Тема 4. политические идеи и учения
В РОССИИ XI - XX ВВ.
Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв. Политическая мысль в Древней Руси зарождается в тесной связи с религиозным сознанием и характеризуется обращенностью к философско-исторической проблематике и насущным задачам становления русской государственности. На первый план выдвигаются и обсуждаются такие проблемы как независимость русских земель, необходимость их единения, сущность и предназначение власти, образ идеального князя.
Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 53
Уже в первом политическом трактате Древней Руси ォСлово о законе и благодатиサ, автором которого является киевский митрополит Иларион, утверждается трактовка закона через противопоставление его иным, более существенным ценностям. Всемирная история, согласно Илариону, развертывается как смена царства ォзаконаサ царством ォблагодати-истиныサ, ォблагодати-правдыサ. В дальнейшем это различение будет играть существенную роль в развитии политических и правовых идей в России.
В таком документе как ォПовести временных летサ представлена первая попытка раскрыть политическую историю древнерусского государства. В дошедших до нас размышлениях Даниила Заточника (конец XII - начало XIII вв.) рассматривается образ идеального правителя, сильной княжеской власти, в ォСлове о полку Игоревеサ - проблема разобщенности русских земель и обоснование необходимости их единения.
Последующее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и формированием разнообразия подходов к решению возникающих задач. Так в конце XV - начале XVI в. ходом событий на первый план выдвинулся вопрос об отношениях церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорский, 1433-1508) и стяжатели (Иосиф Волоцкий, 1439-1515) или иосифляне. Особенности их подходов к обозначенному вопросу заключались в том, что первые выступали против монастырской собственности, считали большим человеческим грехом стяжание богатств, проповедовали невмешательство в мирские, в том. числе государственные дела. Сорский разрабатывал идеи разграничения как сфер, так и методов
деятельности церкви и государства.
Иосифляне сначала отстаивали идею превосходства церкви по отношению к власти государства. Волоцкий различал такие характеристики власти как, с одной стороны, ее божественное происхождение и, с другой стороны, ее реализацию человеком. Реализация власти человеком как раз и может порождать ошибки и преступления. В этой связи Волоцкий высказывает идею сопротивления тиранической власти. Затем, по мере усиления московского государства, позиция ио-
Раздел I. Историко-методологическое введение
сифлян стала более уравновешенной, они стали развивать положение о симфонии двух властей. Следует обратить внимание на сформированную усилиями последователя иосифлян Филофея (ок. 1465-1542) политическую концепцию
ォМосква — третий Римサ. Ее содержание и идейная направленность были связаны с потребностью формирования сильного, централизованного русского государства. В конце рассматриваемого периода сложились различные подходы к пониманию статуса государя в русском царстве. С одной стороны, раз-
рабатывалась концепция сильной государственной власти, которая должна безраздельно находиться в руках государя (Иван Пересветов, XVI в.). Эту концепцию Иван Грозный (1530-1583) усилил до утвер-
ждения идеи юридической безответственности, надзаконности политико-правового статуса царя на земле русской. С другой стороны, разрабатывались требования соответствия царя нормам христианско нравственного идеала, выдвигался принцип подчинения царя законности (Максим Грек, 1475-1555), принцип монархического правления с выборным сословно-представительным органом (Андрей Курбский, 1528-
1583) и др.
Политические идеи в России XVII-первой половины XIX вв. XVII в. в развитии политической мысли начинается с осмысления проблематики, поставленной событиями тяжелейшего ォсмутногоサ времени. Первую ォскрипкуサ здесь бесспорно сыграли размышления Ивана Тимофеева (ок. 1555-1631) о наблюдаемых им событиях. В своем ォВременникеサ он уделяет значительное внимание проблемам происхождения
и сущности власти, выделяет законные и незаконные правила восшествия на престол, раскрывает особенность выборного учреждения власти, обосновывает вывод о сословно-представительном правлении как лучшей форме организации государственной власти, размышляет о причинах беззаконий во времена Ивана Грозного, развивает идею сопротивления народа произволу властей. Если Иван Тимофеев исследовал вопрос о том, как избежать бедствий для земли, порождаемых тиранством, то Юрий Крижанич (1617-
1683) среди большого круга проблем, рассмотренных в работе ォПолити-