Политика как общественное явление.
Политология как научная дисциплина
– Какой смысл имеет сейчас судьба?
Политика – вот судьба!
Из разговора Наполеона Бонапарта с И.В. Гёте. 1908
Предшествующее столетие, столь жестко детерминировавшее судьбы миллионов политическими авантюрами честолюбивых вождей, ставит перед ныне живущими поколениями непростую дилемму: либо научиться контролировать процесс принятия «судьбоносных» решений, либо балансировать у опасной черты до отмеренного политическими элитами земного сообщества рокового срока.
Изучение молодым поколением россиян политики как особенного по своей значимости, по своим порой катастрофическим последствиям общественного феномена – необходимая предпосылка формирования гражданского общества в России.
Сам термин «политика», казалось бы, предельно понятный, на самом деле весьма многозначен. Стоит выделить как минимум четыре основных его толкования:
· политика как процесс выстраивания отношений между классами, группами, людьми (социальное толкование);
· политика как процесс реализации властных полномочий (властное толкование);
· политика как процесс реализации функций управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или ведения войны и т.д. (функциональное толкование);
· политика как целесообразная деятельность (телеологическое толкование).
Варьируя различные сочетания приведенных толкований, следует сформулировать собственное определение термина «политика». Важно подчеркнуть, что сфера политики – это сфера прежде всего организационная и регулятивно-контрольная. В рамках общества как сложной, из многих подсистем складывающейся системы, политическая сфера жизни общества активно взаимодействует со сферами экономической, социальной, культурной, религиозной, идеологической, правовой, сферой морали и др.
В структуре политики выделяют:
· политический интерес как внутренне осознанный источник политического поведения;
· политическое сознаниекак результат осмысления специфики политической сферы жизни общества, базирующийся на значимых интересах отдельных индивидов, групп, классов, общества в целом;
· политическая деятельностькак разновидность социальной активности субъектов, реализующих свой политический статус;
· политические отношениякак устойчивые взаимосвязи общественных групп, слоёв как между собой, так и с институтами власти;
· политическая организациякак система институтов публичной власти.
Среди наиболее значимых функций политики выделяют:
· выражение значимых интересов групп и слоёв общества;
· интеграцию различных слоёв, поддержание целостности общественной системы;
· управление общественными процессами, выстраивание диалога граждан и государства;
· обеспечение инновационности общественного развития;
· социализация личности.
Обращаясь к классификациям политики, следует обращать особенное внимание на основания классификаций. Классифицировать политику можно
по сферам общественной жизни:
· экономическая
· социальная
· национальная
· культурная
· научно-техническая
· экологическая
· военная;
по объекту воздействия:
· внутренняя
· внешняя
по субъекту политики:
· политика государства
· политика партии
· политика общественных организаций, движений
· политика лидеров
по приоритету деятельности, её цели:
· политика нейтралитета
· политика компромиссов
· политика национального примирения
· политика «открытых дверей»
· политика «большого скачка» и т.д.
