Отличие источников права от исторических памятников законодательства
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ПРАВА) – это официальные письменные документы, изданные от имени государства, которые содержали нормы права и регулировали общественные отношения в определенный исторический период, однако были отменены в связи с принятием новых источников права.
Таким образом, источники права – это действующие акты, а памятники законодательства недействующие.
Одной из важнейших политических функций государства является право формулировать новые нормы жизни общества. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Именно поэтому изучать политическую историю невозможно без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действовали в данном государстве и регулировали отдельные сферы общественных отношений.
НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческимиорганами государства, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.
Признаки нормативных актов:
- принимаются только теми государственными органами, которые наделены соответствующей правотворческой компетенцией;
- всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения - юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются;
- находятся между собой в определенной иерархической взаимосвязи;
- имеют вид официального письменного документа особой формы, указывающей на принявший нормативный акт орган, наименование акта, дату его принятия, подпись соответствующего должностного лица.
В целом нормативные акты любой страны составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня властной компетенции принимающего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.
Соотношение нормативных актов с ненормативными, индивидуальными актами
Индивидуальные акты обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания , также могут быть приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов.
Ненормативные акты обладают следующими особенностями: принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.
Нормативный акт | Ненормативные, индивидуальные акты |
Результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов (парламента, исполнительных органов власти) | Результат применения права компетентными органами норм права (судом, исполнительными органами) |
Содержит нормы права | Не содержит нормы права |
Носит обязательный характер для всех субъектов | Носит обязательный характер только для конкретного лица, в определенной жизненной ситуации |
Выражает метод общенормативности, абстрактно-правового регулирования | Выражает метод индивидуального регулирования |
Характеризуется возможностью неоднократной реализации | Действует только один раз |
Не выступает в виде юридического факта | Служит юридическим фактом |