Тема: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»

Цель:Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Вариант 1.Электроэнергетика мира.

1. Используя статистические данные, представленные в учебнике , на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа, угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХ века;

2. Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;

3. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт.ч);

4. Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном сырье и синим цветом – на привозном;

5. Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира.

Вариант 2.Чёрная металлургия мира.

Ход работы:

1. Используя атлас (стр. 17), статистические материалы, предоставленные в учебнике , на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи железных руд и производства стали в конце ХХ века;

2. Стрелками покажите основные пути транспортировки железных руд;

3. Условными знаками обозначьте крупнейшие мировые центры и районы чёрной металлургии;

4. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства стали на душу населения (более 100 кг);

5. Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия развивается на собственном сырье, синим цветом – на привозном и зелёным – на собственном и привозном;

6. Сделайте вывод о развитии чёрной металлургии по странам и регионам мира.

Контрольные вопросы:

Крупнейшие производители основных зерновых культур в 2010 году.

1Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;

2Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран – производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы;

3Сделайте вывод о размещении главных производителей основных видов зерновых культур по странам и регионам мира.

Практическое занятие №20

Тема: «Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.»

Цель:Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания.

Вариант 1.

1. Используя карты атласа, текст учебника Баранчиков Е.В(стр. 230 - 231) и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.

2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.

3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;

4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.

5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.

Вариант 2.

1. Используя карты атласа, текст учебника Баранчиков Е.В и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Японии.

2. Подпишите названия стран - основных потребителей японской продукции.

3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути японского импорта;

4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Японии.

5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о структуре её импорта и экспорта.

Вариант 3.

Выберите три страны Восточной Европы и дайте их характеристику по плану:

План работы:

1. Нанести на контурную карту границы выбранных стран.

2. Нанести на карту с помощью условных знаков те ресурсы, которыми богаты выбранные страны.

3. С помощью круговых диаграмм указать крупнейшие промышленные центры стран и отрасли их специализации. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.

4. Оценить возможность каждой страны обмениваться с другими странами своей продукцией, сырьем, трудовыми ресурсами.

Название страны Факторы, определяющие международную специализацию Отрасли международной специализации Производственные связи с другими странами
       
       
       

Контрольные вопросы

1.Что такое международное географическое разделение труда?

2.В каком веке сформировалось мировое хозяйство? Почему?

3.Перечислите условия специализации стран.

4.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

5.Что такое нетрадиционный источник сырья? Какие страны используют данный вид энергии?

6.Назовите отрасли машиностроения и страны-лидеры в производстве.

7.Какими отраслями представлена химическая промышленность мира? В чем позитивные и негативные стороны этой отрасли?

8.Составьте схему «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».

9.В чем заключается значение «зеленой революции»?

10.Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит морскому транспорту?

11.Назовите условия размещения свиноводческой и овцеводческой отраслей.

12.Каково воздействие промышленности на окружающую среду?

13.Как вы думаете, почему в Японии не получил развития трубопроводный транспорт?

Практическое занятие №21

Наши рекомендации