Формулировка V.I.S.I.O.N., миссия, цель
VISION– образ будущего (Какие мы в будущем?)
Миссия социально-экономической система– предназначение территории, четко выраженный смысл ее существования.
Компоненты миссии:
1) Роль системы с точки зрения ее основных услуг (изделий), ее
основных ресурсов и основных технологий, т.е. ответ на вопрос: чьи и какие потребности удовлетворяет территория?;
2) Внешняя среда по отношению к территории, которая определяет ее рабочие принципы;
3) Культура территории (Какого типа рабочий «климат» существует внутри территории? Какого типа людей и какого типа бизнес привлекает этот «климат»?).
Цели— означают определенные результаты, которых стремятся добиться индивидуум, группа и вся социально-экономическая система в целом.
Цели: фактические и заявленные, стратегические и тактические, общие и функциональные.
Подходы к установке целей:(MBI, МВО, MBL).
Правила постановки целей (S.M.A.R.T):
1) Specific - цель должна быть конкретной и ясной, понятной всем.
2) Measurable – цель должна быть измеримой.
3) Achievable - цель должна быть достижимой, адекватной с точке зрения внешних и внутренних ресурсов.
4) Relevant - цели должны быть взаимно поддерживающими, не противоречащими друг другу.
5) Timebased - цели должны быть ориентированы во времени.
1.9. Среда стратегического планирования
Взаимосвязь– уровень силы, с которой изменение одного
фактора влияет на другие факторы
Сложность– число факторов, на которые СЭС обязана
реагировать и уровень вариативности каждого фактора
Подвижность– скорость, с которой происходят изменения
в окружении территории
Неопределенность– функция количества информации,
которой располагает территория по поводу конкретного
фактора среды, а также уверенность в этой информации.
Оценка внешней и внутренней среды (SWOT-анализ)
Внешняя среда оценивается по двум параметрам:
1. Определяются те факторы, которые представляют угрозудля текущей стратегии территории
2. Определяются те факторы, которые представляют благоприятные возможностидля достижения целей территории
Внутренняя среда оценивается по двум параметрам:
1. Сильные стороны, т.е. ее преимущества
2. Слабые стороны,т.е. «узкие» места территории.
Виды стратегий
· Роста (внутренний – диверсификация и внешний: вертикальный горизонтальный).
· Ограниченного роста. Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинство организаций, является ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением.
· Сокращения. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов (ликвидация, отсечение лишнего и сокращение и переориентация).
· Сочетания.
1.11. Факторы планирования
· Риск.Какой уровень риска «руководство» считает приемлемым.
· Знания прошлых стратегий.«Руководство» находится под влиянием прошлых стратегических альтернатив.
· Реакция на «владельцев».
· Фактор времени.Принятое решение будет удачным, если оно своевременно.
Реализация стратегии
Тактика – это своего рода план, комплекс согласованных действий, рассчитанных на небольшой период времени и направленных на обеспечение целей стратегического плана.
Политика представляет собой общее руководство, ориентир для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.
Процедура описывает последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
Правило точно определяет, что должно быть сделано (или что запрещено делать) в специфической единичной ситуации.