Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания
Глобальными проблемами современности принято считать те проблемы, решение которых возможно лишь в глобальном, т. е. мировом, масштабе. От их решения зависят перспективы развития человечества. К числу глобальных проблем в первую очередь относятся проблемы войны и мира, экологии, здравоохранения, энергетических ресурсов и др. Коснемся прежде всего вопросов войны и мира. Эти вопросы волновали мыслителей всех времен. Они искали причины войны, хотели выяснить, почему люди истребляют друг друга. Античный философ Платон, например, утверждал, что войны происходят из-за богатства. Английский философ Т. Гоббс же причину войн видел в естественном равенстве людей, которое приводит к войне всех против всех. Голландский юрист и историк Г. Гроций, развивая теорию естественного права, в отличие от Гоббса, считал, что результатом равенства должно быть не состояние войны, а мир и дружба. Саму войну он квалифицировал как состояние борьбы. Кстати, ему принадлежит первая классификация войн. По его мнению, их можно разбить на частные, публичные и смешанные. Под частной войной Гроций, по существу, понимает драку между двумя или несколькими лицами. Публичная война ведется органами государственной власти, т. е. это есть война, объявленная одним государством другому. Что касается смешанной войны, то она, с одной стороны, носит публичный характер, а с другой — частный. В свою очередь, публичные войны Гроций делит на торжественные (справедливые) лнеторжественные. Справедливая война, пишет он, ведется с целью защиты национального суверенитета или же его восстановления. Оправдывая такие войны, Гроций тем не менее советует не начинать их, использовать все мирные средства
для решения спорных вопросов. Одновременно он осуждает неторжественные войны, лишенные оправдательных причин.
Немецкий философ И. Кант мечтал о вечном мире между народами. Но вначале он решил изучить причины ненависти народов и государств друг к другу. По его мнению, война и ненависть людей друг к другу не содержат какую-нибудь разумную собственную цель, и поэтому нужно «попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану природы»1. Исходя из этого, Кант стремится объяснить природу человека, его физиологические и психологические особенности. Он утверждает, что все задатки любого живого существа предназначены для целесообразного развития, и если такого развития нет, то имеется не закономерная, а бесцельно действующая природа, что противоречит телеологическому учению. Природные задатки человека, обладающего разумом, получают свое развитие, считает немецкий философ, не в индивиде, а в роде. Для их проявления природа использует такое средство, как антагонизм: человек, с одной стороны, не может жить без общения, с другой — стремится к уединению. Поэтому он ожидает, что встретит сопротивление, и именно это заставляет его действовать. Иначе говоря, согласно Канту, там, где нет противоречий и взаимных столкновений, нет развития ни самого человека, ни его культуры. Кант полагает, что причины войн проистекают из стремления создать новые отношения между государствами, но через некоторое время эти отношения снова приводят к военным столкновениям. Поэтому необходимо основать международный союз государств, в котором каждое государство чувствовало бы себя свободным и в то же время не мешало бы другим нормально жить.
В своем учении о войне и мире Кант исходит из выдвинутого им категорического императива: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»2. Он полагает, что каждое государство должно поступать так, чтобы не причинять другому ущерб и не задевать его интересы. Как и многие другие мыслители, Кант большое значение придавал разработке международного права, регулирующего государственные отношения и запрещающего вмешательство во внутренние дела других государств. Для исключения войн из жизни общества, по утверждению Канта, необходим мирный договор. В работе «К вечному миру» Кант изложил основные принципы такого мирного договора. Он считает, что в любом мирном договоре не должно быть никаких оснований для будущей войны. Каждое государство независимо от размеров имеет право на самостоятельное существование, и поэтому оно не может быть захвачено
1 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1965. С. 8.
2 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 260.
112
другими государствами. Но для установления вечного мира нужен федерализм или союз свободных государств. Целью такого союза является обеспечение свободы каждого государства. Со временем этот союз должен охватить все государства, что в конечном итоге, по глубокому убеждению Канта, приведет к вечному миру.
Кантовская концепция вечного мира носит утопический характер, но важно то, что родоначальник классической немецкой философии осуждал войны, выступал в защиту гуманизма и установления подлинно мирных отношений между государствами.
