Социальное партнерство как принцип социального государства.
Лекция №6
Принципы социального государства
Ключевые слова: Принципы социального государства, Солидарность, Социальная справедливость, Тарифная автономия работодателей, Тарифная автономия работников и их объединений, Экономическая свобода человека
Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
— экономическая свобода человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
— доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;
— социальная справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных граждан в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;
— участие работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.
В современном обществе, считают ВА.Каменецкий и В.П.Патрикеев, должен действовать принцип «государство для человека», последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте социальною государства. По их мнению это выражается:
— в признании морального и юридического приоритета естественного права перед дозволительным, то есть позитивным;
— в признании человека единственным субъектом права собственности на все объекты собственности, существующие в государстве;
— в признании первичности обязанностей члена общества перед ею правами по отношению к другим членам общества;
— в признании особой роли нематериальных объектов собственности, которые не могут быть отчуждены от человека;
— в признании человека в качестве единственного субъекта налогообложения;
— в признании первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;
— в признании приоритета социальных статей государственною бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат — правительство;
— в признании человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.
Социальное партнерство как принцип социального государства.
Понятие «социальное партнерство» закрепилось в законодательной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства. Постепенно, когда государство утрачивает свои классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбе. Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно, кроме того, выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнении арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.
На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.
Эти основные положениия социальной политики государства во многом взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения их функционирования — в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы. Первый из них - тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства. Для того чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т.п., необходимо соблюдение определенных условий: стороны должны законодательно наделяться полномочиями и нести ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей действие этого механизма, должны быть законы об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей. Другим механизмом является государственный надзор за действием рыночных сил и институтов, поощрение тех из них, которые направлены на обеспечение конституционных целей страны и препятствуют ухудшению жизни людей и ослаблению государства.
Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности, достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические, выступая как средство достижения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов — устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира. Социальное партнерство в утвердившемся понимании — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая представляет собой один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, представленных в обществе. И в этом смысле социальное партнерство представляет собой один из главных принципов демократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, труппами, взаимодействующими в обществе.
Не менее значим и такой принцип социального государства, как участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни. Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативно-правовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реализации этого принципа на основе системы социального партнерства особая роль принадлежит профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов его семьи.
Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, как способ согласования противоположных интересов, как метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле — социальное партнерство это один из способов представления интересов каких- либо социальных групп в обществе и принцип социального государства. Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства - государства, и таким образом, социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательный субъект, но одновременно выступает как один из принципов государств Социальное пнртнсрстио является обязательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве - важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власги, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом, в социальном государстве этот принцип является одним из главных оснований усиления своей «социальности».
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите основные принципы европейских социальных государств ?
2. Назовите отличительные особенности применения этих принципов в современной России.
3. Раскройте механизмы реализации принципов социального государства.
4. В признании каких прав граждан заключается формула «государство для человека»?
1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства
Ключевые слова: Государственный социальный стандарт Потребительская корзина Права и гарантии социального государства Признаки социального государства Принцип субсидиарной ответственности, Социальные нормативы, Социальные нормы и стандарты, Состояние социального государства, Характеристики социального государства, Черты социального государства.
Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится «обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, серы, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия»32. Немецкие ученые выделяют такие характеристики социального государства, как высокий прожиточный минимум, социальное равенство, социальное обеспечение, общий подъем благосостояния33.
Профессор А.Н.Аверии дает такую характеристику, по которой государство можно отнести к социальному: «Можно сказать, что социальным является такое государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту и выполняет масштабные по своему объему социальные функции»34.
Социальным можно считать лишь то государство, где соблюдаются следующие права и гарантии:
— гарантии проведения при любых системах и структурных преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека* — на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
— гарантии наличия определенной социальной структуры у любого хозяйствующего субъекта, любого собственника средств производства;
— гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
— права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых соглашений;
— права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи — основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, прежде веет молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
— финансовый, использует его для осуществления социальной деятельности, социальных функций, для проведения социальной политики. Смысл деятельности, обозначаемой этими близкими понятиями, состоит в решении социальных проблем, т.е. проблем, непосредственно касающихся жизни людей, условий и образа жизни членов общества и в особенности - наиболее нуждающихся слоев и категорий населения. Б отношении последних социальная деятельность государства предполагает оказание им прямой материальной поддержки и помощи... Государство таким образом предоставляет им материальное содержание для удовлетворения хотя бы элементарных жизненных потребностей... И действительно, деятельность такого государства воплощает в себе защиту со стороны социума, общества, индивидов, граждан от реального или потенциального воздействия на них неблагоприятных факторов и ситуаций, порождаемых различными системами социального взаимодействия и образуемой ими средой»35.
Степень сформированности на практике принципов социального государства можно установить по уровню развитости социальной политики. В зависимости от выбранной концепции развития социального государства определились два подхода. Одни авторы, раскрывая суть концепции социального государства, утверждают, что основной признак социального государства — это система общественных и производственных отношений, основанная на уважении и соблюдении естественных прав и свобод всех граждан, создающая условия для самореализации и свободного развития личности... При высоком уровне экономического развития большинство социальных проблем решается само собой, не требуя никакого участия государства. Как ни парадоксально, но подлинно социальное государство характеризуется минимальной сферой социальной деятельности, а сами социальные заботы из правила становятся исключением.
Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы36. Этот подход на практике применим лишь к развитым странам и то лишь при условии, если государство устанавливает механизм перераспределения доходов в пользу тех, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно решать свои бытовые и другие социальные проблемы.
Второй подход приближается к патерналистскому определению государственного устройства. «Социальное государство - государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социатьной защиты... В связи с формированием рыночной экономики, приватизацией большей части бывшей государственной собственности расходы бюджетной системы социального государства должны нести преимущественно социальный характер и быть направлены прежде всего на поддержку социально уязвимых сторон (индивидов, пенсионеров, семей с малолетними детьми, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев), а также на обеспечение минимальных гарантий бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения, культуры.
Политические возможности социального государства связаны с реализацией принципа субсидиарной ответственности (курсив наш. —Авт.). Основной ответственностью признается ответственность перед собой и своей семьей. Дополнительная, общественная ответственность, которую человек и его семья принимают на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и с точки зрения невозможности нести ее одному. И лишь тогда ресурсы в виде налогов, сборов и добровольных трансфертов передаются ста тот уровень организации общества, который наиболее приспособлен для осуществления тех или иных общественных задач»37.
Профессор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации Т.С.Сулимова выделяет три признака, характеризующих социальное государство:
а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;
б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;
г) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни38.
Как видно, два подхода к характеристике социального государства существенно отличаются. Эти резко отличающиеся концепции применимы к различным стадиям развития общества.
Реальное состояние социального государства характеризуется уровнем выполнения им социальных обязательств, соблюдения социальных стандартов. Социальные обязательства государства - законодательно закрепленная совокупность общественных благ, которые оно обещает предоставить своим гражданам (бесплатное или льготное отдельным категориям населения). Социальный стандарт — это сложившееся представление большинства населения или определенной общественной группы о приемлемом для них уровне и качестве жизни. Социальное государство законодательно устанавливает уровень социальных гарантий на определенный период времени для граждан (по определенным показателям — для конкретных категорий людей). Эти гарантии выражаются через социальные нормативы и нормы. Социальные стандарты могут носить директивный или рекомендательный характер.
Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике. Разработку социальных нормативов в советский период осуществляли министерства и ведомства СССР, Госпланы союзных республик под руководством Госплана СССР. К этой работе привлекались соответствующие научно-исследовательские организации и ведущие ученые страны. Показатели учитывали обеспеченность населения предприятиями и учреждениями непроизводственной сферы, материальными благами и платными услугами. Социальные нормы (пост. Госплана СССР от 23.06.88 г. «О разработке социальных норм и нормативов*) включали следующие показатели отраслей социальной сферы.
В сфере здравоохранения — наличие коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; посещение амбулаторно-клинических учреждений ira 10 тыс. жителей; число жителей на одну аптеку; число мест в туристических учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, врачей и среднего медицинскою персонала на 10 тыс. жителей.
В сфере народного образованна — число дошкольных учреждений отдельно в юроде и в селе на 1000 детей дошкольного возраста; число мест в ПТУ на J 000 рабочих; наполняемость возрастных групп в дошкольных учреждениях, классов ~ в общеобразовательных школах; общую площадь зданий и сооружений, обеспеченность оборудованием, техническими средствами и электронно-вычислительной техникой, наличие автоматизированных рабочих мест на базе электронно-вычислительных машин отдельно по различным типам учебных заведений.
В области культуры — число мест в клубных учреждениях и постоянно действующих кинотеатрах на 1000 жителей, в стационарных театрах и концертных залах (отдельно по каждой позиции) на 100 тыс. городских жителей; число жителей на одну библиотеку (огдельно для городского и сельского населения); число учащихся школ эстетического воспитания на 10 тыс. жителей; обеспеченность населения печатной и аудиовизуальной продукцией (число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью); охват населения четырьмя программами радиовещания и программами телевидения (одной, двумя, тремя).
В сфере торговли и общественного питания — размер площадей торговых залов в городских и сельских магазинах; число посадочных мест на 1000 жителей в общедоступной сети общественною питания.
В жилищно-коммунальном хозяйстве — учет обеспеченности населения квартирами, индивидуальными домами на 100 семей, числа квадратных метров общей площади жилых домов на одного жителя; обеспеченность централизованным холодным и горячим водоснабжением, отоплением, электроэнергией, сетевым и сжиженным газом (городского населения), квартирными телефонами на 100 семей (отдельно для городских и сельских жителей).
Социальные нормативы указывали рекомендуемые рациональные размеры потребления населением основных групп пищевых продуктов: мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, сахара, овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод, хлебопродуктов, картофеля в соответствующих единицах измерения на одного жителя в год. Осуществлялся также учет норм рационального потребления важнейших изделий легкой промышленности и нормативов рациональной обеспеченности населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения: тканями, швейными и трикотажными изделиями, обувыо, чулочно-носочными изделиями. Наличие товаров длительного пользования (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, кинокамеры, холодильники, стиральные машины - всего 26 наименований) рассчитывалось на 100 семей, а платные услуги (бытовые, связи, пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные, культуры, здравоохранения и пр.) — в рублях на одного жителя.
