Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации
1. Под избирательным правом понимается система правовых норм, устанавливающих и юридически закрепляющих порядок формирования (выборов) выборных государственных органов.
Источниками избирательного права в Российской Федерации являются Конституция России, конституции республик — субъектов Российской Федерации, уставы краев, областей и других субъектов Федерации,
Cronin Th. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and Recall. Cambridge, 1989. P. 1-24.
специальные «избирательные» законы, принятые на уровне Федерации, а также на уровне субъектов Федерации.
На уровне Российской Федерации действуют, например, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Исходные, принципиально важные положения о выборах сформулированы в Конституции России. В ней, в частности, закрепляется, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) и что выборы производятся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 81).
Согласно Конституции «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32).
Конституционные положения, касающиеся выборов, находят свое прямое отражение и развитие в обычных законах, посвященных процессу формирования выборных государственных органов.
Так, например, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы» в порядке реализации и детализации конституционных положений закрепляется, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.
В Законе закрепляются также и другие положения, касающиеся избирательных прав граждан Российской Федерации. В частности, устанавливается, что: а) гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы; б) депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года; в) гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной Думы и г) не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 3).
В Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается на то, что: а) кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов; б) выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдви-
гать списки кандидатов; в) политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (ст. 7).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Закон весьма обстоятельно определяет статус кандидатов в депутаты, закрепляет их права и обязанности.
Все зарегистрированные кандидаты в депутаты, отмечается в Законе, обладают равными правами и несут равные обязанности.
В соответствии с Законом:
после регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания;
после регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию;
кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации;
кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор РФ немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Закон о выборах депутатов Государственной Думы предоставляет всем гражданам России и формируемым ими общественным объединениям право на свободное проявление предвыборной агитации в соответствии с действующим законодательством. Статья 10 Закона в связи с этим провозглашает, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосованию «за» или «против» того или иного кандидата.
Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Наряду с названными положениями Закон также закрепляет порядок финансирования выборов депутатов Государственной Думы и принцип гласности при их подготовке и проведении.
Согласно ст. 11 финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, региональное отделение политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании политической партии.
В соответствии с Законом подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.
Все решения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию.
В Законе о выборах депутатов в Государственную Думу, равно как и в других аналогичных законах, действующих на уровне субъектов Российской Федерации, по общему правилу не только декларируются избирательные права граждан, порядок и принципы проведения выборов, но и устанавливаются их юридические гарантии.
Кроме того, следует заметить, что в России действует особый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», посвященный решению данных вопросов.
В этом весьма важном нормативно-правовом акте констатируется, что «государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».
Настоящий Федеральный закон, говорится далее в этом акте, определяет основные гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.
Важно подчеркнуть, что настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации и что он не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает установление гарантий избирательных прав граждан и в других законах.
2. Избирательное право Российской Федерации, так же как и избирательное право любой иной страны, регулирует и закрепляет избирательную систему.
Под избирательной системой России понимается предусмотренный Конституцией и другими законами Российской Федерации порядок формирования выборных органов государства и избрания выборных должностных лиц.
Избирательная система Российской Федерации включает в себя порядок избрания Президента России, депутатов Государственной Думы, президентов республик — субъектов Российской Федерации, губернаторов краев, областей и других субъектов Федерации, депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатов и должностных лиц на уровне местного самоуправления.
Основные принципы построения и функционирования избирательной системы закреплены в избирательном праве.
Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципы проведения в России выборов и референдумов заключаются в следующем.
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие ее гражданину в реализации установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.
6. Проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления одновременно с проведением референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума регулируется законами субъекта Российской Федерации.
7. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Аналогичные принципы провозглашаются и развиваются также и в других законодательных актах, посвященных российской избирательной системе.
Подготовка и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями,которые играют ключевую роль в избирательной системе.
Согласно законодательству России под избирательными комиссиями понимаются коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
На избирательные комиссии возлагается также контроль за соблюдением избирательных прав граждан.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.
Подготовка и проведение выборов в Российской Федерации осуществляется следующими комиссиями: Центральной избирательной комиссией России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными (районными, городскими и др.) избирательными комиссиями и участковыми избирательными комиссиями.
Для проведения выборов и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы или других представительных органов образуются избирательные участки.
Избирательные участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки для граждан Российской Федерации, пребывающих на территории иностранного государства, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания.
Все выборы проводятся в соответствии сдействующим законодательством и на основе существующих списков избирателей. Ввыборах имеют право принимать участие граждане России, достигшие 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов в Государственную Думу» список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Списки
избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.
Список избирателей — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список избирателей по избирательному участку, образованному либо на судне, находящемся в день выборов в плавании, либо на полярной станции, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна либо руководителем полярной станции.
Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется на основании данных, представляемых либо руководителем соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами Российской Федерации.
Законом особо регулируется порядок включения граждан в списки избирателей, порядок ознакомления избирателей со списками избирателей, порядок голосования, подсчета голосов и порядок обнародования результатов выборов.