Сравнительная характеристика военной демократии и вождества
Военная демократия | Вождество |
Народ не отстраняется от непосредственного управления. | Вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. Народ отстраняется от непосредственного управления. |
Горизонтальная политическая структура: три не подчиненных друг другу органа управления – предводитель, совет старейшин, народное собрание. | Отчетливо просматривается иерархия поселений, централизация. Ярче выражается стратификация общества |
Внутренняя структура власти слабо развита. | Сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую. |
Возможно несогласие с решениями и действиями вождя | Тенденция к сакрализации персоны верховного правителя. |
Таким образом, между первобытнообщинным строем и государством лежит переходный период, для которого характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Сохраняются народные собрания и советы старейшин, сохраняется выборность должностных лиц. Одновременно, на первый план выдвигается фигура верховного военного вождя, окруженного постоянной военной дружиной. Систематические грабительские войны приводят к их быстрому обогащению. Постепенно власть концентрируется в руках военного вождя и его окружения. Закладываются основы будущей наследственной королевской власти и наследственной знати. Происходит обособление власти различных управленческих структур, превращение их в замкнутую привилегированную группу. Публичная власть постепенно отрывается от своих корней в обществе и превращается в силу, стоящую над ним, а потом и направленную против населения. Общество перестает быть социально однородным. В этот же время происходит объединение родственных племен в союзы, слияние их территорий в одну общую территорию. Закладываются основы территориальной организации общества. Выдвижение на первый план отдельных семей, появление классов и различных социальных групп приводит к разрушению родовых связей и постепенной замене родоплеменной организации общества на территориальную.
Подчиняясь общим закономерностям, у различных народов, в разные периоды истории пути политогенеза существенно различаются. В учебной и научной литературе называют следующие пути:
- восточный (азиатский)
- западный (европейский)[2]
- интегративный (синтезный)
Восточный путь(Древние Египет, Китай, Индия,Месопотамия и т.п. в IY-Ш тыс. до н.э., затем Африка, Америка, Океания, Восточная Европа). Его считают типичным, поскольку это наиболее распространенный путь политогенеза. Его характеризует постепенный переход первобытно-общинного строя в государственную организацию общества. Аппарат государства возникает из структур управления родоплеменными объединениями. Государство формируется на основе азиатского способа производства, который связан с необходимостью крупномасштабных ирригационных работ (ирригация – искусственное орошение; ирригационные работы – строительство ирригационных сооружений, организация их эксплуатации, поддержание в рабочем состоянии и т.д.), а также со строительством и обслуживанием грандиозных культовых сооружений. Такие работы связаны с управлением большими массами людей. Поэтому сохраняется общинная собственность на землю, воду, рабов. Системообразующее значение в обществе имеет отношение власть – собственность. Это феномен, дающий возможность распределения, перераспределения и использования человеком собственности в силу его положения в иерархии власти. Нет гарантий частной собственности, которая имеет подчиненное значение в обществе. Все собственники находятся в зависимости со стороны власти, особенно местной. Велика роль собственности храмов. Однако ведущая роль принадлежит государственной форме собственности, государства же имеют право верховной редистрибуции (т.е.перераспределения собственности коллектива по своему усмотрению). Государства возникают здесь до возникновения классов в обществе, (поэтому именуются доклассовыми) наоборот, возникшие государства способствуют более быстрому их формированию. «Место классовых антагонизмов занимало противостояние организованного в мелкие общины сельского населения сильному централизованному аппарату власти, который руководил этими общинами и существовал за их счет».[3] Поэтому считается, что государства на Востоке являлись частью экономического базиса. В обществе не существовало представления о свободе, ему характерна невычлененность индивида из коллектива. Государство целиком поглощает общество и довлеет над ним. В обществе нет граждан, есть бесправные подданные, включая и не причастных к власти богатых собственников. Рабство здесь не было широко распространено, как в античном мире. Но здесь «…мы имеем дело с рабством духовным, социально-психологическим: в обществе в целом, сверху донизу, все старшие по отношению к младшим безусловно господствуют, а младшие по отношению к старшим – ведут себя приниженно, часто просто раболепствуют».[4] Регулярны произвол, поборы, конфискации со стороны власти. Сакральность, деспотизм, многочисленная бюрократия – вот черты государств, возникших в русле восточного пути. Типичная форма государств – деспотическая монархия. Восточный путь – типичный для политогенеза.
