Тема 4. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
- Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества – последовательные стадии общественного развития
- Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики
- Обеспечение национальной безопасности РБ
- Всесторонняя интеграция Беларуси с Россией и другими странами СНГ
- Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь
Темы для рефератов
1. Теория локальных цивилизаций, теория общественных формаций и теория постиндустриального общества.
2. Роль Союзного государства Беларуси и России в обеспечении целей общественного развития РБ.
3. Союзное государство – форма реализации белорусской национальной идеи в условиях глобализирующегося мира
Список литературы:
1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М. 1999
2. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Мн. 1997
3. Ермолицкий М.А. Модель устойчивого развития Республики Беларусь: иделогия, система управления, механизм реализации в союзе с Россией. Мн., 1999
4. Матусевич Е.В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации.
5. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. – Минск, 2007
6. Мельник В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства. / В.А. Мельник. – Минск, 2005
7. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития. Мн. 2006
8. Решетников С.В. Распад СССР и национально-государственная политика Республики Беларусь / С.В. Решетников // Гуманiтарныя i сацыяльныя навукi на зыхлдзе XX ст. – Мiнск, 1998
Темы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения
Тема 1. Белорусская общность, национальная идея и государственность
1. Формирование белорусской этнической общности и ее самосознания.
2. Белорусская национальная идея.
3. Концепция национального белорусского государства в составе союзного государства.
4. «Национал-радикальная» и «либерал-радикальная» концепции белорусской государственности.
5. Государственность на белорусских землях.
Список литературы
1. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Минск, 2004
2. Дмитрачков В. О зарождении и развитии государственности на белорусских землях // Белорусская думка, 2001. - №4
3. Коршук В.К. Государственность Беларуси: проблемы формирования. Минск, 1999
4. Криштапович Л.Е. Беларусь и Россия: историософское и цивилизационное единство. Мн., 2006
5. Мельник В.А. Белорусская национальная идея: политологический аспект // Проблемы управления. – 2007, №1
6. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. – Минск, 2007
7. Пилипенко М.Ф. Возникновение Белоруссии. Новая концепция. Мн. , 1991
8. Сташкевич Н., Козляков В. Исторический путь белорусского народа // Белорусская думка. 2003, №9, №10
9. Чыгрынаў П.Г. Беларускі народ: вытокі, кансалідацыя, сучаснасць. / П.Г. Чыгрынаў. – Минск, 2002
Методические материалы.
Материалы для обсуждения (заочная форма обучения)
ОБРАЗОВАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ
Декан социологического факультета Московского государственного университета, президент Российской социологической ассоциации Владимир Добреньков, выступая 19 июня 2007 года на круглом столе «Философия политики: государственная идеология и высшее образование», прошедшем в рамках Дней русской политической культуры, заявил об ошибочности курса на деидеологизацию высшего образования, доминирующего в российской образовательной стратегии.
«Образование, в особенности гуманитарное, априорно является идеологизированным. Иным оно не бывает. Любая попытка представить его свободным от идеологии – это лицемерие. А плодом так называемый деидеологизации образования является лишь подмена национальной идеологии иными идейными установками – субъективными взглядами авторов курсов, преподавателей, других заинтересованных групп», – считает Добреньков.
Однако, по мнению социолога, идеологическое наполнение вузовского образования ни в коем случае не должно носить доктринальный характер. «Нужно не внедрение системы взглядов, а трансляция пафоса национального достоинства, не замалчивание достижений „инонациональных, инокультурных, иноидеологических“ моделей (что было принципом советской идеологической борьбы), а утверждение особенностей национального цивилизационного строя в подлинном драматизме столкновения идей и концепций. Полнота картины мира – это принцип отечественной гуманитарной науки», – подчеркнул российский ученый.
По справедливому суждению профессора, отсутствие осознания идеологии всегда сопровождается неосознанным следованием чужой идейной установке. «Это ведет к хаотизации системы ценностей, к тому, что человек, не имея своей мировоззренческой системы, становится легко манипулируемым существом». «Студенческая молодежь являет собой основу будущих национальных элит, и прививание ей имманентного „чувства национальной идеи“ позволит поколению “завтра” обладать культурой и навыками государственного мышления. Тогда как идеологическое выхолащивание вузовского образования приведет к идейной беспомощности будущей элиты – это в лучшем случае, а в худшем – к подмене ее ориентации с национальных интересов России на интересы других государств», – считает Добреньков.
Кроме того, заметил ученый, в студенческом возрасте «человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса, значительной частью которого является позитивная национальная идеология. В случае если такая идеология отчетливо не усматривается, молодой человек оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией».
«Образование является наиболее мощным и естественным инструментом внедрения национальной идеологии в общество», – подытожил Добреньков, выразивший надежду, что образование никогда не станет механической трансляцией информации. «Именно поэтому формирование национальной идеологической доктрины – первоочередная задача российской гуманитарной науки», – сказал ученый.
РЕЛИГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