Эволюция форм собственности на землю

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


   

Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. Но в отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс шел медленнее.

На начальном этапе (до Х в.) формирование феодальных отношений на Руси шло путем возникновения верховной государственной собственности на землю. Характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Непосредственные производители (крестьяне, ремесленники) были подчинены княжеской власти. Основной формой зависимости были государственные подати: поземельная (дань) и судебная (вира).

На втором этапе (X – начало XIII в.) складывается и растет индивидуальная крупная земельная собственность – вотчинная собственность (феодальная вотчина). Феодальная вотчина - земельные владения и хозяйственные постройки, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности. Возникла в X (княжеская) – XI вв. (боярская, монастырская). Феодальная вотчина была неотделима от труда зависимого населения, которое за право пользоваться землей должно было платить оброк и отрабатывать барщину.

Оформление феодальных отношений (феодализация – складывание феодальной собственности на землю и формирование двух феодальных сословий феодалов и зависимых крестьян) в конце XI – начале XII в. привело к децентрализации (феодальной раздробленности) Древнерусского государства. Одновременно с феодальной вотчиной продолжала существовать и крестьянская община («мир», «вервь»), которая состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений.

Третий этап (конец XIII - начало XV вв.) - это время роста феодального землевладения. Основной формой феодального землевладения оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. Основным путём развития вотчины в это время было пожалование князем земли с крестьянами. Зависимость сельского населения усиливалась в связи с развитием собственности. В крестьянстве уже четко разделяются две основные категории: крестьяне-общинники, которые выплачивали государственную ренту, выполняли различные повинности, но не были лично зависимы от феодала и крестьяне владельческие, ведущие свое хозяйство на наделе в системе феодальной вотчины (княжеской, боярской, монастырской, поместной) и лично зависимые от феодалов.

Четвертый этап (XV - XVI вв.) - изменился характер землевладения князей, которые, став подданными государя Руси, сохранили право собственности на свои земли, но эти владения все больше сближались с обычными вотчинами. Постепенно с княжеским землевладением сближалось боярское. Создается государственная поместная система. Теперь военные слуги государства (помещики) «испомещались» на земле (поместье), за счет которой они и должны были обеспечивать себя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы. Возникновение поместного землевладения определялось военными потребностями государства. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики.

Пятый этап (XVII в.) - происходило расширение крепостнического землевладения за счёт пожалования дворян (помещиков) чёрными и дворцовыми землями, что сопровождалось ростом численности закрепощённого населения. В среде дворян постепенно утрачивалась прямая связь между службой и её вознаграждением: поместья оставались за родом и в том случае, если его представители перестали нести службу. Поместье теряло черты условного землевладения и приближалось к вотчине, между которыми к XVII в. сохранялись формальные различия. Стираются грани между отдельными категориями крестьянства, т.к. всех их уравнивало крепостное право.

Шестой этап (XVIII в.) - дальнейшее усиление крепостного права. Поместье приравнивается в правах к вотчине. Бояре и дворяне сливаются в одно служилое сословие. Дворяне становятся привилегированным сословием.

Седьмой этап (XIX в.) – кризис крепостнических отношений, разложение феодализма, зарождение капиталистических отношений в сельском хозяйстве, земля становится объектом купли-продажи.

