I. Предмет отечественной истории. История россии – неотъемлемая часть всемирной истории.

Сущность, формы, функции исторического знания.

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

История выполняет несколько социально значимых функций.

Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово «история» часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Следующая >

2 вопрос

Революция 1917 г. в России

Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Поражение на фронте в борьбе с Германией, ухудшение положения народа, вызванное войной – породило массовое недовольство.

Ситуацию усугублял экономический кризис, наметившийся в 1915-1916 гг. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала нужды фронта. Однако ее однобокое развитие привело к тому, что тыл страдал от нехватки предметов народного потребления. Следствием этого явилась повышение цен и рост инфляции: покупательная способность рубля упала до 27 коп. Развились топливный и транспортный кризисы. Пропускная способность железных дорог не обеспечивала военных перевозок и бесперебойную доставку продовольствия в город. Особенно острым оказался продовольственный кризис. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, отказывались поставлять продукты своего хозяйства на рынок. В России впервые появились очереди за хлебом. Процветала спекуляция. Поражение России на фронтах первой мировой войны нанесли значительный удар по общественному сознанию. Население устало от затянувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. На фронте участились братание с противником и дезертирство. Революционные агитаторы использовали все промахи правительства для дискредитации правящих верхов. Большевики желали поражения царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую.

Активизировалось либеральная оппозиция. Усилились противостояния Государственной думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. Речь Н.Н. Милюкова 4 ноября 1916 года с острой критикой политики царя и министров положило начало «обличительной» компании в IVГосдума. «Прогрессивный блок» - межпарламентская коалиция большинства думских фракций – потребовал создание правительства «народного доверия» ответственного перед Думой. Однако НиколайIIотверг это предложение.

Николай IIкатастрофически терял авторитет в обществе из-за «распутинищины», бесцеремонного вмешательства царицы Александра Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего. К зиме 1916-1917 гг. все слои населения России осознали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис.

Февральская революция.

В начале 1917 года усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявило о его закрытии. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице.

23 февраля (по новому стилю - 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие с лозунгами «Хлеб!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Их политическая демонстрация положило начало Революции. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Не прекращались демонстрации и митинги.

Вечером 25 февраля Николай IIнаходившийся в Могилеве, направил командующему Петроградским военным округом С.С. Хабалову телеграмму с категорическим требованием прекратить беспорядки. Попытки властей использовать войска положительного эффекта не дали, солдаты отказывались стрелять в народ. Однако офицеры и полиция 26 февраля убили более 150 человек. В ответ гвардейцы Павловского полка, поддержав рабочих, открыли огонь по полиции.

Председатель Думы М.В. Родзянко предупредил Николая II, что правительство парализовано и «в столице анархия». Для предотвращения развития революции он настаивал на немедленном создании нового правительства во главе с государственным деятелем, пользующимся доверием общества. Однако царь отверг его предложение.

Более того, он и совет министров приняли решение прервать заседание Думы и распустить ее на каникулы. Николай IIпослал войска для подавления революции, но небольшой отряд генерала Н.И. Иванова был задержан и не пропущен в столицу.

27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции.

Начались аресты царских министров и образования новых органов власти. В тот же день на заводах и воинских частях, опираясь на опыт 1905 года, когда родились первые органы политической власти рабочих, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих солдатских депутатов. Для руководства его деятельностью был избран Исполнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, его заместитель – эсер А.Ф. Кепенский. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 27 февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко. Задачей комитета было «Восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства.

28 февраля Николай IIвыехал из Ставки в Царское село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повернуть на Псков, в штаб северного фронта. После консультации с командующими фронтами он убедился, что сил для подавления революции нет. 2 марта Николай подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого Князя Михаила Александровича. Однако, когда депутаты Думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летне правление классы и партии.

Буржуазия, значительная часть состоятельной интеллигенции (около 4 млн. человек) опирались на экономическую мощь, образованность, опыт участия в политической жизни и управления государственными учреждениями. Они стремились предотвратить дальнейшее развитие революции, стабилизировать общественно политическую обстановку и упрочить свою собственность. Рабочий класс (18 млн. человек) состоял из городских и сельских пролетариев. Они успели почувствовать свою политическую силу, были предрасположены к революционной агитации и готовы с оружием защищать свои права. Они боролись за введение 8-часового рабочего дня, гарантию занятности, повышение заработной платы. В городах стихийно возникали фабрично-заводские комитеты. Для установления рабочего контроля над производством и решение спорных вопросов с предпринимателями.

Крестьянство (30 млн. человек) требовало уничтожение крупной частновладельческой земельной собственности и передачи земли тем, кто ее обрабатывает. В деревне создавались местные земельные комитеты и сельские сходы, которые принимали решение о переделе земли. Отношения между крестьянами и помещиками были крайне напряженными.

Крайне правые (монархисты, черносотенцы) после февральской революции потерпели полный крах.

Кадеты из оппозиционной партии стали правящей, превоначально заняв во временном правительстве ключевые посты. Они стояли за превращение России в парламентскую республику. В аграрном вопросе они по прежнему выступали за выкуп государством и крестьянами помещичьих земель.

Эсеры наиболее массовая партия. Революционеры предлагали превратить Россию в федеративную республику свободных наций.

Меньшевики – вторая по численности и влиянию партия – выступала за созидание демократической республики.

Большевики заняли крайне левые позиции. В марте руководство партии было готово сотрудничать с другими социальными силами. Однако после возвращения В.И.Ленина из иммиграции была принята нег программа «Апрельские тезисы».

Наши рекомендации