Город-государство – типичная форма образования государств на Древнем Востоке (Месопотамия, Месоамерика, Горное Перу). Поселок, в котором жили свободные общинники-земледельцы, перерастал в управленческий, хозяйственный и религиозный центр для прилегающих территорий. Первичный аппарат складывался из социальных структур управления земледельческой общины, но по своим функциям по отношению к общине и прилегающим селениям он становился уже аппаратом управления города-государства. В нем три центра управления: городская община (хозяйственный центр), дворец (административный центр), храм (религиозный центр). Многочисленные общесоциальные функции города-государства обусловили появление разветвленного бюрократического аппарата. Постепенно исчезает практика выборности управленческих структур, возникает новое политико-территориальное образование – раннее государство.
Западный путь (европейский) путь. Его зачастую оценивают как уникальный, присущий только античным обществам, основанный на рабстве и не воспроизведенный еще где-либо в истории. Первые государства на территории Европы возникли в Древней Греции (Афины, Спарта), Карфагене, Древнем Риме в IY в. до н.э. в бассейне Средиземного моря. Образование государства происходило здесь иначе, чем на Востоке. Разрушение родоплеменной организации и переход к государству осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. Таким образом, западный путь характеризуется формированием государства в обществе с частной собственностью, товарными отношениями, с политическим равноправием граждан и наличием представлений о свободе, которая ценилась превыше всего. Системообразующее значение в обществе имело отношение частная собственность – власть, т.е. обладание частной собственностью влечет права, льготы, привилегии и возможность занимать властные позиции в управлении. Частная собственность и рынок находились под патронатом власти. Большинство общества составляли свободные полноправные граждане, на демократических началах участвовавшие в управлении, меньшинство – неполноправные чужаки и полностью бесправные рабы, находившиеся в собственности граждан. Вычлененность индивида из коллектива, формирование института частного права, ограничение власти правителя законом (правом), ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества, отличают западный путь развития от восточного.[5] Форма возникших античных полисов (городов-государств) – как правило, аристократическая республика с различными государственно-политическими режимами.
Формы политогенеза в западном пути следующие:
Афинское государство - классическая (чистая) форма, по словам Ф. Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно расслоения общества на антагонистические классы.
Римское государство – возникновение государства обусловлено борьбой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое население). Плебеи боролись за право участия в управлении. Эта борьба ускорила разложение общества на классы. Государство в Спартеявилось результатом военного завоевания спартанской общиной соседних территорий, население которых было превращено в рабов–илотов. Численность рабов во много раз превышало численность спартиатов, являвшихся полноправными гражданами, поэтому для управлениями покоренными народами возник специальный аппарат – государство. При этом сохранялась общественная собственность на землю, которая передавалась в пользование свободным гражданам без права распоряжения ею (т.е. землю нельзя было завещать, подарить или продать).
Интегративный (синтезный) путьформирования государстваприсущ народам, которые переходили от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Это вторичные государства (см. ниже), возникшие на основе уже существовавших и по их примеру, унаследовав важнейшие элементы их культуры, религии, науки, права. Этот путь характеризуется также сильным влиянием многих факторов и причин – религиозного, военного, взаимоотношениями метрополии и колоний и т.д. Соответствует периоду консолидирования народов в племенные союзы, как реакции на постоянную военную угрозу со стороны соседей. Союз племен есть военное объединение под властью вождя и его дружины. Характерно, что эти народы не знали рабовладельческого уклада в экономике или политической жизни, первоначально сохраняется свобода земледельцев и права собственности на землю, что соответствует прафеодальной (или предфеодальной) формации. Позже появляется закрепление крупной частной собственности на землю и закрепление крестьянства – феодальная формация. Государства возникают в форме монархии.
Мировые религии (христианство, ислам) и их насильственное распространение за пределы территории, где они возникли, повлекло возникновение многих государств. Европейские державы в XY-XX вв. в борьбе за колонии насильственно утверждали собственные образцы государственно-правовых организаций общества (британская Индия, Индокитай, Латинская Америка).
Древнефранское государство возникло в результате завоевания варварскими племенами древних франков уже разрушающейся Римской империи. Для удержания власти над завоеванными цивилизованными народами, имевшими государственность в течении длительного времени, на территории почти всей Западной Европы сформировалось государство в форме раннефеодальной монархии. При этом используется опыт и институты Древнего Рима. В IX в. оно распадается на три королевства, западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия), серединное (Италия).
Древнерусское государствовозникло в результате постоянной военной угрозы восточным славянам и финно-угорским племенам со стороны хазар, норманнов, варягов. При формировании государства восточные славяне испытывали влияние сначала со стороны варягов, заложивших методы жестокого обращения власти с населением, а затем со стороны Византийского государства (восточный тип культуры и государственности) и заимствовали там христианство в форме православия, государственные институты и принципы их функционирования.
