Законность правопорядок

Понятие, принципы законности и её гарантии.

Правопорядок, общественный порядок, дисциплина

Понятие, принципы законности и её гарантии. Законность — это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось — широко или узко.

Законность — это, прежде всего принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами, к которым они адресованы.

Законность — это принцип деятельности государственного аппарата и политической системы в целом. В п. 2 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане иих объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Законность можно определить и как особый режим, состояние общественной жизни, выражающееся в строгом, реальном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права.

Законность — это метод осуществления государственной власти, способ деятельности государства, осуществления егофункций. Государство также будет осуществлять свои функции результативно и эффективно только при наличии законности.

Понятия законности и закона близки, но не идентичны. Законы являются основой, предпосылкой законности. Без законов не может быть законности.

Значение законности многообразно. Оно сопряжено со значением, с социальной ценностью права. Все, что сказано о ценности права для общества, личности, государства, относится и к законности. Отметим здесь особо значение законности для демократии.

Законность и демократия — это две стороны одной медали. Нет демократии без законности, как нет прочной законности без демократии.

Всякая демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие демократических институтов представительной и непосредственной демократии. И то и другое существует ныне в правовых рамках, предусмотрено законами.

В свою очередь подлинная демократия предполагает контроль представительных органов за деятельностью исполнительных органов, судебных органов за деятельностью тех и других, а в свою очередь деятельность демократического правосудия основывается на законе. При отсутствии этих и других элементов демократии ущербным будет и состояние законности.

Принципы законности. Принципы законности — это основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых делает законность эффективной и действительной.

Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества, издания подзаконных актов следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили закону, издавались в соответствии с законом.

Принцип приоритета (первенства) международного права перед внутригосударственным правом. Этот принцип зафиксирован в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в ходеправотворчества не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ. В процессе же применения права при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам и договорам предпочтение должно отдаваться последним.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать законы и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения.

Принцип единства законности требует единообразного понимания и применения законов на всей территории страны. Законность будет единой лишь тогда, когда по аналогичным, типичным делам принимаются одинаковые, типичные решения. Это предполагает вынесение решений по одинаковым, типичным делам на основе одних и тех же норм, их одинаковое толкование, одинаковую юридическую квалификацию.

Принцип недопустимости отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступить от требования закона по тем мотивам,что применение закона, строгое следование закону в даннойконкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно илидаже вредно.

Гарантии законности. Гарантии законности — это условия и средства, способы обеспечения законности. К условиям относятся социально- экономические, политические, идеологические гарантии, к средствам и способам — юридические или специальные.

К социально-экономическим гарантиям следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально- экономической системы, поступательность ее развития, рост общенационального дохода и на этой основе рост материальной обеспеченности людей. Между последним фактором и законностью существует прямая связь.

Политические гарантии сводятся к политической стабильности общества, к политической воле власть имущих укреплять законность, к развитию и функционированию демократии. Политическая нестабильность, политическая борьба, выходящая за рамки законов, борьба партий, центральных и местных элит за власть, в недалеком прошлом борьба суверенитетов и законов отнюдь не способствовали укреплению законности, а зачастую эта борьба прямо носила правонарушающий характер и осуществлялась путем принятия неправомерных актов.

Идеологические гарантии — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества, и, прежде всего должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Отметим здесь в первую очередь состояние правовой культуры, предполагающей знание законов и уважительное к ним отношение. Это — очевидное условие крепкой законности.

Юридические гарантии — это специальные средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом.

Среди таких гарантий следует отметить, прежде всего, юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Общепризнано, что безответственность правонарушителей питает нарушение законов. Основной целью, функцией юридической ответственности как раз и являются общее предупреждение, направленное в адрес потенциальных правонарушителей, и частное предупреждение (превенция) самого правонарушителя.

Защитно-восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Эти меры осуществляются, как правило, по инициативе самих субъектов нарушенных прав, по их жалобам и заявлениям.

