дифференциации и образования государства.
Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие абстрактных понятий; зафиксированные в ней правовые действия и акты отличаются строгим формализмом. Описание преступлений отличалось чрезмерной детализацией, что свидетельствовало о неразвитости юридической терминологии и правовой техники.
В этом правовом источнике содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему). Легального определения преступления Салическая правда не дает вообще. Однако из смысла статей, посвященных правонарушениям и преступлениям, вытекает, что в эти понятия включались: нарушение королевского мира или причинение вреда личности (имуществу). Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являлись возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Хотя в Салической правде отсутствуют четкие формулировки и понятия, а отношения с государственной властью в то время не являлись объектом регулирования уголовно-правовой сферы, по смыслу все же можно выделить наиболее распространенные группы преступлений:
· против личности;
· против собственности;
· против общинного мира;
· против семьи и нравственности;
· против правосудия.
В системе наказаний главной тенденцией стала замена кровной мести и талиона денежными компенсациями. Вообще же наказания за преступления зависели от социального статуса преступника и потерпевшего, наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств, а также размера причиненного ущерба. Отягчающими обстоятельствами, например, считались групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также подстрекательство к краже или убийству.
Как правило, наказание заключалось в денежном штрафе и возмещении стоимости украденного имущества. Даже за совершение убийства преступник приговаривался к выплате вергельда (своеобразной «платы за убийство»), размер которого определялся социальным статусом убитого. Так, за убийство рядового свободного франка вергельд составлял 200 солидов, графа – 600 солидов, священника – 900 солидов. Кроме социального статуса на размер вергельда оказывали влияние пол, возраст, физиологические особенности убитого. Так, за убийство женщины, которая «уже не могла рожать», преступника приговаривали к уплате 200 солидов, а беременной женщины – 700 солидов. За убийство раба полагалось лишь возмещение рыночной стоимости, так как раб рассматривался правом не как личность, а как собственность. Стоимость раба, как правило, составляла эквивалент стоимости коня. Вергельд выплачивался детям убитого или боковым родственникам. Если таковых не было, то этот «штраф» поступал в королевскую казну. К вергельду могли приговариваться только полноправные члены общины. Рабам и полусвободным (литам) за совершение убийства полагалась смерть, но если свободный франк, приговоренный к уплате вергельда, не мог его уплатить, он также приговаривался к смерти.
Салическая правда дает представление о социальной структуре франкского общества. Основную массу жителей королевства представляли свободные франки (рядовые общинники). По отношению к ним закон выделял привилегированных франков и неполноправных (литов). К привилегированным франкам относилась знать, представители королевской фамилии и его окружение, дружинники короля, а также служители церкви. Галло-римское население стояло в социальной иерархии ниже франкского, но если римлянин состоял на королевской службе и назывался королевским сотрапезником, он обладал привилегиями по сравнению с рядовыми франкскими общинниками. О происхождении литов в литературе существуют разные версии. Достоверно известно лишь, что литы могли нести службу, платили оброк, имели собственность, могли вступать в сделки и выступать в суде. Но судили их по тем же нормам уголовного права, что и рабов. Так, за похищение женщины свободного франка приговаривали к штрафу, а раба или лита – к смерти. К литам, как и к рабам, применялись пытки. На нижней ступени социальной лестницы находились рабы. Брак между рабом и свободной запрещался. Девушка, вступившая в брак с рабом, утрачивала личную свободу.
Нормы вещного права, зафиксированные в Салической правде, тоже отразили переходный характер франкского общества – от родоплеменных отношений к частной собственности и государству. Частная собственность на землю еще не сложилась. Земля находилась в общинном владении и семейном пользовании. После сбора урожая все земли превращались в общее пастбище. Салическая правда не упоминает куплю-продажу земли. Тем не менее, во франкском обществе шел процесс становления аллодиальной (индивидуальной) земельной собственности. Закон предусматривал ответственность за нарушение границ участка, посев на чужом поле, самовольную распашку. Аллод передавался сыновьям по наследству. Что касается движимого имущества, то оно отчуждалось вполне свободно.
Низкий уровень развития у салических франков вещного права, незавершенность процесса формирования частной собственности обусловили и низкий уровень развития обязательственного права. Из-за неразвитости товарно-денежных отношений во франкском обществе не было потребности совершать и легитимно регулировать различные виды сделок. Однако в зачаточном состоянии существовали прообразы договоров купли-продажи, ссуды, дарения. Передача права собственности осуществлялась публично и совпадала с фактической передачей вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной детализированной форме.
Салическая правда описываетбрачно-семейные отношенияв самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом. Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, женщина, находившаяся в детородном возрасте, имела вергельд, втрое превышавший вергельд обычного франкского мужчины. Препятствиями к заключению брака служили: существование законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О возможности расторжения брака правовой источник салических франков вообще не упоминает.
По мере распада больших семей формируется наследственное право, осуществлявшееся по закону и по завещанию. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании и в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже, чем через год после смерти дарителя, передать это имущество лицу, указанному в завещании. Наследование по закону осуществлялось по-разному применительно к движимому и недвижимому имуществу. В порядке наследования по закону движимого имущества прослеживались явные пережитки матриархата: первую очередь наследников составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. А вот при наследовании недвижимости женщины исключались из потенциальных наследников: земля передавалась только по мужской линии.
Судебный процессСалическая правда объявляла состязательным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Судебные споры рассматривались на собраниях свободных людей под председательством тунгина – выборного судьи, а приговор выносился рахинбургами – выборными заседателями. В случае злоупотребления судьями своими полномочиями или осуществлении правосудия не по закону они наказывались штрафом.
Исполнение решений суда было обязательным. Салическая правда предусматривала преступления против правосудия: неявка в суд по неуважительной причине; обвинение безвинного в совершении преступления; лжесвидетельство; незаконный приговор и несправедливый суд – все они наказывались денежным штрафом. Постепенно наметилась тенденция перехода судебных полномочий королевской администрации. Функции тунгина осуществлялись графом. Народное собрание как судебная инстанция уступает место суду «лучших людей».
В качестве доказательств в судебном процессе Салическая правда признавала: письменные доказательства; ордалии; клятвы на святых мощах, на Евангелии; свидетельства очевидцев; «соприсяжничество» (свидетелями «доброй славы» или соприсяжниками обвиняемого, являлись двенадцать его родственников, друзей или соседей). К соприсяжничеству прибегали в случае отсутствия улик и свидетелей. Соприсяжники несли ответственность вместе с проигравшей стороной. Ордалии («божественные испытания» водой, огнем, железом, крестом и т.д.) применялись в том случае, если в ходе судебного разбирательства не удавалось получить признание обвиняемого. Отказ от ордалии автоматически означал проигрыш дела. Свидетельские показания предоставлялись под присягой. Неявка свидетелей в суд наказывалась штрафом. Свидетельствовать могли только равные против равных.
Отметим, что к концу правления Каролингов Салический закон несколько утратил свое юридическое и общественное значение, но в итоге явился важным источником публичного и частного права раннефеодальной Европы.