При анализе тех или иных политических феноменов, причин происходящих в сфере политики событий рекомендуется учитывать разные подходы, различные, сложившиеся в рамках разных наук и даже за пределами научного знания, парадигмы (парадигма – образец-идея, положенная в основание теории, учения, концепции). Студентам важно усвоить отличительные особенности наиболее значимых из них: природы), представленная тремя важнейшими вариантами:
· теологическая парадигма, объясняющая причины происходящих политических изменений воздействием сверхъестественных сил (Провидение, Бог-Дьявол, ангелы-бесы и т.д.); напр., венчание на царство Ивана Грозного как важнейший политический шаг в отечественной истории XVI в. может быть рассмотрен в качестве следствия божественного вмешательства, влияния высших сил (власть царя – от Бога);
· натуралистическая парадигма, трактующая проблемы причинности политических трансформаций с точки зрения воздействия природных феноменов (географического положения, свойств биологических организмов, психологических особенностей человека как части живой природы), представленная тремяважнейшими вариантами
а) географическая парадигма
в качестве примера географического подхода в объяснения особенностей эволюции политической сферы может быть привлечена позиция историка С.М. Соловьева, рассматривавшего более высокую политическую динамику стран Запада в сравнении с Россией как результат преимуществ географических: наличие протяженной, изрезанной, удобной для мореплавания береговой линии, способствующей общению между государствами; небольшая территория, более поддающаяся управлению, использование камня для постройки прочных жилищ, настраивавших население на обустройство, в том числе и политическое, здесь и сейчас, в отдельно взятом городе, добивавшемся уже в начале второго тысячелетия нашей эры городского самоуправления, права самостоятельно решать жизненно важные вопросы; «требованием географии» считал С.М. Соловьев и веками решавшуюся Россией задачу выхода к морю, т.о. причины столь знаковых политических событий, как Ливонская или Северная война, получали натуралистическое объяснение; географией поверяли географические изменения и представители евразийства – идейно-политического течения в среде русской эмиграции, стремившегося по итогам гражданской войны объяснить историческую судьбу России особенностями её евразийского географического положения. Видный евразиец, историк Г.В. Вернадский, создавая своё многотомное исследование по отечественной истории в 1940-х –60-х гг., анализировал изменения в отечественном политическом организме на протяжении веков именно исходя из представления о том, что «Россия – сама по себе целый мир, целый субконтинент не только географически, но и политически и культурно»;
б) биологическая парадигма
уподобление государства живому организму в философско-исторической литературе – явление нередкое; в качестве алгоритма, позволяющего понять, как должно выглядеть объяснение причин того или иного политического события с точки зрения данной парадигмы, можно воспользоваться формулами, подходами К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, Л.Н. Гумилева;
с точки зрения К.Н. Леонтьева, государство при нормальных условиях живёт около 1200 лет; либеральные, демократические, эгалитарные идеи (идеи равенства) появляются в период старости, смерти государств;
у О. Шпенглера следует обратить внимание на табл. III «“Одновременные” политические эпохи»; в этой таблице нет того выделения времён года, какое содержится в табл. I «“Одновременные” эпохи духовной жизни», однако стадиальность развития политической сферы от зарождения до смерти просматривается отчетливо, неслучайно О. Шпенглер подчеркнёт далее аналогичность ролей политических лидеров и политических систем разнесённых во времени эпох; с его точки зрения, эпоха от Алкивиада – в котором много императорского честолюбия Мирабо, Наполеона и Байрона – до Александра, является точной параллелью ко времени с 1750 по 1850 год, когда с глубокой логикой следует один за другим «Contract social», Робеспьер, Наполеон, народные армии и социализм, в то время, как где-то вдали Рим и Пруссия подготовляются к своей мировой роли; весна, лето, осень и неизбежная зима – цикл, который суждено пройти каждой культуре, а значит, и культуре политической; обращение к парадигме, предложенной Л.Н. Гумилёвым, даст студентам возможность представить причины тех или иных политических перемен с точки зрения резкого возрастания (под влиянием космической энергии, обновления генофонда) или, напротив, убывания в этносе числа пассионариев как людей (особей), чьё стремление к действию превышает инстинкт самосохранения; вовлечение в активную политическую деятельность субпассионариев (особей, чей инстинкт самосохранения превышает стремление к действию,) может быть рассмотрено как следствие эффекта пассионарной индукции, обеспечивающего передачу избыточной энергии пассионариев субпассионариям; следует также ввести то или иное политическое событие в контекст выделенных Л.Н. Гумилёвым фаз развития этноса (подъем – акматическая фаза – надлом – инерционная фаза – обскурация – мемориальная фаза);.
