Русская Православная Церковь
Самой крупной по численности из православных церквей является Русская Православная Церковь; в догматическом, культовом, организационном отношениях она следует традициям ортодоксального православия (см. выше). Официально христианство (православие) стало государственной религией Киевской Руси в 988 г.: в этом году князь Владимир Святославович (ум. 1015) крестил по восточному византийскому обряду жителей Киева в Днепре. Однако христиане в Киевской Руси появились ранее: киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, совершавшие походы на византийские территории. Были крещены киевские князья Ас-кольд (ум. 882), Ольга (ум. 969).
В середине X в. Киевская Русь стала сильным феодальным государством с развитым ремеслом, торговлей и духовной культурой. Родоплемен-ной политеизм (греч. — многобожие) препятствовал укреплению централизованной великокняжеской власти, нужна была объединяющая идея единого Бога. Этим требованиям соответствовали христианские представления о Боге. Кроме того, Русь была связана с Византией, Западной Европой, где господствовало христианство. Для развития этих связей необходимы были общие в своей основе религиозные идеи.
Принятие христианства на Руси не было единовременной акцией, сопротивление этому процессу оказывали язычники во главе с волхвами, но этот процесс приобретал все более широкий характер. С 988 по 1447 гг. Православная Церковь Руси была в юрисдикции Константинопольского патриарха, ее предстоятели назначались в Константинополе. При князе Ярославе Мудром (ок. 978—1054) в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом, митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. В конце XIII в. митрополичья кафедра была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а затем — в 1325 г. — в Москву.
В период раздробленности Древней Руси на отдельные княжества Це} ковь способствовала установлению их политического единства. До монголо-татар лго нашествия в Церкви было 16 епархий. С приходом монголо-татар хр мы, монастыри подвергались разграблению, исчезли некоторые е ipx> . Однако по распоряжению хана Батыя в 1246 г. духовенство было освобождено от уплаты дани. Льготы Церкви подтверждались хагским; ярлыками и пт^следствии. Несмотря на это, отдельные
храмы и монастыри страдали во время периодических набегов завоевателей. Представители духовенства занимали разные позиции по отношению к завоевателям: одни из них проявляли покорность, другие стремились организовать сопротивление. На сторонников сопротивления князья опирались при подготовке освобождения от нашествия монголо-та-тар. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской), отправляясь на Куликовскую битву, получил благословение Сергия Радонежского (игумен монастыря в Радонеже), предрекшего ему победу и отпустившего в поход двух иноков — Пересвета и Ослябю, которые вступили в бой и погибли. Полки Дмитрия Донского разгромили войско монголо-татар на Куликовом поле (1380 г.).
Накануне падения Византии Православная Церковь Руси фактически стала независимой от Константинопольского патриарха: архиерейский Собор избрал митрополитом Московским Рязанского епископа Иону (ум. в 1461 г.). В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557—1598) состоялся поместный Собор с участием восточных патриархов, на котором был избран патриархом митрополит Иов (ум. в 1607), а вслед за этим в 1590 г. Константинопольский собор признал патриаршество поместной Православной Церкви Руси.
В XVI в. усиливается зависимость Церкви от государственной власти. Патриарх Никон (1605—1681), осуществляя церковные реформы, в ходе которых исправлялись богослужебные книги, изменялись некоторые обряды (например, вводилось трехперстное знамение вместо двухперстно-го), стремился усилить централизацию церковного управления. Реформы поддержал царь Алексей Михайлович (1629-1676), они были одобрены поместными соборами 1655 и 1656 гг. Однако эти реформы вызвали сопротивление со стороны части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства, началось движение за «старую веру» — староообрядцев. В Церкви произошел раскол. Ситуация осложнялась тем, что патриарх Никон стремился утвердить приоритет духовной власти над светской. Поместный собор в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. В ходе раскола сложились две группы старообрядцев: поповцы (имели священника) и беспоповцы (священников заменили уставными).
Важным событием в истории Церкви были реформы Петра I (1672—1725). Было ликвидировано патриаршество, а в 1721 г. учрежден Святейший Правительствующий Синод (греч. — собрание) во главе с обер-прокурором, назначаемым императором. Синод присягал императору на верность, фактически через Синод император контролировал жизнь Церкви. Церковь должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдения за политической благонадежностью подданных. При Екатерине II (1729—1796) большая часть церковных земель была передана в ведение государственного органа. Начиная с мер Петра I, постепенно вводились серьезные ограничения для монашества: обители закрывались, число монахов сокращалось. Но в конце XVIII в. Церкви возвращается часть льгот, растет число монастырей. В то же время
усиливается «огосударствление» Церкви. 5 апреля 1797 г. Манифестом Павла I (1754—1801) император был объявлен главой Русской Православной Церкви. Православная Церковь официально стала государственной церковью Российской империи.
После падения самодержавия Церковь укрепляет систему управления. В августе 1917 г. состоялся поместный Собор, который восстановил патриаршество и 18 ноября 1917 г. избрал Патриархом московского митрополита Тихона (Болавина) (1865—1925). После опубликования советским правительством декретов и постановлений, ограничивающих возможности церковного влияния в обществе, особенно декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих, Тихон призвал оказывать сопротивление этим мерам правительства. В мае 1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности. В этот период и позже ряд представителей духовенства был подвергнут репрессиям.
Постепенно руководство Православной Церкви изменяло позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился к духовенству с заявлением, в котором призвал: не погрешая против веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов в области веры, быть «искренними по отношению к Советской власти», осуждать всякую агитацию против нового государственного строя. После смерти Тихона местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) (1867—1944) опубликовал декларацию, в которой призвал верующих и духовенство активно поддерживать Советскую власть.
