Понятие и функции регламента. Классификация регламентов. Система регламентов органов государственной и муниципальной власти РФ.
Регламент – распорядок, правило. От латинского «Regula» - норма, правило и regere» - править, управлять.
Регламентация направлена внутрь (на органы власти).
Функции:
Улучшение управляемости – найти проблемное поле во взаимодействии ветвей власти, в административных функциях управления (например, планирование хромает или организация)
Снижение административного усмотрения – снижение субъективизма, разных толкований, оснований для коррупциогенности
Модернизация административных процессов и обоснование задач для ИТ-решений – алгоритмизация процессов через их стандартизацию позволяет использовать информ. технологии, например ГОС-Мастер)
Обоснование необходимых ресурсов для исполнения функций – снижение избыточных процедур и функций
Как общий результат - оптимизация процессов исполнения госфункций (оказания госуслуг).
Классификация регламентов.
1)административные регламенты функций,
2) административные регламенты услуг,
3) должностные регламенты
Административный регламент функции - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора), порядок взаимодействия между участниками при исполнении государственной функции.
Административный регламент услуги- нормативный правовой акт, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, порядок предоставления государственной или муниципальной услуги.
Должностной регламент - документ, призванный содействовать правильному подбору и расстановке гражданских служащих, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также используются при приеме граждан на государственную гражданскую службу, оценке служебной деятельности гражданского служащего, проведении аттестации и квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Стандарт предоставления государственных и муниципальных услуг. Значение, структура и требования к содержанию.
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Основные требования к структуре и содержанию административных регламентов государственных услуг.
Основные требования к структуре и содержанию административных регламентов государственных функций.
Требования к структуре регламентов
Государственные функции | Государственные (муниципальные услуги) |
Пункт 12 Постановление Правительства РФ N 373 | Статья 12 N 210-ФЗ |
а) общие положения | 1) общие положения |
б) требования к порядку исполнения государственной функции | 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги |
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; | 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах |
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции | 4) формы контроля за исполнением административного регламента; |
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц | 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. |
Требования к разделу «Общие положения»
Государственные функции | Государственные и муниципальные услуги |
а) наименование государственной функции; | а) Наименование услуги |
б) наименование федерального органа исполнительной власти и других организаций, участие которых необходимо при исполнении государственной функции; | б) наименование органа власти, непосредственно предоставляющего услугу. Если в предоставлении услуги участвуют и иные органы публичной власти, то указываются все органы и организации, без обращения в которые заявители не могут получить услугу либо обращение в которые необходимо для предоставления услуги. |
в) перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования; | в) перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление услуги, с указанием реквизитов нормативных правовых актов и источников их официального опубликования; |
г) предмет государственного контроля (надзора); | г) предмет регулирования регламента; |
д) права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); | д) требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, |
е) права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору); | е) круг заявителей; |
ж) описание результата исполнения государственной функции. | ж) описание результатов предоставления услуги, а также указание на юридические факты, которыми заканчивается предоставление услуги, в том числе при наличии – отказ в предоставлении услуги |
Требования к разделу … (1)
«Требования к порядку исполнения государственной функции» | «Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги» |
а) порядок информирования об исполнении государственной функции; | 1) Наименование услуги |
б) сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору) (раздел включается в случае, если в исполнении государственной функции участвуют иные организации); | 2) наименование органа власти, непосредственно предоставляющего услугу |
в) срок исполнения государственной функции | 3) результат предоставления |
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги; | |
5) правовые основания для предоставления услуги | |
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; | |
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления гос. или муниципальной услуги; | |
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги; | |
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами; | |
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления гос. или муниципальной услуги; | |
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; | |
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги | |
13) показатели доступности и качества гос. и муниципальных услуг | |
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ и особенности предоставления гос.и мун. услуг в электронной форме. |
Понятие и структура должностного регламента государственного служащего. Основные аспекты содержания конкретных должностных регламентов и их подготовки.
Статья 47 79-ФЗ. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент включаются:
квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Следует отметить, что в нормативных правовых актах понятие должностного регламента не закреплено. В письме Минздравсоцразвития России от 10 августа 2005 г. № 3855-ВС "О рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах" предпринята описательная попытка определения должностных регламентов в качестве "нормативных документов, призванных содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также использоваться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего государственного органа при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу".
