Вопрос. Виды административно-правовых отношений
Ответы к экзамену «Административное право»
1.Вопрос - Наука административное право – это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права.
Административное право как учебная дисциплина принадлежит к числу фундаментальных и профилирующих учебных дисциплин, изучающихся в юридических вузах.
2.Вопрос - Административное право как отрасль права – самостоятельная отрасль, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления.
Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности.
Принципы административного права – основополагающие начала, на базе которых происходит практическая реализация исполнительной власти.
Основные принципы административного права:
- приоритет прав человека над интересами государства;
- законности в административном праве;
- эффективности административного права – эффективность обеспечивается, например: работой по принятию и доведению до исполнения решений в сфере правоприменительной деятельности органов государственного управления;
- гласности;
- демократизма;
- законности;
- равенства и т.д.
3.Вопрос - Метод административно правового регулирования – совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются общественные отношения.
В качестве способов правового регулирования административное право использует предписание, запрет, дозволение, рекомендацию.
Предписание– это возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет– это возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволение– это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на совершение определенных действий, либо отказ от их совершения по своему усмотрению.
Рекомендация–это пожелание юридического характера как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.
4.Вопрос - Административное право охватывает своим регулирующим воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений, оно не имеет строгих границ. Большинство административно-правовых вопросов затрагивает интересы и других отраслей права. Например, рождение, обучение, работа гражданина, его взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными и т.п. службами – все это регулируется не только нормами административного права, но и гражданского, трудового, финансового и т.д. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом.
Во взаимоотношениях административного и гражданскогоправа наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере.
Финансовое право отделилось от административного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение.
5.Вопрос-Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.
Административное право имеет свои особенности, отличающие их от других правовых норм:
- имеют особую сферу применения;
- для них характерно то, что они содержат юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления;
- содержаться в предписаниях и имеют, как правило, повелительный, императивный характер.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
6. Вопрос - Существует 3 способа изложения административной нормы:
- прямой – административно-правовая норма непосредственно излагается в статье нормативном правовом акте;
- отсылочный – в статье нормативного правового акта содержится только два элемента административно-правовой нормы. Например, гипотеза и диспозиция и указывается другая статья данного нормативного правового акта, где находится недостающий элемент;
- бланкетный – в статье нормативного правового акта содержатся гипотеза и санкция, а диспозиция только называется, содержание ее не раскрывается.
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений, или иными словами – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах.
Нормы административного права, как и нормы других отраслей права, имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7.Вопрос - Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Характерными признаками административно-правовых отношений являются:
- они возникают на основе норм административного права;
- они возникают в сфере деятельности исполнительной власти;
- для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;
- участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
- правовые отношения имеют много разновидностей;
- реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;
- споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.
Основания возникновения административных правоотношений является административный юридический факт, т.е. обстоятельства, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Юридические факты делятся на:
- действия – активное волеизъявление человека: правомерные и неправомерные
- события – не зависят от воли людей (достижение определенного возраста, стихийное бедствие)
Субъектами административных правоотношений являются участники административных правоотношений.
Объектом административных правоотношений является то, на что они направлены (материальные блага).
Вопрос. Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.
Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.
Правовые акты управления в своем большинстве имеют юридическое значение, то есть они обязательны к исполнению каждым, кому адресованы (авторитарны), имеют силу актов государства, и их исполнение обеспечиваются государством. Поэтому можно сказать, что правовые акты управления — это и юридические акты. Юридическое значение правовых актов управления различно. В зависимости от этого их можно разделить на несколько групп:
Таким образом, правовые акты управления — это:
юридические акты;
исполнительные решения;
авторитарные решения;
подзаконные официальные решения;
односторонние веления;
умышленные волевые действия администрации;
форма управленческой деятельности;
важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа;
видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения;
Организующие решения.
Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.
Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты обладают как общими признаками, присущих для любых правовых актов управления, так и специальными, отличающими их от других правовых актов управления.
14. Вопрос - Субъекты административного права– это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные субъекты: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные субъекты: государственные организации; органы исполнительной власти; государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации; общественные объединения; трудовые коллективы; коммерческие структуры; органы местного самоуправления.
15. Вопрос - Под правовым статусом (положением) понимают правовое положение субъектов по отношению к другим субъектам. Субъект административного права должен обладать административной правосубъектностью (признанной государством способностью быть субъектом права). Административная правосубъектность состоит из 2 элементов: административная правоспособность и административная дееспособность.
Органы государственного управления являются основными субъектами административного права.
Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Данные полномочия относятся как к формированию ее организационной системы, так и к направлениям ее функционирования.
Глава государства на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.
