Типы религий. Мировые религии

Существовало и существует множество различных религий, соответ­ственно предложены различные их классификации. В частности, религии разделяют на родоплеменные, народностно-национальные и мировые. Родоплеменные складывались в условиях первобытно-общинного строя. Родоплеменные религии существуют и ныне, хотя в силу различных исто­рических влияний они отличаются от первобытности. В настоящее время они распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и выражают архаические общественные структуры. Народно­стно-национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации. Их носителями являются в основ­ном представители данного этноса, хотя и лица другой этнической при­надлежности могут при соблюдении определенных условий получать санкцию этих религий, становиться их последователями. Из ныне суще­ствующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др.

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — появлялись в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «миро­вых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни насе­ления больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народ­ностей, и потому представители этих разнородных общностей стали но­сителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выражен­ный прозелитизм (от греч. — стремление к привлечению новообращен­ных), пропагандистская активность. Эти религии проповедуют идею ра­венства людей. Их проповедь носит межэтнический, космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп. В кон­кретных исторических условиях различные направления мировых рели­гий приобретают этническую окраску, имеется тенденция идентифика­ции этнической и религиозной принадлежности.

Буддизм

Буддизм — самая древняя мировая религия, он возник в середине I ты­сячелетия до н. э. в Индии в период распада родоплеменных связей и об­разования рабовладельческих государств. Духовно-культурной предпосыл­кой буддизма была древняя религия Индии — брахманизм. Основателем

буддизма считается Будда (санскр. — просветленный) Шакья-Муни («муд­рец из племени шакьев»); большинство ученых-буддологов считает дата­ми его жизни 564/563-483 гг. до н. э. В III в. до н. э. правитель крупней­шего государства Индии Ашока (ок. 268 — ок. 231/232 до н. э.) объявил себя покровителем буддийского монашества и защитником вероучения буддизма. Достигнув расцвета в Индии в конце I тысячелетия до н. э., буддизм затем утратил влияние в этой стране и получил распространение в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Восто­ка. Сейчас в мире насчитывается около 800 миллионов буддистов.

В III в. до н. э. на собрании буддийского монашества было сформули­ровано представление о «трех драгоценностях» буддизма: Учителе — Буд­де, Учении — Дхарме, Общине — Сангхе. Позже появляются канониче­ские тексты, центральное место среди которых занимает палийский ка­нон (на языке пали) «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»: Корзи­на устава общины-сангхи, Корзина учения, Корзина толкования учения).

Считается, что учение буддизма имеет три признака: признание не­постоянства и изменчивости всего сущего, несуществование вечной ду­ши человека, понимание жизни как страдания. Все сущее имеет в своей основе дхармы. Поток этих нематериальных частиц, их различные комби­нации определяют бытие неживых предметов, растений, животных, чело­века и т. д. После распадения данного сочетания дхарм соответствующая их комбинация исчезает. Распадение дхарм человека означает его смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Происхо­дит перерождение индивида в ином облике. Этот процесс текучести и не­постоянства, перехода из одного состояния в другое, перерождения назы­вают сансарой (санскр. — странствование, круговорот), или «колесом бы­тия», «колесом жизни». С идеей сансары связана идея кармы (пали — дей­ствие, деяние), согласно которой перевоплощение совершается в более благоприятных или менее благоприятных формах в зависимости от со­вершенных поступков.

Особое значение в буддизме имеет учение о «четырех благородных истинах»: 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий — жела­ния, особенно «жажда бытия», 3) возможно освобождение от страдания, 4) существует восьмичленный путь, ведущий к освобождению от страда­ния: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, пра­вильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, пра­вильное направление мысли, правильное созерцание. Идя по этому пути, буддист может достичь состояния нирваны (санскр. — угасание): отреше­ния от всего земного, бесстрастия, покоя, слияния с Буддой и проч. И то­гда цепь перерождений — сансара — может быть прервана.

