Опорный конспект лекций по макроэкономике

Опорный конспект лекций по макроэкономике

Автор: Фридман А.А.

Предисловие

Данный конспект является составной частью методических материалов к курсу лекций по макроэкономике. Конспект не заменяет курс лекций, учебники и другую рекомендованную литературу. Данный материал призван повысить эффективность учебного процесса, и преследует следующие цели:

Ø облегчить усвоение материала на лекции (распечатав конспект соответствующей темы перед лекцией, вы можете сосредоточиться на обсуждаемых вопросах и лишь делать необходимые пометки в конспекте, а не спешно срисовывать определения и графики с доски);

Ø помочь при самоподготовке: с помощью краткого конспекта можно быстро восстановить изученный материал, а включенные в текст примеры и вопросы для самопроверки помогут вам осознать, разобрались ли вы в рассматриваемой задаче/проблеме,

Ø дать представление о том, что вы должны знать в рамках каждой темы (в конце каждого раздела приведен список вопросов, на которые вы должен уметь ответить после изучения данной темы),

Ø помочь сориентироваться в соответствующей литературе (приведены ссылки на учебники с указанием того, в каком учебнике данная тема освещена наилучшим образом). В текст не включены ссылки на статьи и другую дополнительную литературу, поскольку данные ссылки содержатся в учебном пособии.

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Рекомендуемые учебники:

К каждому разделу курса указаны соответствующие главы из вышеперечисленных учебников, а в скобочках звездочками помечено, насколько полно тема разобрана в данном учебнике: (***) означает, что тема рассматривается всесторонне, (**)- центральные вопросы темы в учебнике разобраны, (*)- многие аспекты изучаемой темы в данном учебнике не освещены.

Лекция 1. Введение в макроэкономику

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Что изучает макроэкономика?

В чем отличие макроэкономики от микроэкономики?

В курсе микроэкономики В курсе макроэкономики
Изучаются вопросы, связанные с ценообразованием: объяснение изменений относительных цен Изучается изменение общего уровня цен, то есть инфляция
Рассматривали труд как один из основных факторов производства, однако предметом нашего интереса было равновесие на рынках труда разной квалификации, специализации и т.п. Изучение динамики совокупной величина занятости в экономики, причин и динамики уровня безработицы.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Валовой внутренний продукт

Определение. ВВП - рыночная стоимость предназначенных для конечного использования товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени.

Вопросы. Почему невозможно напрямую суммировать выпуск разных видов продукции?

Если автомобиль был произведен в 2001-ом году, а продается в 2002-ом году, то, как это отразится на ВВП 2001-го года и 2002-го годов?

Пример. Подсчет ВВП для гипотетической экономики.

Таблица 1.

  Выпуск (шт.) Цены (в условных ед.)
Столы
Стулья

ВВП= 30*20+40*15=1200 условных единиц.

Проблема двойного счета: включая в ВВП стоимость произведенного автомобиля, мы не должны учитывать отдельно стоимость его колес, иначе стоимость колес мы посчитаем дважды.

Решение проблемы: метод добавленной стоимости.

Определение. Добавленная стоимость - это разница между выручкой фирмы от продажи своей продукции и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой

Пример. Фермер произвел 10 кг зерна (для простоты будем считать, что стоимость семян равнялась нулю). Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг.

Вопрос: найти ВВП методом добавленной стоимости.

Стоимость, добавленная фермером равна 10 рублям.

Стоимость, добавленная мельником, равна 8*2-8*1=8 руб.

Стоимость, добавленная пекарем, составляет 7*3-7*2=7 руб.

Итого, суммарная добавленная стоимость равна 25 руб.

Вопрос: найти ВВП, следуя определению.

В данной экономике имеют место 3 вида готовой продукции:

хлеб (7кг стоимостью 21 рубль),

мука (1 кг стоимостью 2 рубля),

зерно (2 кг стоимостью 2 рубля).

Итого, в сумме получаем те же 25 рублей.

Вопрос: учитывается ли в ВВП изменение запасов готовой продукции за рассматриваемый период? По каким ценам?

Соотношение между ВНП и ВВП

ВНПстраны А –доходы жителей страны А, получ. за границей + доходы иностранных граждан, получаемые в стране А = ВВПА

Проблемы измерения ВВП.

Þ Проблема двойного счета (решение: метод добавленной стоимости).