Эти меры состоят: в устранении препятствий к осуществлению прав (решений о переносе забора при самовольном захвате чужого участка земли, отмена незаконного решения, препятствующего осуществлению права); в восстановлении прежнего состояния, существовавшего до нарушения права (например, восстановление незаконно уволенного на работе); в принудительном исполнении юридических обязанностей (принудительное взыскание алиментов по решению суда, квартплаты, налогов и т. д.).

К мерам надзора и контроля, прежде всего, следует отнести контроль за соблюдением Конституции РФ, осуществляемый согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционным Судом Российской Федерации.

По запросам уполномоченных на то субъектов Конституционный Суд разрешает дела о соответствии с Конституцией РФ федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов федерации, не вступивших в силу международных договоров, споры о компетенции ряда органов государства, по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов, применяемых судами или подлежащих применению, и др.

Акты, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу и не должны исполняться и применяться, договоры не подлежат введению в действие.

Контроль за законностью актов государственных органов и их должностных лиц, а также общественных объединений осуществляют арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

В ряду рассматриваемых мер следует назвать и прокурорский надзор за соблюдением законности (надзор за дознанием и следствием, местами заключения, общий надзор за законностью актов органов управления, администрации предприятий и организаций), государственный контроль, осуществляемый государственными инспекциями, ведомственный контроль.

Правопорядок, общественный порядок, дисциплина. Правопорядок — это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов, характеризующийся своей упорядоченностью и согласованностью.

Правопорядок есть, следовательно, результат действия законности. Правопорядок, выражаясь иначе, есть система общественных отношений, правоотношений, основанных на нормах права.

Правопорядок принято характеризовать как:

1) объективную необходимость, так как любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни;

2) государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств;

3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, поскольку правопорядок приобретает юридические, качества от правовых идей, представлений, принципов, воплощающихся в законах и в юридической практике;

4) феномен, охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые регулируются нормами права (собственности, между личностью и государством, брачно-семейные, природоохранные и др.);

5) явление, ядром которого является человек, его интересы и жизненные потребности, получающие юридическое оформление в правах, свободах, обязанностях и законных интересах;

6) завершающий этап всех правовых форм и процессов, т. е. юридический результат, к которому стремятся и государственная власть, и все субъекты права;

7) форму организации общественной жизни как динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера – преступность, факты беззакония и др.

Различают материальное, государственно-волевое и юридическое содержание правопорядка.

Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, в его взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также устремлений и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание правопорядка включает в себя:

а) реализованность права и законности;

б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, выраженную в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей, их реализованности;

в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений и связей.

Правопорядок — сложная система, и в ее структуре выделяют три элемента:

1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.;

2) правовые отношения и связи — наиболее динамичный элемент правопорядка, который чаще всего находит оформление в нормах процессуального законодательства (порядок проведения выборов, порядок регистрации и расторжения брака);

3) атрибутивные элементы правопорядка, такие как методы регулирования отношений и поведения людей, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Все перечисленные элементы действуют в единстве, образуя единый слаженный механизм.

Функции правопорядка характеризуют его роль в правовой системе общества и функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы структуры правопорядка в упорядочении общественных отношений.

Выделяют три группы функций.

Первую группу образуют функции, относящиеся к взаимодействию с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных, международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование.

Вторую группу составляют функции налаживания внутренних связей и отношений. Они направлены на создание условий функционирования правопорядка как единого образования, упорядочение иерархической подчиненности субъектов, обеспечение действия правопорядка во времени и в пространстве и т. д.

Третью группу формируют функции сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» и позволяет сохранить качественную определённость системы собственными силами. Это управление правопорядком, совершенствование законодательства и правоохранительной деятельности.

В правовом, демократическом государстве правопорядок должен:

— основываться на демократическом законодательстве;

— обладать высоким уровнем зашиты прав и свобод граждан, что предполагает развернутую систему юридических гарантий;

— обладать устойчивостью, стабильностью складывающихся правоотношений.

Из стабильности этих отношений вытекает уверенность их участников в том, что существующие правоотношения (права и обязанности) не будут отменены или изменены произвольным решением государственных и иных органов без достаточных оснований.