2 вопрос

Эволюция форм собственности на землю - student2.ru НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Культура СССР в послевоенное время Культура СССР в послевоенное время Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены. В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. В послевоенный период средняя школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих. В середине 60-х годов средняя школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х начался переход к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится 11-летней (правда, в основном теоретически), начиная обучение с шести лет. В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в США и Японии 0,5%, в Англии 0,7%, в остальных странах значительно больше (Европе в целом 2,3%). В 1988 году была разработана программа перестройки системы образования, в которой среднее образование рассматривалось как базовое для получения затем средне специального или высшего образования. В годы войны сроки обучения в вузах также были сокращены до 3 лет, после войны продолжительность обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент. После войны были восстановлены Академии наук в Западных республиках Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 -70 годы в других республиках Средней Азии. В условиях холодной войны перед учёными были поставлены колоссальные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет - водородной. К началу 70-х годов в целом сложился паритет ядерных вооружений между США и СССР (правда, американцы нас могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30). В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) - международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос. В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Буквально шок в мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника земли! Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек - Юрий Гагарин. Это был триумф советской науки и техники. Целый ряд советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премий: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году группа советских физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое - «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году П.Л. Капица - за открытия в области физики низких температур. Число научных работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию. Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена - бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф., были обвинены в преклонении перед Западом. Подобные проработки в ещё большей степени затронули деятелей художественной культуры. В 1946 году появилось печально известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 - 80-е годы партия и правительство не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу, оно в послевоенные годы не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно больше. Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих «несимпатичных» и «непонятных» Хрущёву и его приближённым писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых «шестидесятников». В литературе вполне официальной появлялись произведения интересные и талантливые. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин - герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме. Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются». В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов). С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях. Нарасхват покупались книги Трифонова, Тендрякова, Айтматова, Распутина, Астафьева. Но 70 - 80-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами. «Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О. Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым. Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова. В конце 60-х, когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец, театры - студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами. Кинобум начался в конце 70-х - начале 80-х. «Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Споры велись вокруг фильмов Тарковского и никогда вокруг Н. Михалкова. Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.). В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом - Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров. В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет. В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века. «Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы. С конца 50-х - 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин. Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х - 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки. Столь же противоречиво развивалась и архитектура. Война, разрушившая огромное количество городов и поселков, поставила в повестку дня широкие восстановительные работы. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева. С восстановлением жилых районов дела шли хуже. Восстанавливаемым городам придавался монументальный облик: широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». Сроки такого строительства были весьма длительными. В стране катастрофически не хватало жилья. В больших городах преобладали «коммуналки», очередь на жилье растягивалась на десятки лет. В 1955 было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «об устранении излишеств в архитектуре…». Началось строительство всем известных «хрущёвок». Несмотря на всю их неприглядность в те годы они сыграли положительную роль. Квартиры в них были спланированы так, что даже самый экономный партийный работник не мог превратить их в коммуналки. За десяток лет очередь на получение жилья снизилась вдвое, хотя жилищная проблема не решена до сих пор и перспектив ее решения не видно. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.


18 билет

Структура феодального землевладения.Земельная собственность в России носила сословный характер. Основными формами землевладения в России были:

Государственное (черносошное) землевладение, в основном находилось на окраинах страны – севере, юге, преобладало на Урале, в Поволжье, Сибири.

Вотчинное землевладение – одна из ранних форм владения землёй появилась в конце XI- XII. Владелец вотчины являлся частным собственником и мог передавать её по наследству, продавать, закладывать. На вотчинном праве имели земли князья- потомки удельных князей Рюриковичей и Гедеминовичей и бояре, составлявшие высшую прослойку феодального общества.

Поместья - форма землевладения, появившаяся в XII веке. Поместья предоставлялись в пожизненное владение дворянам, составлявшим двор князя или знатного барина. Держатель поместья не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать землю. Помещичье землевладение занимало значительную часть территории в центре страны, где соседствовало с вотчинами, оказывая на него значительное внимание.

Монастырское - XIII- XIV века. Земли принадлежали монастырям, которые пополняли свои владения за счёт присвоения «чёрных» земель, а так же за счёт отчуждения земель светских феодалов с помощью вкладов, купли, обмена. В отдельные периоды это составляло 1/3 всех земель России.

Общинное - существовало до XVII века земли принадлежали крестьянской общине.

Крестьянское - мелкое, частное владение до XVIII века. С развитием самодержавия и крепостного права, крестьяне лишились собственной земли и пользовались наделами, выделенными помещиком, за это несли повинность.

Черносошное (крестьянское) – земли, на которых жили государственные крестьяне, платившие налог.

Эволюция форм собственности на землю.Основу экономики русского государства составляло земледелие. «Кто владеет землёй, тот владеет властью», поэтому на протяжении многовековой истории России вопрос землевладения один из главных. За этот период эволюция форм собственности прошла ряд этапов:

I этап VII- IX в. в. Догосударственный период. На этом этапе в основном преобладала общиннаясобственность на землю, которая принадлежала всей общине. В VIII- IX вв. с развитием хозяйства, орудий труда, повышением культуры землевладения наступает смешанный тип землевладения, при котором большая часть земли остаётся в руках общины, другая часть становится собственностью отдельной семьи. Появление частной собственности на землю предопределяет дальнейшее развитие общества (появляется неравенство, классы, государство), а вместе с ним и развитие форм собственности на землю.

II этап IX- XIV в. Генезис феодальной собственности на землю. С появлением государства Киевская Русь начинают формироваться феодальные формы землевладения X-XI в. начался процесс «окняжения» земель, когда территория подвластная племенам переходила под власть князей, а население, жившее на этих землях, начинает выплачивать дань – своеобразную феодальную ренту в форме «полюдья».