Þ Проблема теневой экономики.

Þ Некоторые товары и услуги, производимые и потребляемые в экономике, не поступают на рынок и, следовательно, не могут быть учтены официальной статистикой.

Þ Проблема изменения качества товаров.

Реальный и номинальный ВВП

Определение. Номинальный ВВП измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или, как иногда говорят, в текущих денежных единицах.

Определение. Реальный ВНП соизмеряет физический объём выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же ценах или, как говорят, в постоянных ценах.

Пример. Подсчет номинального и реального ВВП для гипотетической экономики.

Таблица 3.

  Выпуск 2000 г. Цены 2000г. Выпуск 2001 г. Цены 2001 г.
Столы
Стулья

Вопрос: Найдите на сколько процентов изменился номинальный ВВП данной страны в 2001 г. по сравнению с 2000 г.?

Ответ: Номинальный ВВП за год увеличился на 50%.

Вопрос: Какая доля роста ВВП относится к росту выпуска, а какая - к росту цен?

Ответ: Реальный ВВП вырос лишь на 20%, а оставшиеся 30% приходятся на эффект увеличения цен.

Таблица 4. Реальный ВВП России в ценах 1995 года, млрд. руб. (данные до 1988 приведены в деноминированных ценах).

Год
ВВП 1428,5 1321,4 1405,3 1546,5

Индексы цен

Определение. Дефлятором ВВП называют отношению номинального ВВП к реальному:

Дефлятор ВВП в периоде t = Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru , где t-рассматриваемый год, 0-базовый год, Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru -цена и выпуск Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru -го товара в период Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru . Вопрос: какому индексу в микроэкономике соответствует дефлятор ВВП?

Определение. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет затраты на приобретение фиксированного набора товаров и услуг (потребительской корзины):

ИПЦ= Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Вопрос: какому индексу в микроэкономике соответствует индекс потребительских цен?

Индекс цен производителей определяется аналогично индексу потребительских цен с той лишь разницей, что в качестве корзины товаров используются товары производственного назначения (то есть, товары на ранних стадиях процесса производства), в результате он включает сырьё и полуфабрикаты.

Таблица 5. Помесячные индексы цен (в процентах к предыдущему месяцу).

  ян- варь фев-раль март апрель май июнь июль август Сен-тябрь октябрь ноябрь декабрь
Индекс потребительских цен
102,8 102,3 101,9 101,8 101,8 101,6 100,5 100,0 100,6 101,1 101,4 101,6
103,1 101,2 101,1 101,2 101,7 100,5 100,7 100,1 100,4      
Индекс цен производителей
101,8 101,7 101,1 100,9 100,9 102,0 100,9 100,0 99,9 100,4 100,3 100,2
100,3 99,7 99,9 102,2 102,5 103,1 102,6 101,7 101,2      
                           

Измерение ВВП/ВНП

Þ по методу добавленной стоимости (производственный метод);

Þ со стороны доходов (распределительный метод);

Þ со стороны расходов (метод конечного использования).

Измерение ВНП со стороны доходов

ВНП-амортизация = чистый национальный продукт.

Национальный доход=чистый национальный продукт - косвенные налоги.

Личный располагаемый доход = ВНП - амортизация - налоги + трансферты.

Личный располагаемый доход идет на:

Þ потребительские расходы,

Þ личные сбережения,

Þ процентные платежи и

Þ трансферты иностранцам.

Измерение ВВП со стороны расходов

Þ расходы на конечное потребление (куда входит потребление не только домохозяйств, но и правительства),

Þ валовое накопление (накопление основного капитала или инвестиции и изменение запасов)

Þ чистый экспорт.

Таблица 6. Структура использования номинального ВВП России (в %).

Год
Всего
Расходы на конечное потребление 71,1 72,9 74,7 76,4 68,2 61,3 65,1 68,1
Валовое накопление 24,7 23,1 22,6 15,0 14,7 18,6 22,0 21,1
Чистый экспорт= экспорт - импорт 4,2 4,0 2,7 6,6 17,1 20,1 12,9 10,8

Эффект мультипликатора

Реакция равновесного выпуска на увеличение автономных расходов: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru млн. руб.:

Þ Прямое воздействие: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru млн. руб.

Косвенные эффекты: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

DY = (1+c+c2+c3+…) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru = Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru /(1-c).

Таблица 1. Прямой и косвенные эффекты, вызванные изменением автономных расходов.