Другой представитель классической немецкой философии — Г. Гегель считал, что война не должна рассматриваться лишь как абсолютное зло или лишь как внешняя случайность. Основания войны он видит в страстях властелинов и народов. Гегель ратовал за сильную государственную власть, отсутствие которой, по его мнению, приводит к разложению общества и государства. Поэтому он утверждал, что война способствует установлению крепкой власти и оздоровлению всего общества. «...Высокое значение войны, — писал Гегель, — состоит в том, что благодаря ей... сохраняется нравственное здоровье народов, их безразличие к застыванию конечных определенностей; подобно тому, как движение ветров не дает озеру загнивать, что с ним непременно случилось бы при продолжительном безветрии, так и война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира»1. Гегель здесь имеет в виду концепцию Канта о вечном мире. Государство, продолжает Гегель, есть индивид и как индивидуальность содержит в себе отрицание. И если даже некоторое число государств образуют союз, все равно этот союз как индивидуальность должен создать свою противоположность и породить врага.
Гегель считает, что в мирное время гражданская жизнь расширяется, люди засасываются болотом, утрачиваются их частные особенности, все меньше и меньше проявляются их индивидуальные черты. Общество начинает походить на больного человека. Здоровье требует единства тел, но когда части затвердевают, наступает смерть. Удачные войны не дают развития внутренним беспорядкам, укрепляется государственная власть. «Народы выходят из войны не только усиленными, благодаря внешним войнам нации, внутри которых действуют непреодолимые противоречия, но и обретают внутреннее спокойствие»2.
Гегелевскую концепцию войны не следует упрощать, ибо это может привести к тому, что Гегель превратится в апологета войны, что, конечно, неверно. На самом деле вопрос гораздо сложнее. Эту концепцию надо связывать с гегелевским учением о противоречии как источнике развития. Гегель писал, что «противоречие... есть корень всякого движения
Гегель. Философия права. М., 1990. С. 360. Там же. С. 361.
ИЗ
и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»1. Не следует упускать из виду и конкретно-исторические обстоятельства, связанные с жизнью великого философа и с его эпохой. Гегель живо интересовался политической ситуацией своей страны, и поэтому его высказывания часто отражали эту ситуацию. Он сильно переживал кризисное положение своей страны, отмечал, что Германия даже не в состоянии защитить свой суверенитет. Главную причину кризиса своего отечества Гегель видел в отсутствии единой и нераздельной Германии с сильной централизованной властью. Слабость государства, отмечал великий философ, сразу же обнаруживается во время войны, ибо война требует концентрации всех сил. Она показывает его слабые, уязвимые места и в то же время вызывает необходимость его совершенствования.
Соотечественник Гегеля Клаузевиц непосредственно связал политику и войну: «...Война есть не что иное, как продолжение политических отношений с привнесением иных средств»2. Война, пишет Клаузевиц, не возникает внезапно, а готовится очень долго соответствующими правительствами, ведущими определенную политику. Нельзя думать, что после начала войны прекращаются политические отношения, поскольку эти отношения выступают как целое, а война есть часть этого целого. Война обладает теми свойствами, которые имеет политика. Именно политика порождает войну, а не наоборот. Объявившее войну правительство до начала военных действий проводит определенную политику, направленную на удовлетворение своих интересов, и когда она не дает желаемых результатов, то правительство переходит к другой форме политики — к войне. Ее целью является сокрушение политики противника военными средствами. Политика порождает войну. Но не наоборот.
Клаузевиц считает, что чем сильнее мотивы и чем хуже отношения между государствами, тем больше кажется, что война и политика совпадают полностью и что поэтому война носит как бы чисто военный характер и не имеет отношения к политике. И наоборот, чем меньше мотивов, тем больше расхождений между войной и политикой. Но Клаузевиц диалектически анализирует вопросы войны и политики (надо сказать, что он придавал большое значение философскому исследованию войны, высоко ценил гегелевскую диалектику, подчеркивал ее важность для изучения вопросов войны и политики). Он считает, что война и долитика неразделимы, хотя внешне они как бы противоречат друг другу. Все войны надо рассматривать как политические действия. «Во-первых, войну мы должны мыслить при всех обстоятельствах не как нечто самостоятельное, а как орудие политики; во-вторых, именно эта точка зрения показывает нам,
1 Гегель. Соч. Т. V. М., 1937. С. 520.
