Профориентационная лекция-презентация по теме «Правовые аспекты трудоустройства и социальной защищенности молодых специалистов на рынке труда»
Вопросы социальной защиты и трудоустройства молодых специалистов, совершенствования механизма адаптации их к рынку труда, содействия их трудоустройству, дальнейшему развитию и профессиональному росту имеют приоритетное значение в аспекте реализации основных направлений Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации [1].
Однако действующее федеральное законодательство (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений), нормативные правовые акты субъектов РФ не определяют понятие молодого специалиста. В тоже время термины «молодой специалист» и «молодой работник» используются в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить как в названиях правовых актов, так и по тексту. При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70 в ред. от 02.07.2013) [2] используется термин «лицо, получившее среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня». Отметим, что в ранее действовавшей редакции учитывался и начальный уровень профессионального образования.
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) [3] молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.
Указ Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» [4] распространяет свое действие на молодых инженерно-технических работников, специалистов и высококвалифицированных рабочих организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в возрасте до 35 лет.
В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы [5] под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.
Согласно Отраслевому соглашению по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 - 2014 годы [6] молодой специалист – это специалист с высшим и средним специальным образованием, завершивший обучение на основе заключенного договора с отраслевыми образовательными заведениями и направляемый на работу в организации и учреждения Росгидромета на основе заявок работодателей.
Согласно отраслевым соглашениям по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы, 2014-2016 годы [7, 8] молодыми специалистами являются выпускники профильных учреждений профессионального образования.
Более развернутое определение молодого специалиста закреплено в Отраслевом соглашении по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 - 2014 годы и Положении о молодом специалисте ОАО «РЖД». Согласно Отраслевому соглашению по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 - 2014 годы [9] молодыми специалистами считаются лица в возрасте до 30 лет, окончившие с отрывом от производства полный курс обучения в ВУЗе и поступившие на работу в организацию по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения. При этом статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет.
В соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД» [10] к молодым специалистам относятся выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати лет, принятые на работу в ОАО «РЖД» в год окончания учебы в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста или на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с ОАО «РЖД». При этом в Положении указывается, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет. Однако предусмотрена возможность продления указанного срока еще на три года в случае:
- призыва молодого специалиста на военную службу (направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу);
- направления молодого специалиста на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;
- направления молодого специалиста в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации на срок не более трех лет;
- предоставления молодому специалисту отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник ВУЗа, претендующий на получение статуса «молодой специалист».
Основные критерии предусмотрены в Трудовом кодексе РФ:
1. Лицо получило среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
2. Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности.
3. Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.
Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли. Рассмотрим в качестве примера лишь некоторые из них:
Дополнительные критерии, установленные в организациях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: 1) лицо должно окончить полный курс обучения в ВУЗе с отрывом от производства, т.е. лицо должно являться выпускником Вуза очной формы обучения; 2) лицо должно трудоустроиться по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения.
Дополнительный критерий, установленный в организациях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: лицо должно быть направлено на работу по заявке работодателя.
Дополнительные критерии, установленные в ОАО «РЖД»: 1) лицо должно окончить полный курс обучения в ВУЗе с отрывом от производства; 2) лицо обучалось по договору целевой подготовки специалиста; 3) лицо было принято на работу на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с работодателем.
Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации, в том числе с участием молодых специалистов, осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.
Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г., действует в ред. от 28.06.2014), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, как то:
- указами Президента Российской Федерации (к примеру, указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»);
- постановлениями Правительства Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Программа предусматривает решение многих задач, том числе в области создания комфортных условий жизнедеятельности и удовлетворения потребностей сельского населения, включая молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье);
- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (к примеру, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 449 от 28 июня 2007 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые);
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. № 178-пр «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности»; постановление губернатора Ленинградской области от 23 декабря 2002 г. № 265-пг «О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам – работникам образовательных организаций Ленинградской области»; постановление Правительства Ленинградской области от 17 июля 2008 г. № 206 «О социальной поддержке молодых специалистов – работников агропромышленного комплекса Ленинградской области»);
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (к примеру, решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района в 2008 г. были утверждены муниципальные целевые программы «Кадры отрасли «Культура», «Педагогические кадры», предусматривающие мероприятия по целевой подготовке и закреплению молодых специалистов);
- коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
Коллективный договор и соглашение представляют собой правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей и регулирующий социально-трудовые отношения:
либо в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, или у индивидуального предпринимателя (коллективный договор),
либо на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства (соглашение).
Содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон, в нем могут быть определены дополнительные льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда (по сравнению с установленными действующими законами). Однако, возможность установления дополнительных льгот и преимуществ работникам конкретной организации (учреждения, предприятия) напрямую зависит от финансово-экономических возможностей работодателя.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями. В настоящее время заключено значительное количество отраслевых соглашений, в которых установлены общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли. К примеру, по организациям лесопромышленного комплекса, по агропромышленному комплексу (на 2012-2014 годы); по угольной промышленности (с 01.04.2013 по 31.03.2016); по организациям железнодорожного транспорта, организациям сферы бытового обслуживание населения и ремесленников, по машиностроительному комплексу, по авиационной промышленности, по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса (2014-2016 годы) и пр. В последние годы сторонами отраслевых соглашений стали являться и органы исполнительной власти (Росреестр, ФМС России, ФСБ России, ФСИН России, Росархив, Спецстрой России, Росжелдор, Минздрав России).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности сторон (представителей работодателя и работников), которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения. В действующих Отраслевых соглашениях имеются отдельные разделы, предусматривающие льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам и учащейся молодежи («Работа с кадрами и молодыми специалистами», «Условия труда и социальные гарантии молодежи», «Развитие кадрового потенциала», «Молодежная политика, социальные гарантии и льготы молодым работникам» и пр.).
Отметим, что Отраслевое соглашение обязательно к применению при заключении региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. За нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению установлена административная ответственность по ст. 5.31 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.
Вместе с тем, работодателям рекомендуется устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии молодым специалистам, во-первых, за счет собственных средств и с учетом собственных финансовых возможностей, во-вторых, с обязательным включением их в коллективный договор.
Работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством вправе принимать локальные нормативные акты, содержание нормы трудового права. При этом важно помнить следующее: локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работника; должны соответствовать действующему трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям; должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии). Примером локального нормативного акта может служить Положение о молодом специалисте ОАО «РЖД» [10]. Положение было разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», коллективным договором ОАО «РЖД», и направлено на привлечение молодых специалистов на работу, закрепление их в ОАО «РЖД», расширение предоставляемых им социальных гарантий. В Положении определены статус и обязанности молодого специалиста, предоставляемые молодому специалисту гарантии и компенсации, обязанности ОАО «РЖД» по отношению к молодому специалисту.
Положение о молодом специалисте, утв. приказом генерального директора ЗАО «АГРОСИЛА ГРУПП» от 05.08.2013 г. № 420-к [14] распространяет свое действие на выпускников высших или средних профессиональных образовательных учреждений, прибывших на работу по распределению учебного заведения и по направлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в возрасте до 30 лет и принятых на работу. В Положении под статусом молодого специалиста понимается совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника со дня заключения трудового договора, и действующих в течение трех лет с даты заключения трудового договора. В качестве дополнительных гарантий в Положении установлены единовременные выплаты при приеме на работу (от 50 до 100 тыс. рублей в зависимости от уровня образования), а также доплаты в размере до 30 % от тарифной части оплаты труда.
Отметим, что действующее трудовое законодательство предусматривает общие и специальные гарантии, предоставляемые работникам, в том числе из числа молодых специалистов. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление работником предоставленных ему прав в области социально-трудовых отношений. Рассмотрим отдельные гарантии прав молодых специалистов.
Одним из дополнительных условий трудового договора может являться условие об испытании. Срок испытания по общему правилу не может превышать трех месяцев. Однако в статье 70 Трудового кодекса РФ определен перечь лиц, в отношении которых испытание при приеме на работу не устанавливается. К их числу относятся и молодые специалисты – лица, получившие среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.
Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется:
- на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
- выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
- выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.
Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.
В случае, если по договоренности с работодателем молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); по обустройству на новом месте жительства. При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет по Российской Федерации 8834 рубля [15]).