Шаг     T Прирост величины совокупных расходов на данном шаге DAEt Прирост выпуска на данном шаге   DYt Суммарный (накопленный) прирост выпуска Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru
Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru
c Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru c Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru +c Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru = (1+c) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru
c2 Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru c2 Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru (1+c+c2) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Определение. Мультипликатор автономных расходов показывает, на какую величину изменится равновесный объем выпуска при возрастании автономного спроса на единицу.

Величина мультипликатора из выражения для равновесного дохода:

(6) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Лекция 5. Модель IS-LM

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рынок товаров и кривая IS

Функция инвестиций: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Предпосылка: цены фиксированы Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Вопрос: почему рост ставки процента при прочих равных условиях будет приводить к падению инвестиций?

Функция совокупных планируемых расходов:

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

В равновесии на рынке товаров: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Определение. Совокупность всех комбинаций ставки процента выпуска, при которых рынок товаров уравновешен, дает нам кривую, которую мы будем называть кривой IS.

Графический вывод кривой IS (рис.2)

Линейная функция планируемых расходов:

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

где с-предельная склонность к потреблению (0<с<1), t- ставка подоходного налога (0<t<1), b – чувствительность инвестиций к ставке процента (b>0), Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - автономные расходы ( Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ).

Ø Фиксируем i1, получаем Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru и равновесный выпуск Y1 в модели Кейнсианского креста;

Ø рассматриваем Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru , Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru лежит выше, чем Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru и Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ;

Ø изобразив точки Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru и Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru в осях Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru получаем IS.

Уравнение IS в линейном случае: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru , где Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

 
  Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис. 2. Геометрический вывод кривой IS.

Свойства кривой IS:

Ø имеет отрицательный наклон: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ;

Вопрос: объясните, почему кривая IS имеет отрицательный наклон.

Ø Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru и/или Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru IS- более пологая;

Вопрос: объясните экономический смысл данного результата.

чувствительности инвестиций к ставке процента.

Ø Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru IS сдвигается вправо на Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ;

Ø справа от IS- избыточное предложению на рынке товаров, а слева - избыточный спрос на товары.

Вопрос: объясните, почему слева от IS имеет место избыточный спрос на товары.

Рынки активов.

Финансовые активы: деньги, облигации, акции и другие ценные бумаги. Предпосылки: 2 группы: деньги и активы, приносящие процент (условно- облигации).

Вопрос: почему спрос на деньги – это спрос на реальные денежные балансы.

Обозначения: WN - номинальное богатство, Р- уровень цен, Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru -спрос на реальные денежные балансы, Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - спрос на облигации, Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - номинальное предложение денег в экономике, Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - предложение облигаций (в реальном выражении):

(4) (L-M/P)+(BD-BS)=0.

Выводы. Если Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru , то BD=BS, и наоборот. Если Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru , то BD<BS и наоборот, т.е. нет необходимости рассматривать оба рынка (денег и облигаций), а достаточно сконцентрировать внимание на одном (будем рассматривать только рынок денег).

Кредитно-денежная политика

Основной инструмент – покупка/продажа государственных облигаций, осуществляемая Центральным Банком (операции на открытом рынке).

Вопрос: Как изменится предложение денег, если Центральный Банк продаст гособлигации?

Последствия расширения денежной массы (кредитно-денежная экспансия Рис. 1):

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru избыточное предложение на рынке денег Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru избыточный спрос на рынке облигаций Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru при каждом Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru (LM- вниз) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru избыточный спрос на рынке товаров Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис.1 Влияние увеличения предложения денег на равновесие в модели IS- LM.

Вывод: в модели IS- LM кредитно-денежная экспансия приводит к росту выпуска и падению ставки процента.

Фискальная политика.

Реакция экономики на увеличение государственных закупок (см. рис.2):

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru избыточный спрос на рынке товаров Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ( Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - вправо) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

избыточный спрос на деньги Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Вывод: в модели IS- LM фискальная экспансия ведет к росту выпуска и ставки процента.

 
  Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис.2 Влияние роста государственных закупок на равновесие в модели IS- LM.

Вопрос: почему в модели IS-LM рост госзакупок привел к меньшему увеличению выпуска, чем в модели Кейнсианского креста?

Определение. Падение одной компоненты совокупных расходов в результате увеличения другой компоненты называют эффектом вытеснения.

