Виды избирательных систем. 1 страница

Вопросы к государственному экзамену

по дисциплине «Конституционное право»

Курс очная форма обучения

1. Администрация Президента РФ. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Ответ:

Первоначально отметим, что Аппарат главы государства представляет собой систему органов, с помощью которых глава государства осуществляет государственную власть, выполняет основные функции главы государства, достигает стоящие перед ним на различных этапах развития государства цели и задачи.

Так, Администрация Президента РФ ведет свой отсчет с издания Президентом РСФСР Указа от 19 июля 1991 г. № 13. Изначально она была создана как рабочий аппарат для обеспечения деятельности Президента РСФСР, Вице-президента РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР. Состав этого органа тоже был своеобразным: Секретариат Президента РСФСР, Секретариат Вице-президента РСФСР, Секретариат Председателя Совета Министров РСФСР, Канцелярия Государственного секретаря РСФСР, советники Президента РСФСР и их службы, Пресс-служба, Контрольное управление, Информационно-аналитический центр, Управление делами Президента РСФСР, Служба безопасности. Это был лишь первый «набросок» Администрации, возникшей скорее как оперативный штаб, чем как предварительно сконструированный и продуманный институт.

Уже 5 августа 1991 г. появился Указ Президента РФ от 28.07.1995 N 773 «Об Администрации Президента РФ» в соответствии с которым в составе Администрации было образовано Управление протокола Президента РСФСР, а в состав Управления делами Президента РСФСР были включены все подразделения бывшего Управления делами Совета Министров РСФСР (за исключением Отдела по взаимодействию с Верховным Советом РСФСР и Секретариата Председателя Совета Министров РСФСР).

С принятием Конституции РФ в 1993 г. Администрация получила закрепление на конституционном уровне. Согласно п. «и» ст. 83 Конституции РФ Президент наделен правом формирования своей Администрации.

Нормативной основой организации и функционирования Администрации помимо соответствующих положений Конституции РФ выступают Указы Президента РФ от 25.03.2004 N 400 «Об Администрации Президента РФ», от 12.02.1998 N 162 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ», от 06.04.2004 N 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ».

Согласно действующему Положению об Администрации Президента РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года N 490, Администрация Президента РФ – это государственный орган, сформированный в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, а также указанным Положением. Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, наименованием «Администрация Президента РФ», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях

Структура Администрации Президента за годы ее существования неоднократно менялась. Одни подразделения упразднялись, другие создавались.

В настоящее время в состав Администрации входят: Руководитель Администрации Президента РФ, 2 первых заместителя Руководителя Администрации Президента РФ, 2 заместителя Руководителя Администрации Президента РФ, заместитель Руководителя Администрации Президента РФ - пресс-секретарь Президента РФ, помощник Президента РФ, включая помощников Президента РФ - начальников управлений Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, советников Президента РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений по перечню согласно приложению.

Самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ состоят из департаментов.

Руководитель Администрации Президента РФ и помощники Президента РФ подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации Президента РФ координирует деятельность помощников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Первые заместители Руководителя Администрации Президента РФ и заместители Руководителя Администрации Президента РФ по поручению Руководителя Администрации Президента РФ осуществляют кадровые назначения в Администрации Президента РФ, решают иные организационные вопросы.

Один из первых заместителей Руководителя Администрации Президента РФ по поручению Руководителя Администрации Президента РФ в случае его временного отсутствия исполняет его обязанности.

Помощники Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право обращаться к соответствующим федеральным министрам и руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.

Помощники Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, а также обеспечивать деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативных органов при Президенте РФ.

Советники Президента РФ подчиняются Президенту. Руководитель Администрации Президента РФ координирует деятельность советников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Советники Президента имеют право при подготовке докладов Президенту РФ запрашивать от федеральных министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Координация деятельности советников Президента может быть возложена на первых заместителей Руководителя Администрации Президента, заместителей Руководителя Администрации Президента РФ, заместителя Руководителя Администрации Президента - пресс-секретаря Президента, помощников Президента, включая помощников Президента РФ - начальников управлений Президента.

Советники Президента РФ по поручению Президента РФ могут обеспечивать деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ.

Деятельность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах координирует Руководитель Администрации Президента РФ, а деятельность полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ - один из первых заместителей Руководителя Администрации Президента РФ.