В конце XI - начале XII века начинается интенсивный рост боярского землевладения «обояривание» земель, который сопровождался захватом общинных земель, закабалением смердов, усилением их эксплуатации. В XII – начале XIII вв. продолжалось интенсивное формирование и укрепление класса земельных собственников. Появление сильной верхушки земельных собственников стало одной из главных причин феодальной раздробленности. Период монгольского нашествия и установления ига Золотой Орды XII – I пол. XIV в. приостановили процесс развития форм собственности на землю.

III этап II п. XIV – XV вв. знаменует собой новый этап в развитии феодализма на Руси, когда наряду с бурным ростом крупного феодализма землевладения (княжеского, боярского), появляется новая форма держания земли - условное (за службу, когда земля не является собственностью землевладельца и не передаётся по наследству). Поместья «детей боярских» и «слуг под двором», представлявших собой средние и мелкие слои феодалов, зависимых от верховной власти. Тогда же начинают значительно расти и владения духовных феодалов. В XIV в. возникает ряд монастырей: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозёрский и др. Закладываются основы их грандиозных вотчин. Таким образом, за период с IX по XIV в на фоне государственного землевладения оформляется частное (вотчинное), условное (поместное) и монастырское формы владения землёй при одновременном сокращении общинной и крестьянской формы держания земли.

IV этап. Эволюция землевладения в период Московской Руси , I пол. XV – XVII вв.С образованием и укреплением единого централизованного государства возрастает доля государственных (черносошных земель за счёт ликвидации ряда княжеств (Тверского, Псковского, Новгородского), а также за счёт расширения территорий государства с присоединением Поволжья, Урала, Западной Сибири. Это укрепило позиции государства во власти. Значительно усиливается роль поместного землевладения. В этом большую роль сыграло государство, которое было заинтересованно в быстром росте значения дворянства, являвшегося его социальной опорой. Одновременно идёт очень активное наступление на вотчинное землевладение, т.к. независимые собственники бояре были главным препятствием в возвышении государства над обществом. Кол-во боярских вотчин в XVI – XVII вв. резко сократилось, особенно в период правления Василия III и Ивана IV.

«Смутное время» и начало правления новой династии Романовых в XVII в. продолжили тенденции сокращения доли вотчинного и увеличения роли поместного землевладения при сохранении приоритета государственного держания земли. Согласно Соборному уложению 1649 г. снижается доля и монастырского землевладения.

V этап XVIII в.Реформаторская политика Петра I в н. XVIII в. внесла серьёзные коррективы в вопросы землевладения. Согласно «Указу о единонаследии» дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Это знаменовало собой окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс и как следствие – завершение процесса формирования феодального землевладения. Отныне вотчины и поместья можно было передавать одному из детей, остальные сыновья дворянина должны были нести государственную службу.

VI этап вторая половина XVIII в. Завершение процесса складывания феодальной собственности на землю.

При Екатерине II дворяне получили полную свободу действий в распоряжении своими поместьями, в т.ч. и крестьянами и их земельными владениями. В 1764 г. Екатерина II, в условиях массовых волнений провела секуляризацию (изъятие) церковных имуществ и церковь перестала быть владельцем земли. Были закрыты десятки монастырей, установлены штаты и оплата церковных служителей из государственной казны. 1 млн. душ мужского пола, бывших монастырских крестьян перешили под власть государства.

Таким образом, в результате эволюции форм собственности на землю к концу XVIII в. сложилось 2 типа владения землёйГосударственная и феодальная. При этом государственное преобладало над феодальным.

Крепостное право в России.

В исторической науке всегда уделяли большое внимание вопросу о происхождении крепостного права в России. В XIX в. возникли две теории возникновения крепостничества − «указная» и «безуказная». Согласно «указной» теории (С. Соловьев) крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органов государственной власти, последовательно издавших на протяжении нескольких столетий указы крепостнического характера. По мнению сторонников этой теории, государство прикрепило крестьян к земле прежде всего в своих интересах, для того, чтобы обеспечить материальную возможность сословию служилых землевладельцев и держателей земли нести военную службу. При этом, закрепощая крестьян, государство одновременно прикрепляло к военной службе и служилое сословие. Сторонники «безуказной» (В. Ключевский) теории не отрицали значения указов, прикреплявших крестьян к земле. Однако сами эти указы, по их мнению, были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений в сфере экономики и лишь юридически оформляли их. В советской исторической науке вопрос о возникновении крепостничества в России решался с точки зрения классового подхода. По мнению советских историков, крепостничество было следствием обострения классовой борьбы в XIV−XVI вв. между крестьянами и феодалами-помещиками, интересы которых выражало «централизованное государство».

Закрепощение крестьян происходило в процессе становления в России особой системы феодального хозяйства и права − крепостничества, которая характеризовалась юридическим прикреплением крестьян к земле и разнообразными формами их внеэкономического принуждения.

Наши рекомендации