16. Вопрос - Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом «О гражданстве Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь.
Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность гражданина – признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако в различных сферах частичная дееспособность может возникать ранее. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 (в некоторых случаях – 14) лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.
Вопрос.
Наряду с гражданами Республики Беларусь на территории республики проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Они также могут быть субъектами административно-правовых отношений.
Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства закреплен в ст. 11 Конституции, в которой установлено, что иностранные
граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Помимо Конституции Республики Беларусь в республике действует Закон от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (изменения и дополнения: Закон от 4 января 2003 г.), Закон Республики Беларусь от 2 июня 1993 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»
(изменения и дополнения: Закон от 24 июля 2002 г.), а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2002 г. № 949).
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства (ст. 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства республики.
Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.
Вопрос. Под общественными объединениями понимаются добровольные объединения граждан в установленном законодательством порядке объединенные на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, созданное на основе учредительного договора между ними для координации их основной деятельности, представительства и защиты общих законных интересов.
Виды общественных объединений:
Политические партии
Профсоюзы
Организации инвалидов
Творческие союзы
Землячества
В зависимости от масштаба деятельности:
Ответы к экзамену «Административное право»
1.Вопрос - Наука административное право – это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права.
Административное право как учебная дисциплина принадлежит к числу фундаментальных и профилирующих учебных дисциплин, изучающихся в юридических вузах.
2.Вопрос - Административное право как отрасль права – самостоятельная отрасль, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления.
Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности.
Принципы административного права – основополагающие начала, на базе которых происходит практическая реализация исполнительной власти.
Основные принципы административного права:
- приоритет прав человека над интересами государства;
- законности в административном праве;
- эффективности административного права – эффективность обеспечивается, например: работой по принятию и доведению до исполнения решений в сфере правоприменительной деятельности органов государственного управления;
- гласности;
- демократизма;
- законности;
- равенства и т.д.
3.Вопрос - Метод административно правового регулирования – совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются общественные отношения.
В качестве способов правового регулирования административное право использует предписание, запрет, дозволение, рекомендацию.
Предписание– это возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет– это возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволение– это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на совершение определенных действий, либо отказ от их совершения по своему усмотрению.
Рекомендация–это пожелание юридического характера как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.
4.Вопрос - Административное право охватывает своим регулирующим воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений, оно не имеет строгих границ. Большинство административно-правовых вопросов затрагивает интересы и других отраслей права. Например, рождение, обучение, работа гражданина, его взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными и т.п. службами – все это регулируется не только нормами административного права, но и гражданского, трудового, финансового и т.д. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом.
Во взаимоотношениях административного и гражданскогоправа наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере.
Финансовое право отделилось от административного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение.
5.Вопрос-Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.
Административное право имеет свои особенности, отличающие их от других правовых норм:
- имеют особую сферу применения;
- для них характерно то, что они содержат юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления;
- содержаться в предписаниях и имеют, как правило, повелительный, императивный характер.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
6. Вопрос - Существует 3 способа изложения административной нормы:
- прямой – административно-правовая норма непосредственно излагается в статье нормативном правовом акте;
- отсылочный – в статье нормативного правового акта содержится только два элемента административно-правовой нормы. Например, гипотеза и диспозиция и указывается другая статья данного нормативного правового акта, где находится недостающий элемент;
- бланкетный – в статье нормативного правового акта содержатся гипотеза и санкция, а диспозиция только называется, содержание ее не раскрывается.
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений, или иными словами – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах.
Нормы административного права, как и нормы других отраслей права, имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7.Вопрос - Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Характерными признаками административно-правовых отношений являются:
- они возникают на основе норм административного права;
- они возникают в сфере деятельности исполнительной власти;
- для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;
- участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
- правовые отношения имеют много разновидностей;
- реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;
- споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.
Основания возникновения административных правоотношений является административный юридический факт, т.е. обстоятельства, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Юридические факты делятся на:
- действия – активное волеизъявление человека: правомерные и неправомерные
- события – не зависят от воли людей (достижение определенного возраста, стихийное бедствие)
Субъектами административных правоотношений являются участники административных правоотношений.
Объектом административных правоотношений является то, на что они направлены (материальные блага).
Вопрос. Виды административно-правовых отношений
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда — возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.
1. Основные и неосновные административно-правовые отношения. Несмотря на известную условность данного критерия, имеется достаточно оснований для того, чтобы из общей массы самых разнообразных административно-правовых отношений выделить:
а) административно-правовые отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой наиболее отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Имеются в виду собственно властеотношения, складывающиеся между обязательными элементами любой социальной системы, трактуемой в управленческом смысле. Эта группа административно-правовых отношений вполне закономерно может характеризоваться в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления.
