Структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Различают следующие элементы налоговой системы:
1) совокупность налогов и сборов;
2) налоговое законодательство;
3) формы осуществления налогового контроля;
4) принципы построения налоговой системы.
В настоящее время в РФ налоги распределены по закрепленности за уровнем власти:
- федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, водный налог, НДПИ, сбор за право пользования объектами водного мира и водных биологических ресурсов;
- региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;
- местные: налог на имущество физических лиц, земельный налог.
Принципы построения налоговой системы обусловливают ее структуру.
принципов налогообложения, как:
- системность, обеспеченная целостностью налоговой системы на базе жесткой централизации управления налогами со стороны государства и на основе соответствующего законодательства, взаимоувязанности разных налогов, исключающей двойное налогообложение с правом выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, при строгом разделении налогов на центральные и местные;
- гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основании ежегодно принимаемых государством законов;
- социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание экономического развития регионов.
выделены лишь как «основные начала» законодательства о налогах и сборах.
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ.
Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).