В зависимости от пути возникновения различают также первичные и вторичные государства. Первичные возникают в результате собственного спонтанного независимого развития общества в благоприятных для проживания и экономического производства природно-климатических зонах (Египет, Китай, Индия, Месопотамия, Перу, Мезоамерика).
Вторичные государства возникают по соседству с первичными под влиянием уже сформировавшихся центров цивилизации и государственности (Древнефранкское государство, Российское государство). Влияние первичных государств могло быть как прямым, в виде заимствования институтов или принципов их функционирования, так и опосредованным, путем давления на варварские общества, что катализировало у них процессы политогенеза. Встречалось и обратное: воинственные варвары подчиняли цивилизацию и накладывали на их политические институты свои менее развитые. Это случалось при завоевании земледельческих народов кочвниками-скотоводами.
В науке различают также иные пути (модели) образования государств, среди них точечная и территориальная модели.
Точечная модель: города государства (Древний Египет, Древние Шумеры). Характеризуется сравнительно небольшой территорией, высокой плотностью населения, сосредоточием всех сфер жизни в городе-столице, вокруг которой сосредоточиваются сельские территории. Ведущая роль в управлении принадлежит бывшей родовой знати, важная роль – жрецам, поскольку религия является системообразующей сферой в этих обществах, а храмы и жрецы хранят социальные и политические знания и опыт. Прибавочный продукт создается на государственных и храмовых землях или взимается в виде ренты-налога.
Территориальная модель: крупные политические общности, обладающие большой территорией, внутри которой имеются экономически самостоятельные отдельные территории. Харктерны невысокая плотность населения, наличие центральной политии с городом-столицей (великое княжество) и других зависимых политий (удельных княжеств, племенных княжеств). Прибавочный продукт взимается из входящих в состав зависимых политий. Со временем территориальные политии перерастали в ранние империи (например, государство Каролингов, Киевская Русь). В территориальных государствах органы власти заняты не столько хозяйственной, экономической и редистрибутивной деятельностью, как в точечных государствах, а военно-политической и взиманием дани с последующей редистрибуцией.
Французский ученый Б. Шантебу предложил 3 варианта политогенеза:
Военный – захват политической власти осуществляется военными лидерами при поддержке военной организации: военная демократия преобразовавывалась в военную иерархию, среди военных складывается правящая элита, опирающаяся на вооруженные силы, дружины, живущие за счет войны . Этот путь характерен для возникновения государств у франков, монголов, в Северной Америке, Южной Африке.
Аристократический путь (с греч. аристократия – власть лучших, знатных – вожди сосредоточивали в своих руках руководство обществом, превращались в правящую элиту и ограничивали доступ к управлению и управляющим ресурсам иным группам населения. Они руководили всеми сферами жизни общества, включая военную. Этот путь характерен для Древнего Рима, Полинезии, Гавайских островов.
Плутократический путь (с греч.плутократия – власть богатства) – во главе общества вставали отдельные богатые индивиды, а формировался вокруг них большой круг сторонников и зависимых людей. Постепенно они преобразовали свой авторитет в политическую власть. Этот путь характерен для государств в Юго-Восточной Азии, Меланизийских островов.
При любом подходе к генезису государства можно утверждать о влиянии на этот процесс целой системы факторов, которая могла меняться вместе с изменением доминирующего фактора. В ХХI в. процесс правогенеза у разных народов не завершен (палестинцы, курды и др.), поэтому теоретическое познание этой области остается актуальным.
Государство отличают от догосударственных организаций следующие признаки:
- Наличие аппарата политической публичной власти, не совпадающей с населением страны. Он представлен органами управления и органами принуждения, иначе говоря, чиновниками, армией, судами, тюрьмами и т.д.
- Система налогов, займов, податей, формирующих государственную казну (бюджет), необходимую для: а) содержания аппарата управления и принуждения, не производящих материальных ценностей и занимающихся управленческой деятельностью; б) осуществления общесоциальных функций (строительство дорог, охрана правопорядка, организация производства и т.д.).
- Деление населения по территории и организация органов власти применительно к этому делению.
Государство и общество в их соотношении.Общество, понимается в широком смысле (совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей) или узком смысле (определенная форма социальных отношений, тип социальной системы). Государство понимается в широком смысле как форма организации человеческого общества, как союз людей на определенной территории под началом верховной власти. В узком смысле – это суверенная организация политической власти на определенной территории. Если государство понимать в широком смысле, то оно совпадает с обществом по объему. Понимаемое в узком смысле, государство уже общества, т.к. последнее включает иные социальные и политические организации – политические партии, общественно-политические движения, местное самоуправление и органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, церковь, профсоюзы и т.д.
1. С точки зрения хронологии государство возникло позже общества, на определенной ступени его развития. Первобытное общество не имеет государственной формы организации.