б) административно-правовые отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иначе говоря, они выходят за рамки взаимодействия субъекта и объекта
2. Внешние и внутриорганизационные административно-правовые отношения. В соответствии с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
3. Субординационные и координационные административно-правовые отношения. Для первых характерна авторитарность (властность) юридически волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Что касается вторых, то ими обозначают, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).Относительно субординационности административно-правовых отношений сомнений практически не возникает. Что же касается координации, то все зависит от того, насколько вообще верна ее трактовка. А последняя не признает однозначности. С одной стороны, действительно, в ряде случаев координация (т.е. согласование) не только не связана с соподчиненностью, но и лишена юридически-властного характера
Так, Правительство Республики Беларусь координирует деятельность администрации, областей, городов, Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений. Все это свидетельствует о том, что и координация, как непременный атрибут механизма реализации исполнительной власти, имеет юридически-властный характер, причем как во взаимоотношениях между соподчиненными (Правительство и министерство), так и между несоподчиненными исполнительными органами (министерство и государственный комитет). Значит, по своей сути координация также может быть субординационной.
4. Вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Подобная классификация административно-правовых отношений представляет значительный интерес, так как в ее основе лежит юридический характер взаимодействия их участников, т.е. главное в их деятельности. Именно в силу этого она по своей сути впитывает наиболее отчетливо выраженные черты всех предыдущих вариантов классификации, выражая их наиболее четко и последовательно:
а) Вертикальные административно-правовые отношения непосредственно характеризуют суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления, а также внешней направленности механизма реализации исполнительной власти. Они всегда возникают между соподчиненными сторонами, т.е. исключают равенство сторон. Властной стороной в них всегда выступает соответствующий исполнительный орган (должностное лицо); второй стороной при этом может быть также исполнительный орган (должностное лицо), но объем юридически-властных полномочий, предоставленных ему, меньше, чем у первой (например, Правительство и министерство), либо вторая сторона их вообще не имеет (например, гражданин).
б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Возможны ли такого рода отношения в сфере государственного управления, не выпадают ли они из общего русла административно-правового регулирования? Несмотря на, казалось бы, прямое противоречие сущности такого регулирования его методам, а также принципиальным особенностям административно-правовых отношений, в некоторых случаях стороны подобных управленческих связей могут быть равноправными. Но для признания подобного факта необходимо учитывать ряд определяющих обстоятельств.
9.Вопрс - Государственное управление – разновидность социального управления, с которым связано формирование соответствующих отраслей права.
Цели государственного управления:
- направлено на осуществление государственной власти;
- носит общегосударственный характер;
- носит исполнительно-распорядительный характер;
- носит государственно-властный характер, его субъекты наделены конкретными властными полномочиями и выступают от имени государства;
-имеет непосредственный характер по отношению к структурам, находящимся в его ведении;
- осуществляется на основе законов;
- реализуется через конкретные формы организаторской деятельности;
- государственное прогнозирование.
Особенности:
- в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства;
- функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;
- субъекты действуют по поручению государства;
- для осуществления своих функций субъекты наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;
- субъекты действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.
10.Вопрос - Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственного управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера.
Она представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти, практически реализуется ч/з государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности. В значительной степени это категория политико-правовая, а государственное управление – организационно-правовая.
Государственное управление представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия, и иные воинские формирования, милиция, КГБ, исправительно-трудовые учреждения и т.д.
Принципы:
- социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства, равенство всех перед законом, законность, гласность и учет общественного мнения, объективность);
- организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный);
- организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).
Функции государственного управления представляют собой основные направления деятельности государственных органов по обеспечению выполнения задач государственного управления. Они имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления.
Функции государственного управления классифицируются на:
- внутренние (управление внутри государственной управляющей системы),
- внешние (влияние государственных органов на объекты управления),
- общие (отображающие существенные моменты управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль),
- специфические (отображающие особое содержание отдельных влияний).
11.Вопрос - Методы государственного управления – способы, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.
Классификация административно-правовых методов управления:
- Общие: убеждение и принуждения; контроля, наблюдения, административного надзора, разработки мер воздействия, инструктирования.
- Специальные – применяются при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления: административные (прямого воздействия) характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых; экономические методы (косвенного воздействия) характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.;
- по характеру (содержанию) управляющего воздействия – морально-нравственные методы (воспитание, моральное поощрение, разъяснительная работа);
- по предусмотренным целям (наблюдение, контроль, разработка мер воздействия и т.д.);
- по способу воздействия на управляемые объекты (методы прямого и косвенного воздействия);
- по степени воздейс<