в) психологическая парадигма;
данный подход позволяет рассмотреть то или иное политическое событие как результат воздействия личностных особенностей политических лидеров, их глубоко скрытых комплексов, обид и т.д.; в этом отношении характерно предложенное В.О. Ключевским психологическое объяснение такого крупно го политического феномена в отечественной истории XVI в., как опричнина; в то же время политические сдвиги могут рассматриваться и в качестве следствия влияния специфики социальной психологии, перемен, произошедших в отдельных слоях, классах в силу значительных изменений в других – не политических – сферах: известно, что масштабная маргинализация в Германии в результате экономического кризиса к. 1920-х – н. 1930-х гг. обеспечила политический триумф А. Гитлера, в то же время его восхождение на олимп может быть объяснено и спецификой его личности;
· социальная парадигма, объясняющая особенности эволюции политической сферы спецификой взаимоотношений между классами, социальными слоями, группами, наиболее объемно представленная в работах К. Маркса, В.И. Ленина, в советской философской, исторической литературе.
· рационально-критическая парадигма, объясняющая особенности эволюции политической сферы с точки зрения внутренних закономерностей развития политической сферы жизни общества; именно данная парадигма была положена в основу науки, получившей название «Политология».
Изучение политической сферы началось уже на заре становления цивилизации, однако, по словам Д. Истона, оно до конца девятнадцатого столетия оставалось не дисциплиной в строгом смысле слова, а лишь совокупностью интересов. Политология как наука возникла на рубеже XIX-XX вв. как преимущественно американское явление, как некий набор рецептов для регулирования американской демократии, пережившей ещё в 60-е гг. XIX в. испытание гражданской войной и вполне осознавшей потребность в корректировке.
В 1920-1940-е гг., по мнению Г.А. Алмонда, была достигнута первая из трёх выделенных им в течение ХХ в. вершин в политологических исследованиях: чикагской школой были разработаны программы эмпирических исследований, особенное внимание было уделено психологической и социологической интерпретациям политики, обусловившим интерес к количественным факторам.
Катаклизмы Второй мировой войны внесли серьёзные коррективы в предмет политологии как науки. Объект науки остался прежним: как и другие политические науки (политическая философия, политическая социология, политическая психология, политическая история, политическая экономия, политическая география, история политических и правовых учений и т.д.) политология изучает политическую сферу жизни общества. Изменился предмет науки, который определяется, видоизменяется научным сообществом в процессе развития науки. Если в довоенный период на первом месте стояли технологии политических процессов, то угроза гибели земной цивилизации в результате создания оружия массового уничтожения, а также остро осознанная, сформулированная А. Тойнби проблема поиска Ответа западной цивилизации на Вызов коммунизма, обусловили обращение политологов к закономерностям развития политической сферы. Таким образом, с конца 40-х гг. ХХ в. предмет политологии определяется двумя знаковыми терминами: закономерности и технологии развития политической сферы.
Выход на проблему закономерностей привёл исследователей к выводу, что политология находит на левом конце известной схемы научного знания К. Поппера – «облака и часы», так как «открываемые этой наукой закономерности вероятностного свойства, и большинство из них имеет относительно короткий период действия», то есть аналогичны конструкции такой физической системы, как облака. Тем не менее политология не только успешно развивается, но и достигла, по Г.А. Алмонду, ещё двух вершин:
а) первое десятилетие после Второй мировой войны характеризовалось, помимо создания целой сети научных учреждений, «повсеместным распространением поведенческого подхода» (феномен поведенческой революции );
б) в последующие десятилетия усилиями прежде всего мичиганской школы осуществлялось широкое введение в исследовательскую практику логико-математических методов, применение экономических моделей в рамках теории «рационального выбора» и «методологического индивидуализма».
Американская доминанта в политологии, связанная как с её зарождением, так и с эмиграцией значительного числа учёных в годы распространения фашизма в Европе, отнюдь не исключает значительный вклад учёных Франции, Италии, Германии, Великобритании и других стран в политические исследования. С конца 80-х гг. политология появится и в реестре отечественных наук, где ранее она рассматривалась как наука буржуазная, идеологически неприемлемая.
Характеризуя методы политологии как науки, то есть те приёмы, способы познавательной деятельности, которые применяются исследователями, следует вычленить как минимум три основные их группы:
· сравнительно-исторические методы,
· эмпирические (прикладные) методы,
· системные методы.