И в дальнейшем отношения Церкви и государства складывались по-разному. Но после празднования в 1988 г. 1000-летия крещения Руси роль Русской Православной Церкви в обществе постоянно возрастала. Церкви переданы многие принадлежавшие ей ранее здания и сооружения, строятся новые храмы, возвращены иконы, священные реликвии из музеев, расширяется сеть монастырей, церковных школ, увеличивается объем печатной литературы, представителям Церкви предоставляется время на радио и телевидении. Церковь ведет благотворительную деятельность, активно включается в борьбу с угрозами жизнедеятельности человека и т. д. В августе 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял важный документ — «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви», в котором сформулированы принципы деятельности Церкви в различных областях общественной жизни.
Ислам
Ислам (ар. — предание себя Богу, покорность) — самая молодая мировая религия. Ислам исповедует более одного миллиарда человек, мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. Большинство мусульман проживает в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В России ислам по числу последователей занимает второе место после православия. Ислам возник в Аравии в VII в. в период перехода от
древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовому и образования арабского государства. Основателем ислама является Мухаммед (570—632); он родился в Мекке, здесь же начал свою проповедь. После смерти Мухаммеда первыми четырьмя главами мусульманской общины были Абу-Бекр, Омар, Осман, Али, получившие именование «праведных халифов» (ар. - преемник, заместитель).
Идейными источниками послужили родоплеменные культы Аравии, но особую роль в формировании мусульманского мировоззрения сыграли иудаизм и христианство. Основу вероучения ислама составляют Коран (ар. — чтение вслух, речитатив, декламация) и Сунна (ар. — обычай, пример). Согласно исламской традиции Коран представляет собой «Слово Божие», Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. Важным документом мусульманского комплекса является шариат (ар. — надлежащий путь) — общее учение об исламском образе жизни, свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов. Шариат основывается на Коране и Сунне, его разработка была завершена в XI—XII вв.
К числу догматов ислама относятся: единобожие, идея предопределения, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него; Мухаммед считается «печатью пророков», последним в цепи пророков. Проповедуется вера в воскресение мертвых, в Судный день, в рай и ад и др. Разработано учение о пяти «столпах» ислама: 1) «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха»; 2) предписание о канонической молитве, о ежедневном молитвенном цикле, включающем пять обязательных молитв; 3) соблюдение поста в месяц рамадан по мусульманскому лунному календарю; 4) обязательный налог в пользу нуждающихся; 5) паломничество в Мекку. Исламская концепция войны и мира нашла выражение в учении о джихаде (ар. — старание, направление усилий). Джихад понимается по-разному, но чаще означает «борьбу за веру», в том числе вооруженную борьбу с иноверными во имя торжества ислама.
Празднуются два главных праздника: курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения; ураза-байрам посвящен завершению поста в месяц рамадан. Кроме этих двух, отмечаются и другие праздники: пятница - день общественной молитвы; маулид — день рождения пророка Мухаммеда; мирадж знаменует чудесное ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. Важными обрядами являются суннат (обрезание), никах (бракосочетание), джаназа (похоронный обряд). Культовое здание в исламе — мечеть (ар. — место поклонения).
В исламе сложилось несколько направлений: хариджизм, шиизм, суннизм, суфизм. Хариджизм (ар. — вышедшие, выступившие) возник в период первых крупных арабских завоеваний, представляет собой самую раннюю религиозно-политическую группировку в исламе. Наиболее важной в концепции хариджитов является теория власти. По их мнению, халиф должен получать верховную власть от общины выборным путем; ха-
лифом может стать любой верующий. Исторически влияние хариджизма ослабевало. Ныне небольшие общины хариджитов сохраняются в Омане, Алжире, Ливии. Шиизм (ар. — приверженцы, группировка, партия) признает единственными преемниками пророка Мухаммеда четвертого «праведного халифа» Али и его потомков. В шиизме получил широкое распространение культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хуссейна, убитого под Кербелой. Города в Ираке Не-джеф, где находится гробница Али, и Кербела, в котором находится гробница Хусейна, являются святынями шиитов и местами паломничества. Для шиизма характерно разделение на множество течений. Суннизм (ар. — обычай, пример) — самое крупное направление в исламе; оформилось вслед за шиизмом и в X—XI вв. превратилось в самостоятельное широкое течение. В настоящее время около 90% мусульман исповедуют суннизм. Суннизм признает законной власть четырех «праведных халифов», отвергает идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлет идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине. Суфизм (ар. — тасаввуф, от «суф» — шерсть) представляет собой мистико-аскетическое течение в исламе. Главная идея суфийского мировоззрения — это идея о мистическом (от греч. — таинственный) постижении Бога, о постижении абсолютной Истины без логического рассуждения. Суфий верит в возможность непосредственного, личного общения с Богом и даже в достижение слияния с Ним в состоянии экстаза.
В настоящее время возрастает роль ислама во внутренней и внешней политике мусульманских стран, в международных отношениях, в мировой экономике и социальном развитии. Из 13 членов организации ОПЭК (Организация экспортеров нефти) 10 являются мусульманскими странами. Усиливается миграция мусульман в страны Европы и США. Возник ряд региональных и международных исламских политических, экономических, культурных организаций. Самыми влиятельными из них на международной арене являются Организация Исламской Конференции (ОИК), Лига Исламского мира, Афро-Азиатская исламская организация, Исламский Совет Европы и др.