Однополярное мировое пространство И. Галтунга
Конфронтация трех суперсил
В работе «Геополитика после холодной войны: к теории вопроса» мондиалистский проект представил скандинавский политолог Йоган Галтунг. Система международных отношений, по Галтунгу, после окончания «холодной войны» стала менее предсказуемой и более нестабильной. «Холодная война», существовавшая на протяжении 40 лет (с образования НАТО в 1949 г. и Организации Варшавского договора в 1955 г. до падения Берлинской стены в 1989 г.), сконструировала мировой порядок, основанный на конфронтации трех суперсил, составляющих три блока. Они проводили три глобальные политики, которые перекрывали все другие политики мира.
Западный блок управлялся суперсилой — США. Его политика направлена на борьбу с коммунизмом. Западная политика подразумевала военное превосходство на всех театрах действий, основывалась на демократии и рыночной экономической системе.
Восточный блок возглавлял СССР. Он противостоит и борется с империализмом. Восточная политика подразумевала военный паритет в самом широком смысле, основывалась на однопартийности, лежащей в основе управления системой, а в экономике опиралась на планирование.
Необъединенный Третий мир — блок развивающихся стран, которые не входили ни в какой блок и не были «клиентами» никакой суперсилы. Страны Третьего мира нередко настраивали две мировые суперсилы друг против друга. Политика стран Третьего мира была направлена на строительство национальных государств с различной «примесью» демократии.
В 1989 г. с падением социалистического блока в мире образовался геополитический вакуум. Если будущее развитие событий будет продолжением неоконченной политики прошлого, т.е. имитацией прошлого, то это будет политика войны и подготовки к ней. Однако это достаточно общая формула предлагает более глубокий по смыслу сценарий. Поведение геополитических сил в современном мире, по Галтунгу, зависит от понимания динамики угроз и вызовов, которые по-разному осознаются на Западе, Востоке и в Третьем мире.
Ситуация глобальной неопределенности делает актуальной для всех трех «миров» проблему обеспечения более высокого уровня синхронизации геополитики.
Анализ западной политикипо И. Галтунгу
По мнению Галтунга, реальная политика Запада будет основана на западной культуре, но прежде всего на экономическом проникновении, включая использование неоклассической экономической теории как парадигмы, а также политическое управление посредством мировых организаций, контролируемых Западом, таких, как Мировой валютный фонд, Мировой банк, Всемирная торговая организация. В крайнем случае эта политика будет поддерживаться военными действиями, основывающимися прежде всего на военном потенциале США.
В анализе Галтунга Запад за последние 50 лет отличался достаточно ясной геополитикой. Она была направлена на то, чтобы «оставить западный отпечаток на мировой культуре, включая религию, использовать мир экономически, управлять им политически и, последний довод, — держать мир под военным контролем в том случае, если все предьщущие цели провалятся».
Вторая мировая война была очень важной для Запада с позиции разрешения противоречия с воинственной и достаточно закрытой Японией, которая находилась в одном лагере с нацистской Германией, фашистскими Италией, Испанией и Португалией. Напротив, «холодная война» представляла конфронтацию Запада с огромным вызовом социалистического блока.
Вся геополитика Запада после Второй мировой войны завершилась успешно, однако это не означает исключения новых претендентов на конфронтацию с Западом в будущем. По мнению Галтунга, существует два таких претендента. На смену Второму миру (социалистическому лагерю) пришел Третий мир, развивающийся — Латинская Америка, Арабский мир, Западная Азия, Южная Азия, а также второй претендент — Четвертый мир — Юго-Восточная и Восточная Азия. Галтунг включает сюда наряду с другими такие огромные силы, как Китай, обе Кореи, Вьетнам и Японию (буддистско-конфуцианские страны). Подчеркнем, что в этом подходе Япония потенциально противопоставляется Западу. Этот Четвертый мир, по Галтунгу, по своему экономическому росту и в настоящее время соревнуется с Западом — Первым миром.
В рамках западной политики он выделяет позицию Европейского Союза, ставящего перед собой задачу создания федеративного супергосударства. Очевидно, уменьшение зависимости ЕС от США может привести к изменению геополитики объединенной Европы, которая рано или поздно может привести к конфликту между ЕС и США, выражением чего может стать борьба за мировую гегемонию.
