Концепция Истона основывается на сравнительном анализе современных политических систем и подчёркивает различие основ легитимации в разных странах.

Д. Истон выделяет три типа легитимности:

а) идеологическая легитимность: веру в существующие политические принципы и цен­ности, на которые опирается власть и то в какой мере сама власть их придерживается (пример сталинизма);

б) структурная легитимность: поддержка механизма осуществления власти, её структурной организации, соотношения между ветвями власти, соблюдения политических норм и правил;

Складывается как результат социального сравнения и под влиянием стабильности данной политической системы. Например, 70% англичан при опросе в 70-ые годы назвали свою систему «в высшей мере справедливой», поскольку она основана на «честных правилах игры».

в) персоналистская легитимность:призна­ние и моральное одобрение народом людей, осуществляющих власть. Не обязательно харизматичных личностей, но идентифицированных как «свои».

Этот тип легитимности важен в переходных обществах, в периоды революционных преобразований.

Д. Истон различает три формы легитимнос­ти: «народная», «внешняя» и«для себя». Народная означает под­держку элиты со стороны общест­ва. «Внешняя» — международ­ное признание режима. «Для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах.

Французский политолог Жан-Люк Шабо («Введение в политику») в 1991 году выделяет четыре типа легитимности:

1) Демократическая легитимность соответствует волеизъявлению большинства управляемых, но порождает проблемы, связанные с механизмом функционирования демократии (Гитлер пришёл к власти демократическим путём)

2) Технократическая легитимность сообразуется со способностью управителей, состоящую в современном обществе из владения правом, ораторскими способностями и актёрскими навыками

3) идеологическая (совершенствование социальной

действительности)

4) онтологическая (понимание порядка как нормы бытия и смерти

вождя как анархии и хаоса)

Б. Рассел (1872 – 1970) рассматривал легитимность как психологическое явление в отличие от легальности, которое имеет нормативно-правовое обоснование и использовал понятия «традиционная легитимность», «революционная легитимность», «оголённая власть»:

„Традиционная власть на своей стороне имеет силу привычки, они почти бессознательно связана с религиозными и квазирелигиозными верованиями, которые допускали, что сопротивление власти аморально и грешно.

„Когда традиционной власти настаёт конец, она может быть заменена не оголённой революционной администрацией, управаляющей с добровольного согласия большинства или значительного меньшинства...

Я называю власть революционной, если она зависити от большой группы, объединённой верованиями, программой, мироощущением, такими, как протестантизм, коммунизм, национализм”

Легальную, но не легитимную власть называет «оголённой». Утрата традиционной легитимности без замены революционной создаёт, по Расселу „оголённую власть”: она носит военный характер и может принимать форму как внутренней тирании, так и принудительного подчинения иноземным завоевателям.

В большинстве основывается на ресурсном компоненте – оружие, богатство, техническое превосходство, фанатизм.

„Оголённость” власти относительна.

„В демократическом государстве власть правительства не оголена относительно оппозиционных партий, но оголена относительно убеждённого анархиста.

Аналогично, где гонения на религиозные взгляды, власть Церкви оголена относительно еретиков, но не относительно ортодоксальных грешников”.

Ой вопрос.

«Когда «массы рвутся к политике» (Ленин) - симптом кризиса легитимности. Полная утрата легитимности – чревата революцией.

Причины кризиса легитимности:

«Доверие» в понимании Истона вырастает из наличия динамики и перспектив развития общества и при условии, что граждане получают постоянную информацию о работе власти (прозрачность).

Значения «доверия»у Конфуция как основы порядка и устойчивости государства: хлеб, оружие и доверие.

Нарушение социальной справедливостикак меры допустимого неравенства в обществе.

Последствия падения легитимности:гражданская война, внешнее вторжение, революция.

Способы укрепления легитимизации:

1. Изменение системы законодательства (конституции) и реформирование органов государственного управления (например, децентрализация) соответственно новым требованиям.

2. Приближение политической системы к традициям, культурно-историческим особенностям общества (эволюция коммунистического режима в Туркмении)

Идеологическая легитимизация коммунистического режима шла двумя путями:1) вытеснение всех чуждых коммунистической идеологии взглядов; 2) приспособление самой идеологии к к реальностям и традициям российского общества;

Об особенностях русского коммунизма Н. Бердяев писал: «Он воспользовался свойствами русской души… её религиозностью, её догматизмом и максимализмом, её исканием правды и царства Божего на земле, её способностью к жертвам и терпеливому несению страданий…, воспользовался русским мессианством, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России… Он отрицал свободы человека, которые и раньше не были известны народу, которые были привилегией лишь верхних культурных слоёв общества и за которые народ вовсе не собирался бороться. Он провозгласил обязательность целостного, тоталитарного миросозерцания, господствующего вероучения, что соответствовало навыкам и потребностям русского народа в вере и символах, управляющих жизнью».

3. Использование харизматических черт политического лидера

4. Успешное осуществление государственных программ (реформирование), поддержание законности и правопорядка (борьба с преступностью и коррупцией).

То есть власть показывает свою эффективность (например, Китай).

Ий вопрос.

Эффективность властипонимается как её способность к достижению поставленных целей в условиях ограниченности времени и давления со стороны политических конкурентов.

Наши рекомендации