Что такое правопорядок и законность?

Правопорядком называется система общественных отношений, склады­вающихся в процессе осуществления права. Существование правопрядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно ис­пользуют свои права и добросовестно выполняют обязанности, что нару­шения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушен­ных прав и применение к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения. Реализация демократического по со­держанию права создает в обществе стабильную систему гарантирован­ных государством и законом социальных возможностей граждан и их объединений, общественную дисциплину, всеобщую и равную зависи­мость только от закона, сознание уверенности в собственной безопас­ности от произвола и беззакония.

Основу правопорядка составляют правомерное поведение граждан и законностьдействий государственных органов и должностных лиц.

В демократическом государстве согласно общеправовому принципу гражданского общества гражданам и их объединениям разрешено все, что не запрещено. На правомерное поведение право может оказывать стимулирующее влияние, определяя меры поощрения, поддержки и по­вышенной охраны социально полезных действий (правовые льготы и преимущества для крестьянских хозяйств, мелких и средних предпри­ятий, поддержка отечественной промышленности в ее конкуренции с за­рубежными фирмами и т. п.), ограничение и сдерживание нежелательных явлений (судебный порядок расторжения брака при наличии у супругов несовершеннолетних детей, ограничения и акцизы на производство и продажу табачных и винно-водочных изделий). Социальные стимулы, воплощенные в праве, действенны лишь при налаженности системы пра­вового регулирования, воплощенной в правопорядке.

Как отмечено, к основам правопорядка относится законность. Закон­ностью называется режим государственной власти, признающей и практи­чески осуществляющей принцип верховенства закона, соответствия всех действий государства и его органов Конституции страны и основанной на Конституции системе нормативно-правовых актов.

Вшироком смысле требование законности адресовано всем субъек­там публичного и частного права; в этом плане его реализацией является правомерное поведение всех субъектов права. В более узком, специаль­ном смысле законностью называется принцип деятельности государст­венных органов и должностных лиц, обладающих властными полномо­чиями (включающими издание нормативно-правовых актов и примене­ние права), поскольку именно в сфере государственной власти, управле­ния и принуждения кроются нарушения, способные причинить сущест­венный урон правам граждан и других субъектов права, правопорядку в целом. 356




Гарантиями законности деятельности государства и его органов явля­ются разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, создание авторитетных государственных органов, осуществляющих над­зор за соответствием всех нормативно-правовых актов Конституции госу­дарства, подзаконных актов — законам, гласность деятельности государ­ственных органов, право граждан, считающих, что их права нарушены какими-либо решениями государственных органов или должностных лиц, обжаловать эти решения в установленном порядке в суде и ряд других га­рантий.

Что такое форма (источник) права и какие виды форм права

Существуют?

1. Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами пра­ва, в других — источниками, а в третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права. В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права.

Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права?

Во-первых,источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходи­мость издания либо изменения и дополнения тех или иных нор­мативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Во-вторых,под источниками права понимают такие фундаменталь­ные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значи­тельное влияние на развитие как национального, так и зарубежного пра­ва. О таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, ко­гда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссы­лаются на Законы XII таблиц, на Кодекс Наполеона и др.

И в-третьих,источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», способа установления право­вых велений или «способа, которым правилу поведения придается госу­дарственной властью общеобязательная сила». Это — юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом, смыс­ле форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные по­нятия.

Следует заметить, что в отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права как способом закрепления правовых ве­лений или способом выражения «возведенной в закон воли господствую­щего класса» иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выде­ляют внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структура, внутреннее строение права, как «распределение правовых

норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования.

2. Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечис­лить трудно, но наиболее важными и широко известными являются сле­дующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных ор­ганов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санк­ции государства общественными организациями, прецеденты. Важными ис­точниками римского права были деловые обыкновения — правила, выра­батывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII—XIX вв.) считалась пра­вовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульман­ского права выступают: Коран — священная книга ислама, сунна, или тра­диции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.

Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволю­цию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда бы­ли практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.

Наши рекомендации