Для обеспечения реализации своих задач и функций в составе Администрации созданы самостоятельные подразделения, такие как:

Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления)

Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления)

Государственно-правовое управление Президента РФ

Канцелярия Президента РФ (на правах управления)

Контрольное управление Президента РФ

Референтура Президента РФ (на правах управления)

Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления)

Управление Президента РФ по внешней политике

Управление Президента РФ по внутренней политике

Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров

Управление Президента РФ по государственным наградам

Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан

Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ

Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций

Управление пресс-службы и информации Президента РФ

Управление протокола Президента РФ

Экспертное управление Президента РФ

Управление Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ

Управление Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия

Управление Президента РФ по общественным связям и коммуникациям

(Управление Президента РФ по научно-образовательной политике

Управление Президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии

Управление Президента РФ по общественным проектам

Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции:

- организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;

- подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;

- подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

- подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;

- обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

- подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;

- обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

- осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в т. ч. по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

- подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ;

- подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

- обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

- обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

- обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства РФ;

- организационное обеспечение полномочий Президента по осуществлению актов помилования;

- сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

- учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;

- обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Согласно Положению «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849) Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе (далее - полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ; непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

В целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

- обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;

- организует контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;

вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ, Почетной грамотой Президента РФ высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента РФ;

принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;

вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Ответ:

Местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти РФ, отнюдь не исключается из процесса управления государством в целом. Систему органов государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления территорий. Гражданин государства в первую очередь житель, и лишь потом участник политических процессов. Почти все государственные решения, затрагивающие его интересы, проходят через местные органы власти.

Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.

Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами: наличие необходимых властных полномочий; издание нормативных актов; их обязательность к исполнению; применение санкций за неисполнение; наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть; универсальный характер; осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).

В системе отношений «государство – местное самоуправление» первому отводится роль ведущего, второму можно претендовать только на место ведомого:

1. Статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и федеральных законах. Необходимость конституционного признания местного самоуправления в связи с Европейской хартией приобрела универсальный характер: «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по мере возможности в Конституции государства» (ст. 2 Хартии).

2. Государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст.12 Конституции РФ – в РФ местное самоуправления признается и гарантируется).

3. Органы государственной власти гарантируют местному самоуправлению право на судебную защиту (ст.133 Конституции РФ, ст.11 Хартии).

4. Местные дела решаются муниципальными органами, хотя и самостоятельно, но в русле общей государственной политики.

5. Органы местной власти наделяются отдельными государственными полномочиями. Их изъятие также возможно по инициативе государства.

6. Содержание и объем полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления определяются государством. Следовательно, изменение данных параметров также в его воле. В литературе, посвященной местному самоуправлению, этот феномен часто определяют как невозможность муниципальных органов устанавливать собственную компетенцию. Действительно, это прерогатива государственной власти.

Таким образом, местное самоуправление привязано к государству очень прочными нитями. Не будет преувеличением признать, что оно полностью от него зависит, ему подчинено и живет по его законам. Однако отметим, что осуществление федеральными и региональными органами государственной власти исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления Федеральный закон № 131 допускает только в случаях и порядке, установленных российским законодательством. Необходимо заметить, что данное ограничение, прежде всего, касается исполнительно-распорядительных полномочий.

Муниципальное управление активно взаимодействует государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государства в целом, его отдельного региона (субъекта федерации), конкретного местного сообщества. Взаимодействие строится на следующих принципах: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, уставов муниципальных произвольных действий их участников. При заключении договоров и соглашений должна быть соблюдена добровольность.

Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.

Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров соглашений органы государственной власти и органы МСУ создают совместные координационные, консультативные, совещательные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер.

Поскольку МСУ отведена роль ведомого целесообразно рассмотреть полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

- определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых ФЗ-131;

- правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных ФЗ-131;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ-131;

- входят в состав конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту.

Наделение ОМС отдельными государственными полномочиями

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы государственной власти осуществляют контроль осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия ОГВ субъектов Федерации в сфере территорий и границ муниципальных образований

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 12 ФЗ-131).

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии со ст. 13 ФЗ-131.

Полномочия субъектов Федерации по регулированию муниципальной службы

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, ФЗ-131, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

3. Виды субъектов РФ и их правовой статус. Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами в РФ. Сложносоставные субъекты в РФ.

Ответ:

Под конституционным статусом субъекта федерации понимается совокупность закрепленных в конституции характеристик политико-территориального образования в федеративном государстве.

Определяющее значение в установлении статуса территориальной единицы имеет степень ее участия в распределении или изменении учредительных полномочий между центром и территориями. Для изменения конституции федеративного государства требуется согласие субъектов. Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Наши рекомендации