Тема 6. Политическая элита и заинтересованные группы в политике

Господство элит – закон. Общества всегда будут управляться элитами.

Г. Моска. Правящий класс, 1896 г.

Только тогда, когда мы выразим весь процесс в общественно-групповых отношениях, мы приблизимся к удовлетворительному пониманию государственного управления.

А. Бентли. Процесс правления.

Изучение общественных давлений, 1908 г.

Исторические источники всех времен и народов неопровержимо свидетельствуют: в политической жизни общества с древнейших времён значительную роль играла относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, именуемая элитой. Активное изучение политической элиты началось на рубеже XIX-XX вв., когда, в разгар первой волны демократизации (по С. Хантингтону), отцы-основатели теории элит Г. Моска и В. Парето констатировали непреходящую значимость данного социального слоя.

Для того, чтобы составить адекватное представление, что же такое политическая элита, следует ознакомиться с подборкой определений, отражающих точку зрения классиков политической мысли:

· элита – наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Г. Моска);

· элита – лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето);

· элита – харизматические личности (М. Вебер);

· элита – лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Т. Боден);

· элита – лица, получающие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);

· элита – лица, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому, генетическому происхождению (Р. Уильямс);

· элита – лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (М. Дюпре);

· элита – лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере (Д. Бернхейм).

Кто же может претендовать на роль избранных? Как это следует из приведенных выше точек зрения классиков, элитарный статус приобретается благодаря личностным особенностям и (или) происхождению. Каким образом, согласно каким принципам осуществляется отбор? Выделяют две основные системы рекрутирования политической элиты:

· система гильдий;

· антрепренёрская система

Если для первой системы характерны закрытость, небольшой круг электората, многочисленные формальные требования для занятия должности и первостепенность лояльности, то вторая система отличается открытостью, широким кругом электората, небольшим числом формальных требований и первостепенностью личных качеств.

Многообразие политических элит, как и других политических феноменов, систематизировано исследователями в ряде классификаций. Уже В. Парето разделил все политические элиты на львов и лис, полагая, что всё политическое развитие осуществляется путём циркуляции элит, их смены в тот момент, когда они становятся психологически непригодными для управления, т.к., в зависимости от ситуации, у власти преобладают то лисы с их хитростью, изворотливостью, склонностью к интригам, то львы, наделённые смелостью, решительностью, предпочитающие насильственные методы. Студентам предлагается самостоятельно выделить основание классификации В. Парето.

По отношению к власти выделают элиту правящую и контрэлиту. Уровень компетенции позволяет говорить о субэлитах высшей (общенациональной), средней (региональной) и местной. По выражаемым интересам элита может быть:

· профессиональной (выражающей интересы той или иной профессиональной группы);

· демографической (выражающей интересы определённых возрастных групп);

· этнической;

· религиозной.

Важно иметь в виду критерии эффективности, позволяющие разделить политическую элиту по её эффективности на элиту и псевдоэлиту:

· достигнутый уровень прогресса и благосостояния народа,

· политическая стабильность общества,

· национальная безопасность,

· оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Эффективность элиты определяется не только её качественными характеристиками, но и той ситуацией, в которую она ставится обществом. Наличие механизмов контроля за действиями политической элиты со стороны общества, столь необходимое самому обществу, ограждает политическую элиту от неизбежной в условиях безответственного всевластия деградации. Среди гарантий против деградации политической элиты выделяют:

· политический плюрализм (свободную конкуренцию элит);

· открытость элит для социальной мобильности;

· баланс интересов разных социальных сил,реальное разделение властей;

· строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса;

· широкую гласность.

Проблема заинтересованных групп – одна из самых дискуссионных в по­литологии. В течение столетий группы лиц, стремившиеся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, но не пытавшиеся уста­новить полный контроль над государством, воспринимались однозначно со зна­ком «минус». Известны слова американского президента Вудро Вильсона, оха­рактеризовавшего правительство США как «приемное дитя особых интересов», которому не позволено иметь собственную волю. В последние десятилетия си­туация изменилась. Уже Джон Кеннеди рассматривал заинтересованные груп­пы в качестве важного элемента демократического процесса, повышающего эффективность представительного строя.

В отличие от политических партий, далеко не все заинтересованные группы стремятся афишировать свою деятельность, источники и каналы влияния на правительство, законодательную и судебную власть. Отражая интересы определенных социальных, финансовых, промышленных групп, информируя о них властные структуры, заинтересованные группы тем самым действительно выполняют значимые для общества функции. Среди источников влияния заинтересованных групп выделяют:

· легитимность, проявляющуюся в закреплении в обществе представления о значимости данной группы;

· эффективный набор санкций (от стачек, пикетирования до отключения электричества или саботирования поставок вооружения, продовольствия в период военных действий);

· политические ресурсы (делегирование своих представителей в органы законодательной, исполнительной, судебной власти);

· финансовые ресурсы (американским исследователем Д. Лапаломбарой были выделены в различных языках мира аналоги российскому термину «взятка»: в Италии этот феномен именуется «маленький конверт», в испаноязычных странах – «кусочек», в Индии – «быстрые деньги», а в Египте – «чашечка чая»).