Использование сравнительно-исторических методов связано с необходимостью
· получения конкретного знания о тех или иных политических событиях или институтах, что невозможно без применения метода исторического описания;
· сопоставления различных политических феноменов (сравнительный метод), причём возможно как соотнесение одновременно существовавших политических реалий (синхронный метод), так и разнесенных во времени, но имеющих общие значимые характеристики (диахронный метод);
· вычленения в рамках сложных политических процессов принципиально отличающихся по ряду параметров периодов (метод периодизации);
· прослеживания эволюции тех или иных политических феноменов в хронологической последовательности (хронологический, проблемно-хронологический методы);
· выявления исторических корней тех или иных политических феноменов, когда исследование ведётся не от прошлого к настоящему, а в противоположном направлении (ретроспективный метод);
· выстраивания возможных траекторий развития современных политических процессов с учетом данных об эволюции аналогичных феноменов в сходных политических ситуациях (прогностический метод).
Из эмпирических методов широко применяются:
· наблюдение
· опрос населения
· анкетные исследования
· анализ статистического материал
· эксперимент
· моделирование
В последние десятилетия всё больше внимания уделяется системным методам, предполагающим выделение в политической сфере жизни общества значимых систем, выявление основных элементов развития в рамках этих систем, устойчивых взаимосвязей между ними, а также закона композиции, при нарушении которого система неизбежно попадает в точку бифуркации, т.е. кипения, кризиса. Исследователи стремятся выделить существовавшие (или существующие) в этот момент возможные альтернативы выхода из кризиса, т.к. именно в точке бифуркации вариативность дальнейшего развития является максимальной.
Имея возможность опереться на опыт давно сложившихся гуманитарных дисциплин, политология как более молодая отрасль знания активно использует их богатый научный арсенал, в том числе и общенаучные методы, философскую методологию, что даёт ей возможность выполнять те функции, социальная значимость которых и вызвала к жизни политологические исследования:
· методологическая функция – политология вооружает другие политические науки знанием о закономерностях развития политической сферы;
· теоретико-познавательная функция – политология формирует знания о политике, необходимые для общества в целом;
· мировоззренческая функция – политология обеспечивает выработку системы взглядов на политическую сферу жизни общества;
· регулятивная функция – политология оказывает влияние на политическое поведение граждан;
· прогностическая функция – политология не только анализирует ведущие тенденции развития политических процессов, предоставляя прогнозы, но и позволяет политикам вносить в них необходимые коррективы;
· аксиологическая функция – политология даёт оценку тем или иным политическим феноменам.
Анализ опубликованных курсов лекций, учебников, программ, методических разработок свидетельствует о том, что на сегодняшний день нет сколько-нибудь устоявшейся структуры читаемых в вузах России политологических курсов, что является следствием не столько молодости политологии как науки, сколько свойственного современному этапу развития вузовского образования плюрализма подходов. Предлагаемая в методическом пособии структура курса не повторяет вполне структуру ни одного из имеющихся сегодня учебников по предмету, что обусловлено как объемом издания, так и краткостью курса, а также желанием поставить студентов перед необходимостью самостоятельно продумать логическую взаимосвязанность, соподчиненность основных проблем курса.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте определение термина «политика» с учётом не менее двух из четырёх основных его толкований (социальное, властное, функциональное, телеологическое).
2. Проанализируйте причины любого политического события (любая страна, любая эпоха) с точки зрения двух различных парадигм.
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник. М.: Юрайт-Издат.
2008. Гл. 1, 2, 3.
2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Вместо предисловия. М. «Институт Ди-Дик». 1997. С. 22-32.
2. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. – 544 с.
3. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. М.: Проспект. 2009. Тема 1-3.
4. Политология. Краткая хрестоматия. / Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер.
2008. С. 5 – 100.
5. Политология: учебник. / А.Ю. Мельвиль и др. М.: МГИМО. Проспект. 2009. Гл. 1.
6. Политология. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2008. Гл. 1, 2.
7. Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер.
2008. Гл. 1, 2.
9.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.,
1993. Гл. Вторая. I. Физиогномика и систематика.