Две традиции геополитической мысли

Условно различные концепции, существовавшие в истории геополитической мысли можно разделить на два направления или две основные традиции:

1) политического реализма - рассматривает мировую политику как арену господства и доминирования великих держав;

2) политического идеализма - стремится ввести в международные отношения начала морали и справедливости, принципы суверенного равенства государств и права в их взаимоотношениях.

Международные отношения представляют собой сферу взаимодействия между государствами, преследующими национальные интересы и стремящимися решать социальные, эко­номические и культурные проблемы международной жизни, обеспе­чение международной и национальной безопасности, поиск путей и форм разрешения международных конфликтов и прекращения войн и т.д. Начиная с Древнего мира вплоть до исхода XX столетия в международной политике доминировали великие державы (импе­рии, сверхдержавы) или коалиции держав. Они устанавливали пра­вила международной политической игры, применяли военную силу для решения политических конфликтов, навязывая свою волю ма­лым государствам, формировали геополитическую карту мира, вы­ступали арбитрами в споре между малыми государствами, вмешива­лись во внутренние дела других государств, всюду преследуя свой национальный интерес. Они контролировали решение вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, мировых цен, сфер влияния и др. Малые государства постоянно боролись за экономи­ческую и национальную независимость, объединялись в политиче­ские блоки и союзы, играя на противоречиях и столкновении инте­ресов великих держав. Одним из важнейших принципов международных отношений является стремление государств получить контроль над поведением других стран. Поэтому доминирующим теоретическим подходом в анализе миро­вой политики является реализм.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);

Политический реализм как течение в геополитике

Реализм Н.Макиавелли

Сторонники политиче­ского реализма в своих представлениях исходят из того, что:

- в основе взаи­модействия государств на международной арене лежит принцип силы в отстаивании национальных интересов;

- столкновения интересов государств на международной арене в борьбе за ограниченные ресурсы, контроль над коммуника­циями и т.п. неиз­бежны;

- угроза насилием является основ­ным инструментом межгосударственных отношений.

Стремясь выявить всеобъемлющие геополитические закономерности на основе наблюдения за реальными процессами в развитии международных отношений, они создали позитивистскую геополитику. На основе позитивизма сложилась «реальная политика» как одно из главных на­правлений теории международных отношений.

Основоположником реализма счита­ется выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрожде­ния Никколо Макиавелли (1469—1527), кото­рый пользуется славой циничного теоретика политики и даже апо­логета насилия.

Основной работой Н. Макиавелли является его трактат «Государь». В основу своего подхода он положил влияние по­рочной природы человека на сферу внеш­ней политики, в которой «соединение эго­изма и анархии определяет господство в политике принципа силы». Он считал, что поли­тика должна определяться в зависимо­сти от имеющейся силы. Трактат «Государь» по существу являет­ся руководством по созданию сильного централизованного государ­ства, способного противостоять внутренним и внешним врагам.

Главная проблема, ставшая предметом анализа в работе «Госу­дарь», — это вопрос о сохранении власти суверена в монархиях или республиках, ранее имевших свои собственные законы. Новый го­сударь должен найти метод, который позволит ему прочно утвердиться во главе государ­ства, в котором он является своего рода чужаком.

Фактически вопрос сохранения власти решается путем использования всех эффективных средств, включая хитрость, ложь, убийство. Нужна стратегия союза; лучшая из них — та, которую монарх заключает с народом против знати, так как народу нужно лишь, чтобы его не угнетали, а государю — чтобы не нужно было бояться, что народ пойдет против него, хотя у народа нет статуса активного элемента в го­сударстве и он, напротив, выступает как пассивный элемент, нуждаю­щийся в хозяине.

Государь, не являющийся виртуозом в области использования силы, постоянно рискует быть убитым. Компетентность политического вождя в военных вопросах необходима для того, чтобы ему подчинялись его солдаты. Этот фактор под­тверждается примером Ганнибала, для которого использование страстей было одним из необходимых источников могущества. Если карфаген­ский полководец царствовал благодаря своей жестокости, то эта жестокость являлась функциональным требованием, которое про­истекало не столько из использования силы, сколько из манипулирова­ния ее видимостью.

Концепция национальных интересов Морген­тау

Законченный вид концепция политического реализма применительно к международным от­ношениям приобрела в работах общепризнан­ного главы современной школы прагматизма и политического реализма американского теоре­тика Ганса Моргентау (1904—1980).

Моргентау считал, что главным во внешней политики любого государства являются национальные интересы, достижение региональной или мировой гегемо­нии. Он выделял:

= постоянные, основополагающие интересы: защита территории, насе­ления и государственных институтов от внешней опасности; раз­витие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.

= временные, промежуточные интересы: интересы выживания (угроза самому существованию государства); жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности и благо­состоянию нации); важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны); периферийные, или мелкие, интересы (инте­ресы локального характера).

Политика национальных интересов, по его мнению, не может быть успешной, если она не подкреплена силой, которая выступает главной отличительной чертой государства.

Согласно Моргентау, понятие «сила» в широком смысле, как вы­ражение национальной мощи, включает в себя следующие основ­ные компоненты: географическое положение, природные ресурсы, промышленный потенциал, военную подготовленность (в том числе, уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил), численность населения, «националь­ный характер» (отношение населения к войне), «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике), качество дипломатии, «которая выступает как самый главный фактор, опре­деляющий мощь страны».

По мнению Моргентау, дипломатия — это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это — каче­ство правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку сво­ей внешней политики со стороны общественного мнения.

Моргентау считал, что эффективность политико-дипломатических воз­можностей государства находится в прямой зависимости от его во­енной мощи и военная сила является наи­более важным материальным фактором в международной политике, обеспечивающим полити­ческое могущество государства.

Основные современные теоретические разработки в области ре­альной политики относятся к 50—60-м годам XX в. Они нашли свое отражение в таких теориях, как «стратегия быстрого реагирования», концепция «взаимно гарантированного уничтожения», «восточная по­литика», «железный занавес», доктрина «массированного возмездия», программа «новых рубежей», политика «блестящей изоляции», доктрина «устрашения», «холодная война». В настоящее время по-прежнему многие государства придерживаются принципов политического реа­лизма, используя не открытое применение силы, а более «цивилизован­ные» формы: гуманитарные интервенции, экономические санкции, «продвижение» демократических институтов, утверждение своих международ­ных стандартов в области прав и свобод человека в различных зонах.

Наши рекомендации