Хозяйственной специализации России?
«Мировая экономика» сегодня — понятие статистическое, сводное. Так же сводят, например, балансы двух самостоятельных предприятий, отчего они не перестают быть самостоятельными, или независимыми. Можно ли говорить о том, что нынешнее экономическое положение в мире характеризуется такой взаимозависимостью национальных экономик (народных хозяйств), что их суверенитет, или юридическая независимость, по существу фиктивна? Нет, конечно: разговоры о «глобализации» экономики сильно преувеличивают то, что есть на самом деле.
Проиллюстрировать это лучше всего отношениями двух вчерашних «сверхдержав» — США и нашей страны, бывшего СССР. Между ними как не было, так и нет устойчивых торговых связей, не говоря уже о промышленной кооперации. За годы «перестройки» США получили из нашей страны несметные богатства, начиная с элитного генофонда и высококвалифицированных специалистов разных отраслей промышленности и высоких технологий, которым нет аналогов в мире, и заканчивая сырьем — естественно, все по монопольно низким ценам, т. е. почти даром. В обмен наша страна получила огромный внешний долг и «гуманитарную» помощь в виде морально устаревшей продукции, товаров second hand, запрещенных к продаже в самих США лекарственных препаратов, а также фальсифицированных напитков и генетически модифицированных продуктов питания и т. п. Естественно, — часть по монопольно высоким, часть по монопольно низким ценам. Что нового в подобном эконо-
6* 163
мическом порядке? Он давно известен как империализм (классическая книга Дж. Гобсона, послужившая В. И. Ленину теоретическим источником для его знаменитой экономической работы «Империализм, как высшая стадия капитализма», вышла в Англии еще в 1902 г.), или монополистический капитализм.
Сегодня нет отчетливого деления мира на две мировые системы — капитализм и социализм. Соответственно нет и «третьего пути». Мир упростился, и мировое разделение труда средствами военной агрессии, ряженной в «миротворчество», приводится к классическому колониализму. «Высокоразвитые страны» производят высокотехнологическую продукцию, а прочие — добывают сырье, занимаются его первичной переработкой, а также обслуживанием промышленности (в узком смысле) как на ее «предпроизводственной стадии», так и в сфере обращения ее продукта.
Нельзя сказать, что за сто лет не произошло никаких изменений. Сегодня промышленность высоких технологий значительно «продвинулась». Разобрав, например, компьютер или автомобиль, каждый по маркировке деталей может убедиться, что «высокоразвитые страны», как правило, дают лишь brand, или имя, а сделано все руками наемных работников других стран. Понятно, что для удержания такой «мировой экономики» необходимы не только грязные финансовые технологии, но и грязные политические технологии, и грязные военные технологии, начиная с окружения стран, реально производящих материальные блага высокого качества, кольцом военных баз «высокоразвитых стран» и проведения для устрашения маневров и «ограниченных», включая «точечные», военных операций.
Авторы самых известных американских «экономиксов» вынуждены признавать, что наибольшие прибыли приносит торговля оружием. Следующие места — за наркотиками и «живым товаром». Если посмотреть на мировую «экономическую» табель о рангах, то на высших местах находятся государства с самым большим военно-промышленным комплексом. Раньше обывателя пугали «советской военной угрозой». А какая необходимость в наращивании вооружений у «высокоразвитых стран» сегодня?
Последнее, что следует отметить, — это замечательная идея, содержащаяся в Примерной программе вступительного экзамена по общест-вознанию, разработанной Минобразования РФ: описывать «мировую экономику» так, как она сегодня и выглядит, т. е. определять «хозяйственную специализацию стран» прозрачными терминами «ведущие страны» и «нефтеэкспортирующие и сырьевые страны».
Даже в нынешних границах Россия имеет на своей территории все необходимые природные ресурсы, включая более здоровых в среднем, по сравнению с «высокоразвитыми странами», людей. Либералы от экономической теории на этом основании до сих пор готовы всячески душить производство и ограничивать «экономику» своим любимым делом — торговлей. Они уже подсчитали, на сколько веков можно растянуть распрода-
жу российских природных богатств, и уверены, что по мере накопления опыта они научатся и торговать с большей прибылью, и распределять торговую прибыль с большей справедливостью. Однако хватит ли у нации терпения дождаться этого прекрасного времени и хватит ли для этого самих природных ресурсов?