Буддизм - политеистическая (греч. — многобожие) религия, признает существование множества богов. Культовая система буддизма связана с положениями вероучения, а также и с особенностями условий его функционирования в той или иной стране. Особое место занимают ри­туалы, посвященные событиям из жизни Будды: почитание мест, где он родился, достиг просветления, где произнес первую проповедь, где умер,

реликвий (например, «Зуба Будды» в храме «Зуба Будды» на Цейлоне), статуй Будды. Распространено поклонение священным растениям и жи­вотным: дереву Бодхи, под которым на Будду сошло просветление, лото­су, змее, слону, газели и проч. Существует годовой праздничный цикл, вписанный в культурно-этническую и географическую среду.

В буддизме имеется ряд направлений, наиболее ранними являются хинаяна и махаяна, оформившиеся в первые века нашей эры. Хинаяна (санскр. — узкая колесница, узкий путь освобождения) обещает освобож­дение от страданий, от сансары только монахам, членам сангхи. Махаяна (санскр. — широкая колесница) считает, что достичь освобождения от сансары может не только монах, но и любой верующий, соблюдающий обеты духовного совершенства. Ламаизм (тибет. «лама» — высочайший) складывался в Тибете в VII—XTVbb. на основе махаяны, однако на его формирование оказали влияние и другие буддийские направления. Тер­мин «ламаизм» — не самоназвание, в Тибете учение Будды именуют «Путь» или «Закон». В начале 60-х годов XX в. Далай-лама XIV (монг., тиб. - учитель, чьи знания бесконечны, как океан) предложил отказаться от термина «ламаизм» и говорить о тибетском, монгольском, тувинском, бурятском, калмыцком буддизме, однако в научном языке термин пока используется. Тибетско-монгольская литература представляет собой пере­воды «Типитаки» с пали и санскрита, а также содержит и оригинальные тексты. В культе важное место занимает хурал (монг.) — религиозная служба в ламаитском монастыре, процедуры заклинаний, особенно мис­терия цам (монг.) с выступлением «актеров» — лам, с демонстрацией ма­сок, костюмов, пантомим.

Христианство

Христианство получило название от имени Иисуса Христа, который вместе со своими учениками считается основателем религии. Христиан­ское вероучение основывается на Священном Писании — Библии (Вет­хий и Новый Заветы) и Священном Предании. Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, в усло­виях глубокого экономического, политического, общественно-психоло­гического кризиса, социального и этнического неравенства и гнета, пер­воначально — в среде угнетенных (рабов, вольноотпущенников, ремеслен­ников, люмпенов и проч.). С этим связаны радикально-антиримские на­строения и выступления против имперского владычества. Во II—III вв. в христианских общинах увеличивается число людей сенаторского и всад­нического звания. Наличие в общинах знати и образованных людей обу­словило тенденцию к устранению радикализма и примирению с римски­ми властями. По мере развития этой тенденции совершался переход рим­ских властей от жестоких гонений на христиан к поддержке новой рели­гии, вплоть до превращения христианства в течение IV в. в государствен­ную религию Римской империи.

В идейном, культовом, организационном аспектах христианство ро­дилось не на пустом месте. Римский политеизм (лат. — многобожие), еги-

петский культ Осириса и Исиды, иранский митраизм, греческий культ Кибены и Аттиса и др. создавали религиозно-культурную среду, которая не могла не осмысливаться христианами. Но особую роль в становлении христианства сыграл иудаизм; оно возникло как иудео-христианская сек­та. На основе идейных предпосылок христианство создало новый религи­озный комплекс. Этому в немалой степени способствовало влияние ан­тичной философии. Христианство отнеслось к античной философии двойственно. С одной стороны, шло отторжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от языческой критики, с дру­гой — освоение философского наследия античности.

