Платон о государстве, праве и политике

Учение Платона о государстве, праве и политике изложено в его работах «Государство», «Законы», а также в иных произведениях. В них сформулированы теоретические положения, которые оказали значительное влияние на все последующее развитие политико-юридического знания. Некоторые из этих идей в наибольшей степени восприняты современными политологией и юриспруденцией:

1. О разделении и кооперации труда как основе государства. По мнению Платона, «государство ... возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом ... Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает ... название государства». Люди «кое-что уделяют друг другу и кое-что получают, и каждый считает, что так ему будет лучше». В основе государства лежит принцип: «Можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы».

2. О цели государства и законодательства. «Мы основываем ... государство, - писал Платон, - вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом ... При росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным ... Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества».

3. О цене некомпетентности политических руководителей и остальных людей. Как отмечал Платон, «если сапожники станут негодными, испорченными и будут выдавать себя не за то, что они есть на самом деле, в этом государству еще нет беды. Но если люди, стоящие на страже законов и государства, таковы не по существу, а только такими кажутся, ... они разрушат до основания все государство, и только у них одних будет случай хорошо устроиться и процветать».

4. О необходимых качествах политического руководителя. Во-первых, по природе он таков, что его «страстно влечет к познанию». И он стремится «ко всему бытию в целом, не упуская из виду», насколько это от него зависит, «ни одной его части, ни малой, ни большой, ни менее, ни более ценной», то есть поступает так, как влюбчивые люди. Человека влюбчивого «в какой-то мере поражают и возбуждают все, кто находятся в цветущем возрасте и кажутся ему достойными внимания и любви». И политик по природе «вожделеет не к одному какому-то виду мудрости, но ко всей мудрости в целом ... Если у человека отвращение к наукам, в особенности когда он молод и еще не отдает себе отчета в том, что полезно, а что - нет, мы не назовем его» политиком по природе. Во-вторых, политический руководитель должен обладать развитой способностью к абстрактному мышлению. Напротив, не политик по природе «замечает много прекрасного, но не видит прекрасного самого по себе, ... замечает много справедливых поступков, но не справедливость самое по себе».

5. О всемерном вовлечении женщин в политическую жизнь. Платон полагал, что «одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола. И по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины ... Остаются ли женщины в городе или идут на войну, они вместе с мужчинами ... всячески участвуют во всем, насколько это в их силах. Такая их деятельность и является наилучшей».

6. О законодательной деятельности политика как средстве для достижения общего блага граждан государства. Руководители государства, считал Платон, оценивая нарушения гражданами законов с точки зрения общегосударственных интересов, должны либо наказывать нарушителей, либо изменять законодательство. «Подлинный политик ... делает все, руководствуясь» пользой государства «и не заботясь о предписаниях, коль скоро ему что-нибудь покажется лучшим, чем то, что он сам написал и наказал ... Если какой-либо один человек или множество людей, которым предписаны законы, попытаются нарушить их в пользу того, что им представляется лучшим, то они по мере сил будут поступать так же, как ... подлинный политик».

7. Об объекте законодательной деятельности. Согласно взглядам Платона, законодатель ничем не должен пренебрегать. Он - врач, которому «поручен весь организм в целом». Если «он станет заботиться только о значительном, незначительными же частностями пренебрежет», то организм разрушится.

8. О надлежащей иерархии целей законодательства. Законы правильны, отмечал Платон, если «делают счастливыми тех, кто ими пользуется, предоставляя им все блага. Есть два рода благ: одни - человеческие, другие - божественные ... Меньшие блага - это те, во главе которых стоит здоровье, затем идет красота, на третьем месте - сила в беге и в остальных телесных движениях, на четвертом - богатство, но не слепое, а зоркое, спутник разумности. Первое же и главенствующее из божественных благ - это разумение. Второе - соответствующее разуму здравое состояние души. Из их смешения с мужеством возникает третье благо - справедливость. Четвертое благо - мужество. Все эти блага по своей природе стоят впереди тех, и законодателю следует ставить их в таком же порядке. Затем ему надлежит убедить сограждан, что все остальные предписания имеют в виду именно это, то есть земные блага обращены на божественные, а все божественные блага направлены к руководящему разуму». Поэтому «установите ... законы, которые ... направят ваши мысли не на наживу и богатство ... ; а так как существуют три вещи - душа, тело и деньги, то в ваших законах вы должны выше всего ставить совершенство души, на втором месте - совершенство тела, так как оно стоит ниже души, а на третьем и последнем - почтение к богатству, так как оно - слуга и души, и тела. Постановление, которое бы это учредило, могло бы считаться ... правильно изданным законом, в конце концов делающим истинно счастливыми тех, кто им управляется. Положение же, гласящее, что только богатые счастливы, само по себе неудачно. Это - глупое мнение». Иными словами, законодательство в первую очередь должно сделать народ разумным, во вторую - здоровым и сильным, в третью очередь - богатым. Другая иерархия целей законодательства неверна.

9. О необходимости для граждан государства заниматься политическими делами. По словам Платона, «самое приятное в жизни - заниматься собственными делами ... Но ... когда отечество призывает заняться его делами, было бы странно ... не послушаться этого призыва; ведь в таком случае надо освободить место и предоставить поле действия дурным людям, которые далеко не с самыми добрыми намерениями приступают к общественным делам ... А самое великое наказание - это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять. Мне кажется, именно из опасения такого наказания порядочные люди и управляют, когда стоят у власти. Они приступают тогда к управлению не потому, что идут на что-то хорошее и находят в этом удовлетворение, но по необходимости, не имея возможности поручить это дело кому-нибудь, кто лучше их или им подобен. Если бы государство состояло из одних только хороших людей, все бы, пожалуй, оспаривали друг у друга возможность устраниться от правления, как теперь оспаривают власть».

10. О правильной политике в условиях гражданской войны. В соответствии с представлениями Платона, «при междоусобиях конец бедствиям может быть положен не прежде, чем одержавшие верх перестанут стремиться ... к мести своим врагам ... и установят ... законы, изданные не столько в их интересах, сколько для пользы побежденных. Они заставят их выполнять эти законы под воздействием двух принудительных мер, уважения и страха, страха - потому, что они показали свое военное превосходство, а уважения - потому, что они показали себя более воздержанными в удовольствиях, а также потому, что сильнее хотят и лучше могут подчиняться законам. Другого пути для прекращения зла в государстве, страдающем от внутренних мятежей, нет ... И необходимо, чтобы победившие ... сами в своей среде выбрали тех, кого они знают как лучших ... Их ... надо ... просить и настойчиво требовать, чтобы они составили законы, не дающие преимущества ни победителям, ни побежденным, но равные и общие для всего государства ... Если победители покажут, что они больше подчиняются законам, чем побежденные, все преисполнится благополучия и радости и избавления от бедствий».

Наши рекомендации