2 Клаузевиц. О войне. В 3 т. Т. 3. М, 1933. С. 101.
114
как различными должны быть войны в зависимости от мотивов и обстоятельств, из которых они зарождаются»1.
Клаузевиц ближе всех подошел к философско-политической характеристике войны, определив ее как продолжение политики насильственными средствами. Ленин очень высоко ценил военную теорию Клаузевица. «Этот писатель, — отмечал он, — основные мысли которого сделались в настоящее время безусловным приобретением всякого мыслящего человека, уже около 80 лет тому назад боролся против обывательского и невежественного предрассудка, будто бы войну можно выделить из политики соответственных правительств, соответственных классов, будто бы войну когда-нибудь можно рассматривать как простое нападение, нарушающее мир. Подрались и помирились! Это грубый и невежественный взгляд, десятки лет тому назад опровергнутый и опровергаемый всяким, сколько-нибудь внимательным, анализом любой исторической эпохи войн»2.
Но Клаузевицу все же не удалось раскрыть причины войны. Это сделал марксизм. Исходя из материалистического понимания истории, марксизм показал, что война, как и политика, относится к надстроечным явлениям и детерминируется экономическими отношениями. Энгельс отмечал, что «ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения»3. Поэтому выяснение причин войн требует изучения экономических условий жизни людей, концентрированным выражением которых является политика. Война — это насилие, проведение же насильственной политики во многом зависит от экономической мощи государства. Производитель более совершенного оружия побеждает производителя менее совершенного оружия при всех прочих равных условиях. Но выпуск более мощного оружия зависит от уровня экономики.
Истоки войн уходят в первобытное общество, когда одно племя воевало с другим. Но в строгом смысле слова это не были войны, потому что не преследовали цели подчинения одного племени другому, хотя могли всех членов племени истребить или превратить в рабов. Они заранее к войне не готовились. Это были конфликты, часто имевшие трагический характер, но все же конфликты. Проведение военных операций — явление сложное. Война связана с более или менее регулярной армией, которая готовится к войне в мирное время и т. д. и т. п. Все это стало возможно только в эпоху классового общества. Поэтому война есть продукт классового общества, когда появилось государство со своими признаками и когда социум уже имеет не примитивный, а сложно структурированный характер. Война есть организованная вооруженная борьба между наро-
1 Клаузевиц. О войне. В 3 т. Т. 2. М.; Л., 1932. С. 21-22.
2 Ленин Я Я Поли. собр. соч. Т. 32. С. 79.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 171.
дамы, государствами или классами. Ее могут вести либо два государства (локальные войны), либо множество государств (мировая война), либо различные классы (гражданские войны). Война имеет свои правила, но при ведении военных операций никто их фактически не выполняет, что вполне можно объяснить, но не оправдать. Дело в том, что любая война преследует цель подавить волю противника, уничтожить его возможности сопротивляться, и поэтому воюющие стороны используют все средства для достижения победы.
Классификация войн.Со времен Гроция принято делить войны на захватнические и оборонительные. Первые преследуют цель завоевания чужих территорий, навязывания другим государствам своей воли и порядков; вторые — защиту национального суверенитета и территориальной целостности. Но любая война вместе с тем преследует и определенные классовые интересы. Юлий Цезарь завоевывал Европу прежде всего в интересах римской знати, а не бедноты. В 1991 г. США бомбили Ирак не потому, что защищали Кувейт, а потому что надо было сохранить, а затем и усилить свое господство на Ближнем Востоке, что дает им возможность контролировать нефтяные богатства арабских стран. Но вместе с тем следует сказать, что нельзя абсолютизировать классовый интерес. Есть и другие причины, порождающие войны, например защита национального суверенитета.
