Проблемы, связанные с изучением макроэкономики
Макроэкономика на сегодняшний день не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию.
Микроэкономика и макроэкономика
Все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование: в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне.
Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Заметим, что агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа).
В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее.
Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.
Краткая история макроэкономики
Þ Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.
Þ Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия (требует вмешательства государства в форме стабилизационной политики).
Þ В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Неоклассические теории: асимметричность информации и ожидания экономических агентов.
Þ Неокейнсианское направление на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.
Вопросы по теме:
1. Что изучает макроэкономика? В чем отличие макроэкономики от микроэкономики?
2. Как возникла макроэкономика?
3. Какие школы сложились в макроэкономике и как они эволюционировали?
4. Назовите несколько ключевых переменных, исследование которых занимается макроэкономика.
5. Какие рынки рассматривают в макроэкономике?
Лекция 2. Счета национального дохода
Валовой внутренний продукт
Определение. ВВП - рыночная стоимость предназначенных для конечного использования товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени.
Вопросы. Почему невозможно напрямую суммировать выпуск разных видов продукции?
Если автомобиль был произведен в 2001-ом году, а продается в 2002-ом году, то, как это отразится на ВВП 2001-го года и 2002-го годов?
Пример. Подсчет ВВП для гипотетической экономики.
Таблица 1.
Выпуск (шт.) | Цены (в условных ед.) | |
Столы | ||
Стулья |
ВВП= 30*20+40*15=1200 условных единиц.
Проблема двойного счета: включая в ВВП стоимость произведенного автомобиля, мы не должны учитывать отдельно стоимость его колес, иначе стоимость колес мы посчитаем дважды.
Решение проблемы: метод добавленной стоимости.
Определение. Добавленная стоимость - это разница между выручкой фирмы от продажи своей продукции и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой
Пример. Фермер произвел 10 кг зерна (для простоты будем считать, что стоимость семян равнялась нулю). Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг.
Вопрос: найти ВВП методом добавленной стоимости.
Стоимость, добавленная фермером равна 10 рублям.
Стоимость, добавленная мельником, равна 8*2-8*1=8 руб.
Стоимость, добавленная пекарем, составляет 7*3-7*2=7 руб.
Итого, суммарная добавленная стоимость равна 25 руб.
Вопрос: найти ВВП, следуя определению.
В данной экономике имеют место 3 вида готовой продукции:
хлеб (7кг стоимостью 21 рубль),
мука (1 кг стоимостью 2 рубля),
зерно (2 кг стоимостью 2 рубля).
Итого, в сумме получаем те же 25 рублей.
Вопрос: учитывается ли в ВВП изменение запасов готовой продукции за рассматриваемый период? По каким ценам?