Важное значение для стабильности правоотношений, а, следовательно, и социального положения граждан имеет принцип действия нормативных актов: «закон обратной силы не имеет».

Важной чертой правопорядка являются эффективная борьба с правонарушениями, стремление сделать ответственность правонарушителей неотвратимой, создание атмосферы непримиримости к правонарушениям.

От правопорядка следует отличать общественный порядок. Общественный порядок — это порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия, соблюдения всех социальных норм, и, прежде всего, норм права и морали, а также обычаев, корпоративных норм.

Общественный порядок, следовательно — это понятие более широкое, включающее и правопорядок. Эти два понятия взаимообусловлены, тесно взаимосвязаны и опираются на закономерности общественного развития.

Соотношение законности и правопорядка рассматривают как причину и следствие. Законность является средством обеспечения правопорядка, который в свою очередь является её результатом, характеризующим состояние общества

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценностям общества, нравственное сознание и др.

Термин «общественный порядок» используется и в другом смысле, как порядок, складывающийся в общественных местах.

Дисциплина — понятие, близкое к законности, в определенной мере совпадающее с ним. В толковом словаре С. И. Ожегова дисциплина объясняется как обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

Такое понятие дисциплины ограничивается, следовательно, рамками коллектива, имеет локальный характер. Иногда в литературных источниках говорится об общегосударственной дисциплине как подчинении законам и другим предписаниям государства. В таком случае дисциплина фактически совпадает с законностью.

Представляется, что дисциплина — понятие, которое целесообразно обозначать как определенный порядок, состоящий в соблюдении не только специальных правил общего характера, но и индивидуальных распоряжений.

Называются разные виды дисциплины: трудовая, воинская, договорная, технологическая и т. д. В этих случаях речь идет, прежде всего, о соблюдении специальных правил и индивидуальных приказов, распоряжений.

Очевидно, что дисциплина предполагает и соблюдение норм нравственности в соответствующей сфере отношений, а также включает в себя и соблюдение законов в этих отношениях.

Законность, следовательно, можно рассматривать как ядро дисциплины в соответствующей сфере деятельности. Укрепление дисциплины, следовательно, способствует и укреплению законности.

Укрепление законности и правопорядка сводится к созданию условий, способствующих соблюдению законов и совершенствованию с целью повышения эффективности юридических средств охраны правопорядка, осуществляемых правоохранительными и иными органами. Иначе говоря, укрепление правопорядка — это развитие и совершенствование гарантий законности.

Таким образом, законность можно определить и как особый режим, состояние общественной жизни, выражающееся в строгом, реальном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права.

Правопорядок — это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов, характеризующийся своей упорядоченностью и согласованностью.

Дисциплина — это определенный порядок, состоящий в соблюдении не только специальных правил общего характера, но и индивидуальных распоряжений.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой категория «законность»? В чем находят свое выражение требования законности? Назовите основные принципы законности.

2. Как вы понимаете принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности?

3. Как реализуется принцип равенства всех перед законом и судом в Российской Федерации?

4. Как соотносятся понятия «правопорядок» и «общественный порядок»?

5. Дайте характеристику правопорядка. Как соотносятся законность и правопорядок?

6. Что представляет собой дисциплина? Сопоставьте понятия «законность» и «дисциплина».

Список литературы:

1. Масюкевич О.П. Теория государства и права. – М., 2002. С. 300 - 303.

2. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 499 - 514.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. Повторительный курс в вопросах и ответах. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. 254 - 262.

4. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М: Юрайт-Издат, 2005. С. 518 - 524.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 449 - 464.

6. Теория государства и права (конспект лекций в схемах). – М.: «Приор-издат», 2004. С. 125 – 135.

7. Учебно-методические разработки по курсу «Теория государства и права» (для слушателей очного отделения факультета таможенного дела). М.: РИО РТА, 2004.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2003. С. 343 - 349.

9. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2004. С. 124 - 133.

Наши рекомендации