Их соотношение и масштабы у разных заинтересованных групп в различных политических ситуациях могут серьёзно варьироваться, а вопиющее неравенство возможностей, слишком разный финансовый потенциал крупных нефтяных или автомобильных компаний, с одной стороны, и профсоюзов работников народного образования или здравоохранения – с другой, позволяют говорить о заинтересованных группах как значимой угрозе реальной демократии.

Говоря о каналах влияния заинтересованных групп, следует акцентировать внимание на трёх основных:

· общественное мнение,

· государственные институты,

· политические партии.

Их значимость предопределяет особенное внимание заинтересованных групп к средствам массовой информации (СМИ), готовность финансировать избирательные кампании политических партий, которые, с точки зрения данной заинтересованной группы, в случае победы будут проводить привлекательную для неё политику, принимать ожидаемые решения.

По масштабам, размерам заинтересованных групп их разделяют на

· большие или социетальные (глобальные, макросоциальные)

· средние или социальные

· малые или первичные.

Как и партии, заинтересованные группы могут быть

· массовыми

· и кадровыми.

. Они могут быть жестко структурированы, иерархически простроены, что позволит рассматривать их как институциональные группы (группы давления), или же не отличаться этим (аномические группы). Вступление в эти группы может быть предопределено свободным выбором каждого входящего в их состав члена (ассоциативные группы) или предопределяться серией предшествующих обстоятельств, не оставляющих полной свободы выбора (неассоциативные группы).

Многообразие заинтересованных групп, представляется, наиболее адекватно удалось ввести в рамки типологии Ж. Блонделю, выделившему два «чистых» типа – общинные группы и ассоциативные, а между ними, в порядке убывания черт общинности и нарастания ассоциативности, расположившему реально существующие типы заинтересованных групп.

      Заинтересованные группы      
                         
                         
Общин-ные группы   Группы «по обычаю»   Институциональные группы   Группы защиты   Группы поддержки   Ассоциативные группы
                                                   

Согласно данной типологии, члены общинной группы связаны в первую очередь принадлежностью к сообществу (по праву рождения), общность стрем­лений – производное от этой принадлежности. Ассоциативные группы созда­ются вполне сознательно для реализации определенных интересов.

Группы «по обычаю» – объединения людей близких, часто родственников, использующие личные контакты с политиками, чиновниками для повышения своего матери­ального, социального статуса, статуса своей конфессии и т. д.

Институциональ­ные группы – это и мощные промышленно-финансовые группы, и разного рода внутрибюрократические, внутрипартийные, внутриармейские кланы, использующие непосредственную близость к процессу принятия решений в собственных целях. Именно они рассматриваются, как правило, в качестве групп давления. Согласно точке зрения Р.Т. Мухаева, заинтересованная группа может быть признана группой давления, если:

· группа имеет оформленную организационную структуру;

· защита собственных интересов, цели давленияявляются собственными целями группы;

· группа выступает в качестве автономного центра принятия решений;

· группа оказывает эффективное давление, решая свои проблемы.


Группы защиты призваны отстаивать материальные интересы своих членов (профсоюзы, союзы предпринимателей).

Группы поддержки создаются для решения отдельных проблем (пре­кращение войны, улучшение экологической ситуации, закрытие ядерного поли­гона, военной базы и т. д.) и, несмотря на нечеткость организационных струк­тур, могут иметь значительное влияние, особенно в странах с относительно неразвитой партийной системой.

При всей неоднозначности воздействия заинтересованных групп на развитие современного общества, в них видят сегодня важный структурный элемент все усложняющегося гражданского общества, без которого сложно представить плюралистическую модель демократии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сформулируйте определение термина «политическая элита» с учётом не менее четырёх из предложенных определений, данных классиками политологии, не допуская повторов и взаимоисключающих суждений.

2. Составьте таблицу «Заинтересованные группы в России (или др. стране) в ХХ (или любом другом) столетии», ориентируясь на типологию Ж. Блонделя.

3. Охарактеризуйте источники и каналы влияния любой из значимых отечественных или зарубежных институциональных заинтересованных групп ХХ - н. XXI в.

Литература:

1. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий. // Полис. 2000. №3.

2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. Гл. V.

3. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. М.: Проспект. 2009. Тема 8, 12.

4. Наливкина Н.В., Шпомер М.В. Политология. Курс лекций. Томск: ТГПУ,

2003. Лекция 3.

5. Политология: учебник для студентов вузов./ Под ред. В.Н. Лавриненко.

М.: ЮНИТИ- ДАНА. 2007. Гл. 11.

6. Политология: учебник. / А.Ю. Мельвиль и др. М.: МГИМО. 2009. Гл. 6.

§§ 3, 4.

7. Политология. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2008. Гл. 5, 18, 20.

8.Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение

Конституционализмом? // Полис. 1999. № 2.

9. Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер.

2008. Гл. 4, 12.

Наши рекомендации