Дополнительные гарантии молодым специалистам предоставляются в соответствии с заключенными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, принятыми на уровне организации локальными нормативными актами и устанавливаются с учетом финансовых возможностей работодателя. Приведем в качестве примера лишь отдельные гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов, которые могут быть включены в коллективный договор по соглашению между работодателем и представителями работников:
1) закрепление наставников за всеми молодыми специалистами в первый год их работы;
2) проведение за счет средств работодателя плановой подготовки и повышения квалификации;
3) установление надбавок стимулирующего характера (в частности, выплата молодому специалисту, впервые поступившему на работу, единовременного пособия в размере не менее оклада (должностного оклада), ставки заработной платы; выплата «подъемных»; установление ежемесячной надбавки в течение 3-х лет после окончания учебного заведения);
4) оказание материальной помощи на обустройство по месту жительства;
5) содействие в решении жилищных вопросов молодых специалистов (приобретение жилья, предоставление служебного жилья или места в общежитиях, возмещение расходов по оплате жилья, предоставление ссуд или кредитов на приобретение жилья) в пределах финансовых возможностей и др.
На организации, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, кроме того, возложена обязанность не увольнять молодого специалиста в течение 3-х лет по причинам, связанным с сокращением штатной численности [9].
Вопросам государственной поддержки молодежи, включая вопросы содействия занятости молодых специалистов, уделяется внимание и на региональном уровне. В законодательных актах субъектов РФ [11,12,13] предусматривается целый комплекс мер преимущественного организационного-правового, методического, информационного, консультативного, а в некоторых случаях и экономического характера, как то:
− создание базы данных о вакантных рабочих местах (в том числе временных и сезонных) и размещение ее в сети «Интернет» на общедоступном сайте;
− создание «телефона доверия» по вопросам нарушения трудовых прав молодых граждан;
− консультирование и предоставление информации молодежи по вопросам трудоустройства (в т.ч. создание консультационных центров);
− учет молодежи в возрасте от 14 до 30 лет по образовательному и профессиональному признакам с целью разработки мероприятий по увеличению количества рабочих мест;
− квотирование рабочих мест для молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
− бесплатное оказание услуг молодым гражданам по профессиональному ориентированию, профессиональной подготовке и переподготовке государственными и муниципальными учреждениями профессионального образования службами занятости в соответствии с законодательством;
− использование экономических стимулов, повышающих заинтересованность организаций в трудоустройстве и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
− содействие организациям и физическим лицам в организации и проведении профессиональных семинаров-презентаций, стажировок, студенческих практик с целью трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования.
Таким образом, проблемам трудоустройства молодежи уделяется большое внимание и на федеральном, и на региональном, и на локальном уровнях. Вместе с тем остаются нерешенными отдельные правовые и социально- экономические проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, и прежде всего, в организациях негосударственного сектора. И в этой связи вопросы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и реализации ими предоставленных прав являются весьма актуальными.
Ввиду отсутствия единообразного подхода к определению «молодой специалист» и неурегулированностью на федеральном уровне его правового статуса, считаем целесообразным:
1) законодательно закрепить понятие «молодой специалист» и определить основы его правового статуса в Трудовом кодексе РФ (путем внесения дополнений в главу 55 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда других категорий работников»). При этом целесообразно принять за основу правовую дефиницию «молодой специалист», сформулированную в Модельном законе о государственной молодежной политике государств-участников СНГ [16]. «Молодой специалист – выпускник образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации в возрасте до 30 лет, принятый на работу по трудовому договору в соответствие с полученной специальностью (направлением подготовки) в течение года после окончания обучения либо истечения следующих обстоятельств: 1) завершения стажировки или обучения с отрывом от производства по основному месту работы; завершения обучения в аспирантуре; выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет»;
2) законодательно закрепить возрастные ограничения для молодого специалиста с 21 года до 30 лет (учитывая тот факт, что молодым специалистом признается выпускник образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации);
3) законодательно закрепить, что статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет.
Список литературы
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р (с изм. от 16.07.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (Часть III). Ст. 5622.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. (с изм. от 28.06.2014 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/
3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Вместе с «Размером заработной платы», «Условиями применения статьи 8 в отношении молодых специалистов и граждан, получающих визу «каникулы – работа»). Заключено в г. Рамбуйе 27.11.2009 г. [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
Указ Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2210.
5 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы: одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р (с изм. от 08.09.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 35. Ст. 4069.
6 Отраслевое соглашение по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 - 2014 годы: утв. Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом 28.02.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/
Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы: утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01.11.2010 г. // Ваше право. 2011. № 3.
Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2014 - 2013 годы: утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 28.08.2013 г. // Солидарность. 2013. № 45.
9 Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 - 2014 годы : утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Росстандартом 14.11.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/