Содержание должностного регламента по своему назначению призвано наиболее подробно описывать конкретные должностные обязанности и права гражданского служащего, квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к нему по заменяющей должности, а также отражать особенности исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, порядок его служебного взаимодействия и т.д. Поручение гражданскому служащему обязанностей, исполнение которых не предусмотрено его должностным регламентом, не допускается.
В должностном регламенте должны быть полно и исчерпывающе сформулированы конкретные права, обязанности и ответственность гражданского служащего. Должностные регламенты гражданских служащих должны быть максимально персонифицированы, поскольку по смыслу ст. 24 и 47 должностной регламент составляется для каждого гражданского служащего индивидуально и неразрывно связан с его служебным контрактом. На практике определить лицо, чья служебная деятельность урегулирована должностным регламентом, возможно лишь по наличию подписи об ознакомлении. В некоторых случаях с одним должностным регламентом ознакомляются несколько гражданских служащих.
При разработке должностных регламентов, определении их конкретного содержания и структуры государственные органы используют Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, которые были подготовлены Минздравсоцразвития России и направлены в федеральные государственные органы письмом Минздравсоцразвития России от 10 августа 2005 г.
Согласно Рекомендациям должностной регламент конкретного гражданского служащего федерального органа исполнительной власти может содержать следующие разделы:
1) общие положения;
2) квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков;
3) должностные обязанности;
4) права;
5) ответственность;
6) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения;
7) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
8) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы;
9) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими в том же государственном органе, гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями;
10) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
11) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
1. Раздел "Общие положения" содержит следующие общие сведения организационного характера:
1.1. Место должности в Реестре государственных должностей государственной службы, в том числе категорий: "руководитель", "помощник (советник)", "специалист", "обеспечивающий специалист", соответствующей группы: высшей должности гражданской службы, главной должности гражданской службы, ведущей должности гражданской службы, старшей должности гражданской службы и младшей должности гражданской службы.
1.2. Непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный государственный служащий).
1.3. Порядок назначения и освобождения от должности.
1.4. Наличие и состав подчиненных (для руководителей).
1.5. Порядок замещения (кто замещает данного государственного служащего во время его отсутствия; кого замещает данный государственный служащий).
1.6. Возможность совмещения должностей и функций.
1.7. Нормативная база служебной деятельности государственного служащего.
В должностном регламенте указываются конкретные квалификационные требования, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы:
к уровню профессионального образования в соответствии со статьей 12 комментируемого закона;
к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности в соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 113.
к уровню и характеру профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
к уровню и характеру навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, включающим соответствующие определенной должности навыки.
В должностном регламенте гражданского служащего должно быть конкретизировано содержание основных обязанностей гражданского служащего, которые установлены в статье 15 79 ФЗ.
Права гражданского служащего, содержащиеся в должностном регламенте, не должны повторять аналогичный раздел служебного контракта, поскольку они конкретизируют полномочия гражданского служащего, связанные с его профессиональной деятельностью по замещаемой должности в рамках статьи 14 79 ФЗ. Права гражданского служащего вытекают как из функций государственного органа, так и функций структурного подразделения, а также должностных обязанностей гражданского служащего, установленных должностным регламентом.
Ответственность гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на гражданского служащего должностных обязанностей; за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; за несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, и другие нарушения предусмотрененные законодательством о гражданской службе и другими нормативными правовыми актами. В должностном регламенте должны быть перечислены виды ответственности гражданского служащего, которые в том числе отражают специфику конкретной должности гражданской службы.
Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения. В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и со своей компетенцией государственный гражданский служащий вправе или обязан принимать определенные решения. Например, руководитель иного государственного федерального органа государственной власти в соответствии со своей компетенцией может принимать официальные решения в виде таких документов, как: Федеральная целевая программа; положение об ином федеральном органе исполнительной власти; положение о структурном подразделении федерального органа исполнительной власти; структура государственного органа исполнительной власти.
Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений. Подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по документационному обеспечению государственного управления.
В должностном регламенте должен быть определен порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, других государственных органов, гражданами и организациями.
В соответствии с административным регламентом государственного органа, регламентами оказания государственных услуг и их утвержденными стандартами в должностном регламенте конкретизируются те услуги, оказание которых входит в должностные обязанности гражданского служащего.
Дисциплина: М2.В.3 Оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти