ТЕМА 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

ТЕМА 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Общее понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

В гл. 30 УК РФ рассматриваются преступления, посягающие на единый родовой объект - нормальную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также нормальную деятельность соответствующих органов в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).

Объектом рассматриваемых преступлений является также нормальная деятельность государственных или муниципальных учреждений, т.е. организаций, создаваемых государством или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления. Объектом рассматриваемых преступлений может быть также нормальная деятельность органов, действующих в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

С объективной стороны рассматриваемые преступления характеризуются двумя признаками. Во-первых, преступления совершаются благодаря использованию соответствующими лицами своего служебного положения, во-вторых, эти преступления совершаются вопреки интересам службы.

Субъектом рассматриваемых преступлений могут быть три категории лиц: любые лица; служащие государственного аппарата; должностные лица.

С субъективной стороны все преступления, предусмотренные данной главой, являются умышленными, за исключением халатности. Ряд составов, кроме умысла, предусматривают в качестве обязательных признаков наличие определенного мотива - корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285,2851,292 УК РФ).

Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК РФ).

Такое преступление может быть совершено только путем активных действий. Для установления признаков преступления нужно прежде всего определить объем полномочий, предоставленных этому лицу, по соответствующему положению, инструкции, уставу, приказу и т.п.

Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий -существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.

С субъективной стороны преступление предполагает только умышленную вину.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286 УК РФ) является превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта Федерации, или главой органа местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 286 УК РФ в качестве особо квалифицирующих предусматриваются три обстоятельства. Первое - превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения. Если же насилие, примененное к потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровью или умышленном убийстве, то такие действия должны квалифицироваться по совокупности со ст. 111 или 105 УК РФ. Второе особо квалифицирующее обстоятельство заключается в применении должностным лицом оружия или специальных средств. В качестве третьего особо квалифицирующего обстоятельства в ч. 3 ст. 286 УК указывается на причинение тяжких последствий.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)

С объективной стороны преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Это преступление может состоять: а) в неправомерном отказе предоставить информацию Федеральному Собранию или Счетной палате РФ. Неправомерным следует считать прямой отказ соответствующего должностного лица дать необходимые сведения или иную информацию, если должностное лицо не имело законного

основания к такому отказу; б) в уклонении от предоставления такой информации, что означает непредставление необходимых сведений под теми или иными благовидными предлогами, как-то: материал еще якобы не готов или нет еще необходимых подписей и т.п.; в) в предоставлении заведомо неполной информации, когда в представленных материалах и документах отсутствует существенная часть, что искажает содержание информации; г) в предоставлении заведомо ложной информации, когда документы или материалы хотя и предоставляются указанным выше органам, но они полностью или в какой-либо существенной части не соответствуют действительности.

Предметом этого преступления является информация в виде соответствующих документов или материалов.

Состав преступления является формальным, т.е. преступление окончено с момента выполнения указанного выше действия или бездействия.

С субъективной стороны действия, предусмотренные ст. 287 УК РФ, могут быть совершены только умышленно.

Субъектом преступления являются те должностные лица, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Квалифицирующие признаки преступления определены в ч. 2 ст. 287 УК РФ, а особо квалифицирующие обстоятельства в ч.3 ст. 287 УК РФ.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

С объективной стороны преступление состоит в передаче взятки должностному лицу.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, действия последнего квалифицируются как пособничество в даче взятки при условии, что он сознавал, что передает взятку.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления может быть любое лицо. Если взятку дает государственный служащий, он также несет ответственность по ст. 291 УК РФ.

Закон предусматривает квалифицирующее обстоятельство (ч. 2 ст. 291 УК РФ) в качестве которого предусматривается дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие).

В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ, лицо, давшее взятку освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Халатность (ст. 293 УК РФ)

С объективной стороны преступление заключается в неисполнении или ненадлежащим исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо точно уяснить круг обязанностей, которые должны выполняться виновным в связи с его должностью. Состав преступления окончен с момента наступления последствия - причинение крупного ущерба. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей (см. примечание к ст. 293 УК РФ).

Наступившие последствия должны находится в причинной связи с небрежным или недобросовестным отношением лица к своим служебным обязанностям, в противном случае состав преступления отсутствует.

С субъективной стороны халатность возможна только при наличии неосторожной вины.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

В качестве квалифицирующего обстоятельства в ч. 2 ст. 293 УК РФ предусмотрены причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

В ч. 3 указаны особо квалифицирующие признаки преступления - причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

ТЕМА 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Наши рекомендации