Политическая власть определяется как способ установления регулируемых общественных отношений путём централизации функции принуждения.

1) связана с процессом государственного управления и функционированием государственных институтов;

2) направлена на управление процессами, которые касаются общества в целом и затрагивают интересы больших социальных групп.

В чём преимущество централизации принуждения? В том, что оно делает отношения господства и подчинения предсказуемыми, устойчивыми.

В чём недостаток? При централизованном принуждении всегда сохраняется опасность узурпации власти.

Политическая власть не единственная публичная власть. Существую также:

Местная (территориальная) власть – ограничена территорией и кругом вопросов. Не имеет собственный вооружённых формирований. Исключаются из компетенции: установление границ, принятие законов, установление межгосударственных отношений, валютно-финансовая политика, экономическая стратегия.

Административная власть ограничена профессинально-производственной сферой (подзаконна) и должностными инструкциями.

Криминальная власть как антипод публичности имеет антиобщественный характер, но может сращиваться с государственной или местной властью посредством коррупции.

Признаки политической власти:

1) Суверенность, то есть монополизация права на принятия государственных решений и применение силы на определённой территории;

2) верховенство – обязательность исполнения решений центральных органов власти для местных органов власти и администрации.

3) моноцентризм – один центр принятия решений в отличие, например, от рыночной экономики;

4) публичность – т.е. принятие решений во имя социально значимых целей и возможность контроля за действиями власти со стороны граждан.

Английское «полиси» противоположно английскому «политика».

5) легальность, то есть осуществление своих полномочий в рамках законов, право на применение насилия в строго определённых рамках

6) легитимностьопределяется как согласие граждан с существования той или иной власти, правомочность её, лояльность и поддержка со стороны граждан.

Понятие суверенности как самое существенное для характеристики политической властиввёл Ж. Боден в работе «Шесть книг о республике» (1576), определяя суверенностьт как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую монарху. Монарх даёт подданным закон без их согласия и отвечает лишь перед Богом. То есть власть абсолютная, безграничная, независимая, неотчуждаемая, непрерывная.

Такое понимание не соответствует демократическому государственному устройству, порождая определённые противоречия в трактовке этого понятия.

Р. Арон, например, пишет: «Абсолютный суверенитет соответствует честолюбию королей, которые стремились освободиться от ограничений, которые набрасывали церковь и империя, эти средневековые пережитки.

Одновременно он позволял осуждать привилегии посредников – феодальных сеньоров, регионов, городов, корпораций – привилегий, которые имели всё больше оснований, когда воля монарха становилась единственным источником прав и обязанностей…

… поделенная суверенная власть есть, так сказать, своеобразным противоречием, приблизительно как квадратный круг…

… в каждом государстве должен быть человек или круг людей, которые берут на себя высшую ответственность за применение политической власти».

3-ий вопрос

«Ресурс – это атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым увеличивает способность влияния его обладателя на других». (Теория «обмена ресурсами» П. Блау, Д. Хикона)

Инфра-ресурсы –атрибуты, обстоятельства и блага, которыми располагает субъект до того, какиспользует их для достижения конкретных целей.

А инструментальные ресурсы – те, что задействованы в процессе достижения целей.

То есть ресурсы выступают и как условия достижения целей так и средства их достижения.

Поэтому в политике важно накопление, концентрация ресурсов.

Политическими ресурсами могут быть только социально значимые средства или блага, то есть значимые для многих.

А социально значимыми становятся средства или блага, которые ограничены и труднодостижимы.

Вромане А. Беляева «Продавец воздуха»в основу сюжета положено стремление установить контроль над миром с помощью превращения воздуха в дефицитный товар, который и становится ресурсом властвования.

Существует японская легенда о «сэншу-но янджи» (трёх священных предметах), данных богине Солнца Аматэрасу-омиками: меч (оружие), драгоценный камень(финансы) и зеркало(нормы), которые соответсвуют трём основным видам политических ресурсов.

В работе «Сравнительный анализ сложных организаций» (1961) Амитай Этциони (1929 г.р.) утверждает, что любая организация может быть проанализирована с точки зрения соотношения применяемых в ней принудительных, утилитарных и социально-нормативных способов социального регулирования.

Соответственно политические ресурсы условно подразделяются на три основные группы: принудительные (силовые), утилитарные (полезные), нормативные (информационные).

Но такая типология применима к тем ресурсам, которые в концепции П. Блау называются инструментальными.

Если же говорить об ннфра-ресурсах, то к ним можно отнести также такие, какорганизованность, корпоративную солидарность, политическая воля.

Понятие «администативного ресурса» можно определить как ресурс-обстоятельство, то есть использование временного властного статуса во влиянии на исход избирательной борьбы.

К инфра-ресурсам также можно отнести демографические. сырьевые ресуры государства.

Наши рекомендации