2. Государство занимает особое, центральное положение в обществе, определяет социально-политический режим, содержание общественной жизни.
3. Государство есть служебная по отношению к обществу организация, его социальное назначение в первую очередь – реализация общезначимых социальных интересов; во вторую очередь государство должно умеривать, урегулировать конфликты между различными социальными группами, классами в обществе, находить разумный баланс их интересов (здесь возможны методы согласования и сотрудничества и методы принуждения, насилия). Государство также призвано обеспечивать условия для развития человеческой личности. В любом случае государство призвано служить обществу в целом, социальным группам и личности, обеспечивать условия для социального воспроизводства, обновления и развития общества; но не наоборот – личность и общество для государства. В случае, если государство превращается в хозяина общества, оно играет разрушительную роль и общество тормозится в развитии и даже может совсем исчезнуть с исторической арены.
4. Однажды возникнув, общество уже не может отказаться от государственной организации, представляется, что государство будет существовать столько, сколько и человеческое общество. Однако взаимодействие общества и государства весьма сложно и отличается в разные периоды истории. Общество же стремится выработать различные модели, оптимизирующие взаимоотношения с государством.
5. С момента возникновения государство противопоставляет себя обществу, становится над ним и охватывает его целиком. В результате Реформации и буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке общество освобождается от опеки государства и противопоставляет себя ему. Так возникает западное гражданское общество. Государству тогда была отведена роль «ночного сторожа», охранника собственности. Однако слабое государство не может обеспечить условия для эффективного развития общества. Последовавшее усиление государства влечет появление полицейских государств, подавление гражданского общества. Концепция правового государства в значительной мере решает проблему соотношения общества и государства. Если общество гражданское, то государство – правовое. Модель социального государства является следующим шагом на пути сотрудничества общества и государства.
3.3 Возникновение права: основные пути и формы правогенеза
Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.
Асинхронисты считают:
1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом (не обязательно государством, это может быть другой социальный институт – локальная группа охотников и собирателей, клановая община, вождество). Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.
2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.
Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.
Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.
Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в общественные отношения, имеют возможности, обусловленные природой человека, они складываются естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).
Позитивное право – это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества.
Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке в условиях социально неоднородных обществ, явилась основной предпосылкой возникновения права. Возникновение права исторически длительный процесс, занявший многие века. Вначале возникали фрагменты права, идеи, принципы, правовые отношения, нормы и постепенно они складывались в цельную правовую систему. Факторы, породившие право, во многом сходны с факторами, породившими государство. Но просматривается большая преемственность между мононормами первобытного общества и нормами права, чем органами власти первобытного общества и государством. Исторически проверенные меры справедливости, правды, содержащиеся в обычаях, получали санкционирование государства.
Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм, т.е. правил поведения общего характера, которые исходят от субъекта, имеющего авторитет и управленческие ресурсы. Как только возникает государство, оно сразу становится субъектом правотворчества, однако, при неразвитом праве государство в большей степени санкционирует нормы, исходящие от других субъектов. Если право развитое, то оно исходит от самого государства.
Отличие права от обычаев.
1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.
2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.).
3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.
4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.
5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д.
Пути происхождения права отличаются в зависимости от особенностей перехода к производящей экономике, организации хозяйственной деятельности, форм общественного разделения труда, роли религии в жизни общества.
Восточный путь правогенеза: право органично вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.
Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. В установлении гармонии и порядка в обществе право здесь играло второстепенную, дополнительную роль по отношению к религии, морали, обычаям и традициям.
Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Влияние религии здесь тоже есть, но отдавайте «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Право определяло меру свободы, которая была обусловлена природой человека (естественное право). Право развивалось от обычая к правовому обычаю, который был обеспечен возможностью государственного принуждения. От правовых обычаев к судебным прецедентам, договорам, законам. Особого совершенства достигло римское право в регулировании имущественных отношений.
Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме административного или судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов - законов, эдиктов, указов, приказов, постановлений и т.д.
Право возникает в следующих формах:
1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев.
2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости. Их решения становились образцами для вынесения решений по аналогичным делам, так сформировался судебный (административный) прецедент.
3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество.
4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право), форма закрепления – правовой обычай либо нормативно-правовой акт.
5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»), но которые становились правом через деятельность судебно-административных органов (судебный прецедент) либо через санкционирование или принятие государством (правовой обычай, нормативно-правовой акт).
Выводы. Право возникает на определенном этапе развития общества. Пути и формы правогенеза отличаются на Западе и Востоке. Основные формы, в которых возникает право: правовой обычай, судебный (административный) прецедент, нормативно-правовой акт.