Два крайних случая

1) Классический случай: вертикальная кривая LM

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис.6 Классическая кривая LM.

Предпосылка: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Следствие: кредитно-денежная политика- эффективна, фискальная политика абсолютно неэффективна (полное вытеснение инвестиций).

Вывод: в экономике с вертикальной кривой LM количество денег является параметром, определяющим равновесие, что отражает основной постулат количественной теории денег, который гласит, что номинальное кол-во денег определяет величину дохода.

2)

 
  Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Ликвидная ловушка (горизонтальная кривая LM).

Предпосылка: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Рис.7 Кривая LM в случае ликвидной ловушки.

Следствие: кредитно-денежная политика- абсолютно неэффективна, фискальная политика- высоко эффективна (отсутствует эффект вытеснения).

Смешанная политика

Фискальная экспансия: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Кредитно-денежная экспансия: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Смешанная политика позволяет осуществить экспансию в сочетании с заданным воздействием на ставку процента.

 
  Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис.9 Эффект от использования смешанной экономической политики

Вопросы по теме:

1. Какой экономический институт осуществляет кредитно-денежную политику?

2. Как покупка/продажа государственных облигаций отражается на количестве денег в экономике?

3. Каковы последствия экспансионистской/жесткой кредитно-денежной политики в рамках модели IS-LM?

4. Перечислите различные варианты фискальной политики, которые могут быть проанализированы в рамках модели IS-LM.

5. Представьте графически приспособление экономики к новому равновесию в результате фискальной экспансии.

6. Сопоставьте эффективность фискальной экспансии в модели IS-LM и в модели Кейнсианского креста.

7. Приведите определение эффекта вытеснения. Какие факторы (и каким образом) влияют на величину вытеснения инвестиций в модели IS-LM?

8. Каковы различия между последствиями фискальной и кредитно-денежной экспансии?

9. Как изменятся выводы об эффективности фискальной/кредитно-денежной политики в случае ликвидной ловушки? В случае классической кривой LM?

10. Что понимают под смешанной политикой? В каких случаях прибегают к использованию смешанной политики?

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Лекция 7. Открытая экономика: механизмы обменного курса и платежный баланс.

Платежный баланс.

Платежный баланс отражает все сделки резидентов данной страны с остальным миром. Два основных раздела: счет текущих операций (внешняя торговля товарами и услугами, международные трансфертные платежи) и счет движения финансового капитала (счет операций с капиталом и финансовыми инструментами).

Таблица 1. Платежный баланс России, млн. долл. США

1997 1998 1999 2000 2001 2002
1. Торговый баланс
2. Сальдо по услугам -5945 -4083 -4284 -6665 -8444 -9070
3. Баланс оплаты труда и инвестиционных доходов -8692 -11790 -7716 -6736 -3959 -4072
4. Баланс трансфертов -356 -337 -759 -333
5. Сальдо счета текущих операций=1+2+3+4 -80
6. Сальдо счета операций с капиталом (капитальные трансферты) -797 -382 -328 -9356 -12388
7. Сальдо финансового счета (сальдо прямых, портфельных и прочих инвестиций) -13952 -32628 -7165 -1523
8. Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами =6+7 -14280 -21673 -16521 -13911
9. Чистые ошибки и пропуски -8808 -9817 -8558 -9156 -10226 -7522
10. Изменение валютных резервов -1936 -1778 -16010 -8212 -11375

Предпосылка: международные трансферты равны нулю, тогда:

BP=NX+CF,

где BP-сальдо платежного баланса без учета изменения международных резервов,

CF - сальдо баланса финансового капитала.

Терминология.

Определение: обменный курс иностранной валюты (e)- стоимость иностранной валюты, выраженная в единицах внутренней валюты.

  Фиксированный обменный курс Плавающий обменный курс
Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru девальвация национальной валюты обесценение национальной валюты
Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ревальвация национальной валюты удорожание национальной валюты

Определение. Реальный обменный курс Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru -соотношение покупательной способности валют, а именно отношение уровня цен за рубежом к внутренним ценам, измеряемым в единых единицах: R=е*Pf/P, где Pf - уровень цен за рубежом.

Системы обменных курсов

1.Фиксированный обменный курс.

Предпосылки: Центральный Банк (ЦБ) фиксирует номинальный обменный курс и обязуется покупать/продавать валюту (проводить интервенции) по заданному курсу, используя резервы иностранной валюты.