Другая тема западной геополитики поведение Японии как части Запада. По мнению Галтунга, ошибочно относить ее к западной геополитической модели. На самом деле, на протяжении всей истории существуют два аспекта японской геополитики: (1) обеспечение превосходства над своими ближайшими соседями, (2) осуществление своих проектов в Азии. Последний аспект привел к двум войнам: против России в 1904—1905 гг. и против стран-метрополий — Великобритании, Франции, Нидерландов, Португалии, а также США в 1941—1945 гг. Япония, считает автор, достигла целей в отношении всех указанных стран, кроме США, которые не были основной колониальной силой в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На геопространстве бывшего СССР, по Галтунгу, происходят процессы национального самоопределения, сходные с политическим размежеванием в период развала Австро-Венгерской империи. Согласно Галтунгу, современная Россия потеряла статус сверхдержавы и является «самой обыкновенной страной», в будущем ее геополитика может базироваться на славянской культуре и православной церкви. Он не исключает попыток построить новый Советский Союз, включающий Россию, Белоруссию, восточную Украину и северный Казахстан.
Геополитика стран Третьего мира
Геополитика стран Третьего мира уже перестала быть политикой игры на противоречиях между двумя суперсилами. Становление современной геополитики этой зоны мира обусловливает эндогенные политические элементы, определяющим из них выступает национальная либерализация экономики и политики. Галтунг выделяет три основных геополитических центра в пределах Третьего мира: Западную Азию, Индию и Китай. В Западной Азии он выделяет две зоны:
•не арабская — Турция; шесть бывших советских мусульманских республик (во всех из них говорят на языках, сходных с турецким, за исключением Таджикистана, где говорят на фарси); Иран, Пакистан и Афганистан заполняют политический вакуум после «холодной войны» исламом, который Запад интерпретирует как фундаментализм. Правда, Турция проводит и вторую геополитику — стремится стать мусульманским членом Европейского Союза. Если же это ей не удастся, то Турция может попытаться создать собственный союз на базе прежней Османской империи, располагавшейся вне арабского мира, но включавшей Балканы.
•арабский мир — 22 страны (включая Палестину), некоторые из них проводят двойную геополитику — исламистскую и панарабскую. Галтунг при этом делает такое замечание: «чем больше одной политике не удается, тем другая все больше активизируется».
Трудные времена переживает Индия. В этой стране остается еще много западных влияний и элита, формирующая политику построения общества, основанного на свободном рынке. Неудачи на этом пути могут привести к лавине протестов населения. Но тогда может осуществляться другая и более сильная политика, уходящая корнями в индуизм. Но и эта политика натолкнется на противостояние с религиозными меньшинствами, особенно такими, как мусульмане и сикхи.
По мнению Галтунга, геополитику Китая будет определять «скрытый капитализм», который там создается. Следовательно, «как все капиталистические страны, Китай должен охранять свои экономические циклы, и если надо, то привлечь для этого и военную силу». Ведь капиталистическая страна должна расширяться, охраняя свою сырьевую базу и свои рынки, особенно те из них, которые находятся вне границ страны.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Складывание однополярного мира
По мнению Галтунга, геополитическая ситуация после «холодной войны» характеризуется складыванием однополярного мира. Однако в нем существуют семь центров, претендующих на глобальную или региональную гегемонию. При этом шесть из семи центров «в некотором смысле координируются гегемоном из гегемонов — США».
»США стремятся быть гегемоном гегемонов в Западном полушарии и на Среднем Востоке (Израиль прежде всего). Однако совершенно очевидно, что США в современных условиях не в состоянии в одиночку определять правила и нормы мирового поведения.
»Не исключено, что Европейский Союз, стремящийся стать супергосударством, начнет проводить единую международную политику, умело использовать прошлые противоречия между Российской и Османской империями. Безусловно, Франция и Великобритания, обладающие ядерным оружием, будут защищать не только свои национальные и региональные, но и мировые интересы. Германия представляет мощную экономическую державу и ее политическое влияние все время будет возрастать.
»К повышению своего геополитического статуса стремятся Россия и другие страны СНГ, а также, возможно в будущем, та часть Центрально-Восточной Европы, которая имеет православные и славянские корни.
»Турция и примерно 10 стран, объединяемых под небольшим давлением ислама. Турция своей политикой содействует дроблению СНГ и, возможно, России.
»Индия, объединяющая ряд стран на основе индуизма, будет закреплять свое влияние в Южной Азии.
»Китай как буддистско-конфуцианское государство со стремительно развивающимися производительными силами и растущим военным потенциалом будет стремиться к распространению своего геополитического влияния.
»Япония как синто-будцистско-конфуцианская страна, очевидно, не ограничится одним экономическим мировым влиянием. Причем, из семи гегемонов четыре уже признаны — США, Япония, Индия и Китай, а три — еще нет, в том числе Россия. Все семь гегемонов имеют или могут иметь большие проблемы с их собственными перифериями. Примером тому могут служить события на Северном Кавказе, на окраинах Китая (Тибет, Синцзянь).
В этом противостоянии Галтунг прогнозирует как возможные геополитические коалиции (например, потенциальная коалиция США, Европейский Союз, страны Центральной и Восточной Европы против объединенных Китая, Японии, Кореи, Вьетнама), так и конфликты низкой интенсивности за рынки и сырье.