Христианство складывалось в условиях мировой Римской империи, охватывавшей большие территории, включавшей различные уклады, эт­носы, культуры. В разрабатывающихся вероучении, культе, организациях находили отражение образы жизни многих регионов, разных классов, со­словий, племен, народностей. Христианская проповедь носила межэтни­ческий и космополитический характер, была обращена к представителям различных социально-демографических групп, включала идею равенства всех людей. Вероучение, догматика, культ, организация формировались в течение ряда веков, благодаря деятельности Отцов и Учителей церкви, а также первых Вселенских соборов, в ходе острых споров и разногласий. Принципиальное значение для утверждения догматики имело принятие Никео-Константинопольского Символа веры (принят на Никейском I Вселенском соборе в 325 г. и Константинопольском II Вселенском собо­ре в 381 г.). К христианским догматам относятся: догматы творения, про­виденциализма (лат. — провидение); триединства Бога, выступающего в трех ипостасях — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой; боговоплоще-ния; воскресения Христа; искупления; второго пришествия Христа; бес­смертия души и др. Культ образуют таинства, обряды, праздники. Таинст­ва считаются установленными Иисусом Христом, их семь: крещение, ми­ропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение (соборование). В первые века христианства возникли наиболее важные общехристианские праздники: Рождество Христово, Пасха (в честь Вос­кресения Иисуса Христа); в дальнейшем появились и многие другие праздники. Постепенно формировались клир, монашество.

В 395 г. произошло официальное разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую (Ромейскую) империю. А ме­нее чем через 100 лет — в 476 г. — Западная Римская империя пала под на­тиском варваров, и в Западной Европе стали складываться отдельные го­сударства. В Восточной части Римской (Ромейской) империи образова­лась Византийская империя и просуществовала тысячу с лишним лет (от 324 г. до завоевания в 1453 г. Константинополя османами). Постепенно шло нарастание разногласий церквей Востока и Запада, что в конце кон­цов привело к расколу христианства в 1054 г. на православие и католи­цизм. В XVI в. в период Реформации появляется протестантизм. Эти три направления ныне составляют основные направления христианства. Кро­ме того, существует группа так называемых до- или нехалкидонских церк-

вей (выделившиеся до или после IV Вселенского Халкидонского собора 451 г. и не принимающие учение об Иисусе Христе в том виде, как оно сформулировано в Никео-Константинопольском Символе веры) — Ар­мянская Апостольская Церковь, Коптская, Эфиопская, Сирийская (Яко-витская, Сиро-Яковитская), Маланкарская сирийская, Эритрейская, Ас­сирийская церковь Востока, Малабарская (Христиане Апостола Фомы) церкви. Христианство в настоящее время распространено в глобальном масштабе.

Православие, по сравнению с другими основными направлениями христианства, в наибольшей мере сохранило традиции раннего христиан­ства. Поэтому за православием закрепилось название «ортодоксальная церковь» (греч. — правильное учение). Основу вероучения составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов и труды Отцов церкви II—VIII вв.). Православие признает Никео-Константинопольский Символ веры в том виде, как он был принят на Никейском и Константинопольском соборах, основные догматы, сформулированные в период раннего христианства, семь та­инств, празднует общехристианские праздники и ряд отмечаемых имен­но в православии. Православие в настоящее время представлено рядом поместных церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Эл-ладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехии и Словакии, Амери­канская. В юрисдикции ряда православных церквей находятся православ­ные церкви в других странах. Общая численность православных в мире — около 230 млн человек, наибольшее число их проживает в России — по разным оценкам, 70—80 млн. Кроме стран, в которых расположены цен­тры поместных церквей, православие представлено во многих странах Ев­ропы, Азии, Южной Америки, Африки, в Канаде, Австралии, некоторых арабских странах.