Если Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru (профицит платежного баланса) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ЦБ покупает излишек иностранной валюты; если Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru ЦБ продает валюту.

2.Плавающий или гибкий обменный курс.

Предпосылки: Центральный Банк (ЦБ) не проводит интервенций, обменный курс устанавливается, уравновешивая спрос и предложение иностранной валюты.

Парадокс потребления.

Эмпирические результаты (С.Кузнец, 1946):

Þ долгосрочная предельная склонность к потреблению выше, чем краткосрочная;

Þ долгосрочная средняя склонность к потреблению практически постоянна, а не убывает по доходу, как это следует из кейнсианской функции потребления.

Решение парадокса потребления вновых теориях потребления:

Ø теория жизненного цикла Ф.Модильяни (1954) (совместная работы с Андо и Брумбергом)

Ø и теория постоянного (или перманентного) дохода Милтона Фридмана (1957). Обе теории базируются на модели многопериодного выбора Ирвинга Фишера.

Теория жизненного цикла

Предпосылка: два периода: первый период индивид и получает высокий доход, а второй период- на пенсии и имеет низкий доход, нет первоначальных активов.

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис 2. Графическое представление теории жизненного цикла

Богатство, подсчитанное в период 1 (W1): Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Траектория потребления: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Вывод: предельная склонность к потреблению у молодых должна быть ниже, чем у старших поколений.

Инвестиции: терминология.

Определение. Инвестиции– это расходы, направляемые на увеличение или сохранение основного капитала, а также изменение запасов готовой продукции. Основной капитал состоит из зданий, оборудования, сооружений и др. элементов с длительным сроком службы, используемых в процессе производства.

Предпосылка: амортизация пропорциональна имеющемуся на данный момент запасу капитала (d- норма амортизации).

Соотношение между чистыми I и валовыми Ig инвестициями:

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Лекция 12. Спрос на деньги

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Денежные агрегаты.

Происхождение денег:

Þ бартерная экономика,

Þ товары играли роль денег,

Þ редкие металлы,

Þ бумажные деньги, которые могли быть обменены на ценные металлы,

Þ не обеспеченные деньги.

Все финансовые активы подразделяют на несколько категорий (или денежных агрегатов) в соответствии со степенью их ликвидности, то есть возможностью использовать их в качестве платежного средствам.

Агрегаты (по принципу ликвидности):

М0- наличные деньги

М1=М0+ чековые депозиты +вклады до востребования

М2=М1+ мелкие срочные вклады+ взаимные фонды денежного рынка

М3=М2+ крупные срочные вклады+ др.

Функции денег:

1) средство обращения,

2) мера стоимости,

3) средство сохранения стоимости,

4) средство осуществления отсроченных платежей.

Вопрос: какие агрегаты в наибольшей степени соответствует традиционному определению денег как средства платежа? Какие отражают роль денег как средства сохранения стоимости?

Функции Центрального Банка

Þ контроль за денежной массой,

Þ контроль за деятельностью банковской системы,

Þ регулирование обменного курса (при фиксированном обменном курсе).

Определение. Сумму наличных деньги (банкнот и монет), находящихся в обращении и резервов коммерческих банков называют денежной базой.

Равновесие на рынке денег

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис. 2. Влияние денежного мультипликатора на наклон кривой LM.

Последствия операций на открытом рынке:

ЦБ покупает гособлигации Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru LM вниз пропорционально.

Вопросы по теме:

1. Каковы функции Центрального Банка?

2. Проведите различие между денежной массой и денежной базой.

3. Выведите формулу денежного мультипликатора и объясните, какую роль играют коммерческие банки в процессе создания денег.

4. Объясните, от каких факторов зависит величина денежного мультипликатора.

5. Обоснуйте, какие факторы, и каким образом влияют на величину избыточных резервов коммерческих банков.

6. Перечислите инструменты, с помощью которых Центральный Банк может влиять на предложение денег.

7. Обсудите адекватность предположения, используемого при выводе кривой LM, о полном контроле денежной массы со стороны Центрального Банка.

8. Выведите модифицированную кривую LM. Сопоставьте эффективность кредитно-денежной политики при стандартной и модифицированной кривой LM.

9. Как способ финансирования бюджетного дефицита влияет на предложение денег в экономике?

Кривая совокупного спроса

Определение. Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии.

Графический вывод кривой совокупного спроса из модели IS-LM.

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис.1. Графический вывод кривой совокупного спроса:

Свойства кривой AD:

Þ Отрицательный наклон: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Механизм: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru избыточный спрос на деньги Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru (Этот эффект называют эффектом Кейнса).

Þ Дополнительные причины отрицательного наклона AD- эффект торгового баланса (в открытой экономике) и эффект богатства.

Þ Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru и/или Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru -более пологая.

Þ Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru и/или Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - более крутая.

Þ Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - сдвигается вправо.

Þ Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - сдвигается пропорционально вверх.

Вопрос: Какова эластичность совокупного спроса по номинальному предложению денег?

Лекции 17-18. Инфляция

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

1. Инфляция: определение.

Определение. Под инфляцией понимают устойчивое повышение уровня цен в экономике.

Причины:

Þ негативные шоки предложения (инфляция издержек),

Þ положительные шоки совокупного спроса.

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рис.1. Инфляция спроса.

Первоначальное состояние: Е0.

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru - долгосрочное равновесие. Если вновь Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru , то Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Вывод: для того, чтобы цены росли непрерывно, необходимо, чтобы рассмотренный выше шок был не временным, а перманентным.

Модель поиска рабочих мест

Обозначения: L- рабочую силу, Е - занятые и U -безработные: L=E+U;

s- доля занятых, которые теряют работу в течение периода,

f- доля безработных, которые находят работу в течение периода.

Определение. Динамическое равновесие в данной модели- ситуация, при которой численность потерявших работу равна численности нашедших работу: sE= fU. Уровень безработицы:

(1) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Выводы:уровень безработицы положительно зависит от уровня увольнений среди занятых (s) и отрицательно от уровня трудоустройства безработных (f). Таким образом, политика, направленная на снижение естественного уровня безработица должна приводить либо к снижению уровня увольнений, либо к повышению уровня трудоустройства безработных.

Стационарное состояние.

Определение. Под стационарным состоянием в рассматриваемой модели будем понимать ситуацию, в которой капиталовооруженность не меняется со временем: Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Стационарная величина капиталовооруженности k* определяется из условия:

(13) Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru .

Вопрос: каковы темпы роста запаса капитала, выпуска и потребления в стационарном состоянии?

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru

Рисунок 1. Стационарное состояние в модели Солоу.

Недостатки модели Солоу.

Þ согласно модели предельный продукт капитала должен быть выше в бедной стране по сравнению с богатой, что для многих бедных стран не соответствует действительности,

Þ объясняет рост ВВП экзогенными параметрами, но причина технического прогресса остается необъясненной.

Опорный конспект лекций по макроэкономике

Автор: Фридман А.А.

Предисловие

Данный конспект является составной частью методических материалов к курсу лекций по макроэкономике. Конспект не заменяет курс лекций, учебники и другую рекомендованную литературу. Данный материал призван повысить эффективность учебного процесса, и преследует следующие цели:

Ø облегчить усвоение материала на лекции (распечатав конспект соответствующей темы перед лекцией, вы можете сосредоточиться на обсуждаемых вопросах и лишь делать необходимые пометки в конспекте, а не спешно срисовывать определения и графики с доски);

Ø помочь при самоподготовке: с помощью краткого конспекта можно быстро восстановить изученный материал, а включенные в текст примеры и вопросы для самопроверки помогут вам осознать, разобрались ли вы в рассматриваемой задаче/проблеме,

Ø дать представление о том, что вы должны знать в рамках каждой темы (в конце каждого раздела приведен список вопросов, на которые вы должен уметь ответить после изучения данной темы),

Ø помочь сориентироваться в соответствующей литературе (приведены ссылки на учебники с указанием того, в каком учебнике данная тема освещена наилучшим образом). В текст не включены ссылки на статьи и другую дополнительную литературу, поскольку данные ссылки содержатся в учебном пособии.

Опорный конспект лекций по макроэкономике - student2.ru Рекомендуемые учебники:

К каждому разделу курса указаны соответствующие главы из вышеперечисленных учебников, а в скобочках звездочками помечено, насколько полно тема разобрана в данном учебнике: (***) означает, что тема рассматривается всесторонне, (**)- центральные вопросы темы в учебнике разобраны, (*)- многие аспекты изучаемой темы в данном учебнике не освещены.

Лекция 1. Введение в макроэкономику

Наши рекомендации