Несколько ранее, в 1980 г. член-корреспондент АН СССР Ж.Т.Тощенко в пособии «Социальные нормативы и ориентиры» систематизировал и унифицировал социальные нормативы, определил понятие «социальный норматив» как научно обоснованную количественную и качественную характеристику оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученную на основе учета объективных закономерностей общественного развития и возможностей государства и направленную на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей, всестороннее развитие личности. Все социальные нормативы он сгруппировал следующим образом:
- нормативы, отражающие обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек;
- нормативы, отражающие требования, предъявляемые к городским и сельским жителям;
- нормы, связанные с использованием системы «человек- человек» или же отражающие нормы наличия продавцов, врачей, учителей, работников культуры и т.д. на 1 тыс. человек;
- нормы, учитывающие специфику регионов и производственных коллективов (с учетом того, что величина социальных нормативов не постоянна, так как подвержена сложным динамическим изменениям).
Среди актуальных задач современного этапа становления социального государства в России стоит разработка и внедрение социальных нормативов в практику всех действующих в нем субъектов. Настоятельная потребность в этом объясняется тем, что социальными процессами можно управлять только на основе применения своеобразных эталонов, позволяющих количественно и качественно оценивать уровень их развития.
Правительство Российской Федерации в апреле 1997 г. приняло постановление «О государственных минимальных социальных стандартах». Этот документ определил пели, принципы формирования и применения, типы и систему минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального, в том числе жилищно-коммунального обслуживания населения. В нем отмечалось, что «социальная стандартизация является вновь формирующейся сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органон государственной власти... При этом под государственными минимальными социальными стандартами понимаются установленные законодательством РФ социальные нормативы и нормы, регулирующие минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах, общедоступных бесплатных услугах»39.
Государственными социальными стандартами в сфере оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты труда, закрепляемый федеральным законом, и тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки ETC по оплате труда работников бюджетной сферы. Вобласти пенсионного обеспечения в число социальных стандартов следует включить законодательно устанавливаемые минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. В области социальной защиты назначаются государственные пособия гражданам по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих. К государственным социальным стандартам в области образования относятся бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений, перечень которых закреплен Федеральным законом «Об образовании», а также нормы обеспеченности населения образовательными услугами государственных и муниципальных учреждений.
Государственное социальное страхование в здравоохранении, утверждаемое на федеральном уровне, включает услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи, услуги санитарного и профилактического характера в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом.
П качестве государственных социальных стандартов в сфере культуры устанавливается перечень бесплатных и общедоступных
11 О государственных минимальных социальных стандартах. Постановление Правительства Российской Федерации. — Российская Федерация. 18 апреля 1997 г.
услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения.
Государственные социальные стандарты социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий населения, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, включают перечень необходимых услуг и нормы обеспеченности ими населения.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве государственных социальных стандартов определяется набор жилищ- но-коммунальных услуг, финансируемых с использованием средств бюджетов всех уровней, нормы потребления жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год, социальная норма площади жилья, предельная стоимость предоставляемых услуг в расчете на одного жителя в год и другие показатели, устанавливаемые законодательством для целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В области юридической помощи гражданам в качестве государственных социальных стандартов включены виды бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами, а также перечень лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, определяемых федеральными законами40.
17 февраля 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом но РФ и в ее субъектах. Они содержат: 1) принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности; 2) подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 3) примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и ее субъектам.
Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел, что органами власти различных уровней устанавливаются и обеспечиваются государственные минималь-
40 См.: Социальная политика: Толковый словарь. С. 191.
ные социальные стандарты, отражающие основные жизненные погреб!юсти населения. Некоторые нормы социальных стандартов определены также в Федеральном Законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации», в «Бюджетном кодексе российской Федерации».
Таким образом, социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения, механизм осуществления и контроля для таких целей, как:
— развитие и устойчивая работа отечественного социального рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность страны;
— реальное участие граждан в управлении производством, сферой услуг, общественной и государственной жизнью;
— проведение тарифной политики в интересах работодателя и работника;
— защита отраслей социальной сферы — образования, науки, здравоохранения, культуры и других, а также интересов тех, кто не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, — в целях создания достойных условий существования, равных возможностей для самореализации, благоприятной среды обитания и формирования нового типа социальных связей, основанного на принципах социальной справедливости, гражданского согласия;
— проведение политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
— утверждение активной социальной политики и социального партнерства, направленных на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека.
Контрольные вопросы и задания:
1. Почему социальное государство должно быть ориентировано на духовное, культурное и нравственное развитие граждан?
2. Какие права и гарантии должны соблюдаться в государстве, которое называет себя социальным?
3. Каким образом можно установить степень сформированности принципов социального государства?
4. Какими признаками характеризуется социальное государство?
5. В каких сферах общества применяются социальные нормы и стандарты?
6. С какой целью социальное государство вводит государственные минимальные социальные стандарты?
7. Какими показателями характеризуется уровень потребительской корзины?