Политическая деятельность государственных служащих как «критическая сфера» этического регул-ия

На сегодняшний день принято выделять следующие нравственно-этические требования к антикоррупционному поведению государственного служащего: [5, С. 29.]
1. Поддержание морально-этических принципов, например, таких как: верность государству, постановка государственных интересов выше индивидуальных. 2. Добросовестное исполнение всеми государственными и муниципальными служащими своих служебных обязанностей, а также беспристрастность в выполнение своей деятельности. 3. Не использоватьсвои служебные полномочия, а также конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения своих должностных обязанностей для получения каких либо благ и преимуществ для своей личной выгоды. 4. Разоблачать любые коррупционные действия, бороться за создание в государственных органах атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению сослуживцев. В рамках рассматриваемой темы наибольший интерес представляют положения связанные с требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.
Итак, выделим следующие рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этико-правовых основ в
антикоррупционной деятельности органов государственной власти РФ:
1) Государственные служащие обязаны не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
2) Государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
3) Государственные служащие обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; [7]
4) Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
5) Гражданские служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6) Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Преимущества и недостатки «вращающейся двери»Под этим термином понимается миграция работников между государственными органами с одной стороны и коммерческими компаниями, некоммерческими организациями, бюджетными учреждениями и иными организациями – с другой. В зарубежных странах регулированию «вращающейся двери» уделяется значительное внимание: разрабатывается необходимое законодательство, издается множество аналитических материалов и научных публикаций.

К сожалению, в нашей стране соответствующий международный опыт остается практически неизвестным, и о полноценном научном обсуждении данной проблематики в России говорить пока не приходится. Отсутствие детальной систематизированной информации об имеющихся альтернативных подходах к регулированию «вращающейся двери», по нашему мнению, негативно сказывается на качестве российской нормативной правовой базы в данной сфере. Считается, что во всех отмеченных ситуациях ничем не ограниченная свобода трудоустройства может привести к серьезным негативным последствиям. На некоторых из них представляется важным остановится чуть более подробно.

1. «Вращающаяся дверь» способствует возникновению специфических видов конфликтов интересов.

Во-первых, переходя на работу в государственные органы, бывший сотрудник частной компании, нередко сохраняет дружеские связи со своими бывшими коллегами и партнерами. В случае если друзья попросят оказать им неформальные услуги, противоречащие объективному исполнению служебных обязанностей, должностное лицо окажется перед трудным выбором: известно, что ради сохранения личных отношений люди могут совершать поступки, на которые не пошли бы ради материальных благ.

Во-вторых, конфликт интересов возникает, если должностное лицо, осуществляющее функции государственного регулирования в отношении какой-либо организации, получает от этой организации предложение о трудоустройстве. У должностного лица может возникнуть соблазн использовать данные ему властные полномочия, а также неформальные связи, возможности доступа к информации для оказания неформальных услуг этой организации. 2. «Вращающаяся дверь» позволяет заинтересованным организациям устанавливать неформальные отношения с государственными органами и оказывать влияние на процесс принятия ими решений.

Мировой опыт показывает, что некоторые частные компании, которые в своей деятельности сильно зависят от взаимодействия с конкретными органами власти, зачастую побуждают отдельных своих сотрудников к переходу на работу в эти государственные органы. Такие сотрудники, поступая на службу, сохраняют тесные отношения с бывшим работодателем и становятся своеобразными «агентами влияния». Они обеспечивают принятие выгодных для бывшего работодателя решений, либо лично, либо посредством установления необходимых связей с иными должностными лицами.

Схожие негативные эффекты могут возникать и в результате трудоустройства бывших должностных лиц после увольнения со службы. Многие организации принимают на работу бывших должностных лиц – особенно высокопоставленных – именно для того, чтобы установить неформальные отношения с государственными органами, используя сохранившиеся личные отношения должностного лица с бывшими коллегами и его знания внутренних процедур функционирования органов власти. 3. «Вращающаяся дверь» предоставляет дополнительные возможности для создания коррупционных схем.

Перед частной компанией, желающей вступить в коррупционное взаимодействие с государственным органом как правило стоит ряд организационных проблем. Во-первых, необходимо получить достоверную информацию о том, предоставляет ли государственный орган коррупционные услуги, необходимые компании, и если да, то какова их цена. Во-вторых, необходимо определить должностных лиц государственного органа, которые могут обеспечить предоставление коррупционных услуг, и установить с ними контакт. Эта задача зачастую является наиболее трудной, обычно для ее решения необходимы личные связи с соответствующими должностными лицами. В-третьих, необходимо предусмотреть максимально безопасные способы оплаты коррупционных услуг. 4. «Вращающаяся дверь» способствует раскрытию конфиденциальной или секретной информации, полученной должностным лицом в ходе исполнения служебных обязанностей. В то же время важно отметить, что практика «вращающейся двери» развивается отнюдь не только из-за корыстных побуждений должностных лиц и коммерческих компаний. Активное перемещение работников между государственным и частным сектором обусловлено, в том числе, и объективными причинами и во многом способствует улучшению качества государственного управления.

Во-первых, «вращающаяся дверь» позволяет привлекать в государственные органы квалифицированных специалистов из частного сектора, обладающих полученными на практике специфическими знаниями, которых зачастую не имеют карьерные государственные служащие. Во-вторых, внедрение механизмов нового государственного управления, в том числе создание квази-неправительственных организаций, государственно-частных партнерств, требует появления в органах власти специалистов, владеющих навыками менеджмента в коммерческих организациях. В-третьих, во многих странах возможность перейти на работу в частный сектор является важным стимулом для молодых специалистов при поступлении на государственную службу. Благоприятные перспективы отчасти компенсируют разницу в оплате труда в частном и государственном секторах. Наконец, возможность трудоустройства бывших должностных лиц в частном секторе позволяет «разгружать» государственный аппарат, обеспечивать карьерный рост и, тем самым, избегать застоя и потери мотивации служащих. Это особенно актуально для тех стран, в которых традиционно существует закрытая система государственной службы и практикуется «пожизненный найм» должностных лиц.

Наши рекомендации