Католицизм (греч. — всеобщий, позже — вселенский) признает источ­никами вероучения Священное Писание (Библию), Священное Преда­ние (в которое включаются постановления 21 собора — первых семи плюс последующих католических, а также суждения римских пап). В от­личие от православия Католическая Церковь добавила ряд догматов: дог­мат о филиокве (лат. - и от сына; исхождение Святого Духа не только от Бога Отца но и от Сына); о чистилище (промежуточное звено между адом и раем), о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о безоши­бочности папы в вопросах веры и морали, когда он говорит с епископ­ской кафедры, о телесном вознесении Девы Марии на небо. Католицизм признает семь таинств, хотя толкование и процедура их совершения иная, чем в православии. Кроме общехристианских праздников Рождест­ва Христова и Пасхи, установлен и ряд собственно католических празд­ников. Католическая церковь строго централизована, имеет единый все­мирный центр (Ватикан), во главе которого стоит Папа Римский, счи­тающийся преемником св. апостола Петра и наместником Иисуса Христа

на земле. Установлено безбрачие духовенства (целибат), введен сан кар­диналов, образующих курию. Церковь обладает многочисленными мона­шескими орденами, создала светские массовые организации — политиче­ские партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие движения, рас­полагает широкой сетью университетов, колледжей, школ, СМИ и проч. Католицизм — самая крупная христианская конфессия, в мире насчиты­вается более 900 млн его последователей. Католицизм распространен во многих странах Европы, в том числе в России, в странах Латинской Аме­рики, в США, в Канаде, ряде африканских стран, в странах Азии.

Протестантизм - объединяет многочисленные самостоятельные на­правления. Формировался протестантизм в ходе Реформации и отверг ряд догматических, культовых и организационных принципов католициз­ма. Основой вероучения протестантизм признает только Священное Пи­сание — Библию. Большинство протестантов разделяет общехристиан­ские представления о творении, провиденциализме, о бытии Бога, о его триединстве, о Богочеловечестве Иисуса Христа, о бессмертии души и проч. Но протестантизм выдвинул и некоторые другие принципы: со­гласно протестантизму первородный грех не только повредил природу человека (как учат православие и католицизм), но и целиком извратил ее. Человек утратил способность совершать добро и не может спастись свои­ми заслугами. Спасение осуществляется в результате божественного вме­шательства. Важными принципами большинства протестантских конфес­сий являются: оправдание одной только верой, а добрые дела — плод любви к Богу; священство всех верующих. Протестантизм отвергает по­сты, католические и православные обряды, молитву за умерших, поклоне­ние Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий, церковную иерархию, монастыри и монашество. Из таинств сохранены крещение и причащение, но толкуются они символически. Культовый, обрядовый комплекс в различных направлениях отличается своей специ­фикой. Ныне значительное число последователей имеют англиканство, лютеранство, кальвинизм (в трех разновидностях: реформатство, пресви­терианство, конгрегационизм), баптизм, адвентизм, меннонитство, пяти-десятничество, методизм. Имеется и ряд других течений. Общее число протестантов в мире — свыше 600 млн. В Европе большое число протес­тантов имеется в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Швейца­рии, Эстонии, Латвии, Исландии, немало протестантов и в России. Вели­ко число протестантов в США, Канаде. Группы протестантов проживают в большинстве стран Латинской Америки. Имеются протестанты во мно­гих странах Африки, Азии, в Австралии, Новой Зеландии.

В XX в. развернулось движение за объединение различных христиан­ских направлений и конфессий - экуменизм (греч. - обитаемый мир, Вселенная). По инициативе протестантов в 1910 г. (Эдинбург) состоялась всемирная миссионерская конференция, положившая начало Экумениче­скому движению. В 1948 г. был образован руководящий орган этого дви-

жения — Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Чле­нами ВСЦ являются протестантские, православные, католические, до­или нехалкидонские церкви. В эту организацию входят Русская Право­славная Церковь и многие другие христианские объединения, действую­щие на территории России. Следует заметить, что в Экуменическом дви­жении и в ВСЦ нет единства по вопросам вероисповедного, культового, организационного, социально-политического характера. Часть представи­телей некоторых церквей, входящих во ВСЦ, выступила с инициативой, направленной на выход из Экуменического движения.

Наши рекомендации