Итак, война, как писал Клаузевиц, есть продолжение политики иными средствами. Это определение войны некоторые подвергают критике на том основании, что в ядерную эпоху в случае применения атомного оружия не будет ни победителей, ни побежденных. Поэтому якобы бессмысленно говорить, что война является продолжением той политики, которую проводили до начала боевых действий воюющие государства. Полагаю, что такое утверждение научно не обосновано. Во-первых, кроме ядерной войны, которая, надеюсь, никогда не разразится, есть еще обычные войны^ которые все время ведутся. Они есть не что иное, как продолжение политики другими средствами. Во-вторых, ядерные державы постоянно совершенствуют свое атомное оружие и вовсе не собираются уничтожить его. Поэтому в случае крайней необходимости они могут его применить. В-третьих, атомное оружие используется как средство шантажа других государств, не обладающих таким оружием. Не случайно многие государства стремятся к обладанию ядерными средствами. Вот почему война и в современную эпоху остается продолжением политики иными средствами.
Другой важной глобальной проблемой является экологическая проблема, проблема взаимодействия природы и общества. Природа и общество - две стороны единой медали. Общество возникает на определенном этапе эволюции природы. Хотя природа влияет на развитие общества, тем не менее, общество представляет качественно новое образование, имеющее свои законы развития и функционирования. 116
История взаимоотношений общества и природы свидетельствует о том, что полной гармонии в этих взаимоотношениях никогда не было. Еще в первобытном обществе многие племена уничтожали не только растительный, но и животный мир: во время охоты убивали животных больше, чем нужно было для прокормления членов племени. По мере развития общества человек все больше и больше использует природные ресурсы для создания материальных и духовных ценностей, для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей.
Современное общество переживает глубокий экологический кризис. В связи с ростом эксплуатации природных ресурсов и дальнейшим загрязнением окружающей среды возникла угроза гибели земной цивилизации. Человек неразумно вмешивается во все сферы природы, что приводит к резкому ухудшению ландшафта Земли, многие животные либо совсем исчезли, либо находятся на грани исчезновения. Появление озоновых дыр свидетельствует о том, что может измениться не только биосфера, но и атмосфера Земли.
Поскольку природа выступает как единое целое, нанесение ущерба ей в том или ином регионе земного шара сказывается на всей планете. Скажем, нарушение экологического равновесия в Африке очень губительно не только для Африки, но и для других континентов. Каждый человек должен осознать и понять, что его жизнь и благополучие полностью зависят от жизненности природной среды. Мировое сообщество, и в первую очередь политики развитых стран, наносящих наибольший ущерб природной среде, должно заботиться о том, чтобы каждое государство учитывало не только личные, но и интересы всего человечества. Мировому сообществу необходимо принимать строгие санкции против тех государств, которые наносят невосполнимый ущерб природе.
Важными глобальными проблемами являются проблемы энергетических ресурсов и здравоохранения. Энергетические ресурсы — это ресурсы, получаемые при использовании природных ресурсов. Это газ, нефть, уголь, золото, серебро и другие цветные металлы, это все, что нам необходимо для нормальной жизни. Но они не беспредельны. Они рано или поздно кончаются. Если раньше, например, было достаточно много неразведанных энергетических запасов, то в настоящее время практически никаких запасов на длительную перспективу не осталось. Поэтому человечество должно осознать, что неразумное использование ресурсов в конце концов приведет к его гибели.
Проблема здравоохранения как глобальная проблема тоже должна быть решена всем мировым сообществом. В силу того, что мы имеем единое политическое, экономическое и информационное пространство, в силу резкого роста мобильности людей и быстрых транспортных средств болезни приобрели глобальный характер. Даже грипп, появившийся в той или иной стране, быстро распространяется во всех странах мира. Поэтому мировому сообществу и здесь придется решать сложные задачи.
В настоящее время в обществознании глобальные проблемы как-то отошли на второй план. В первую очередь очень широко обсуждаются проблемы глобализации. Пишутся книги, статьи, посвященные вопросам глобализации. Созываются специальные конгрессы, конференции, на которых широко обсуждаются проблемы глобализации. Возникло движение антиглобалистов. Поэтому надо знать это новое социальное явление.
Характерная особенность современной эпохи — глобализация, т. е. интеграция всех сфер общественной жизни. Существенно заметить, что истоки глобализации уходят в далекое прошлое, когда произошел переход от собирательского хозяйства к производящему, от первобытного общества к классовому, когда сформировались первые цивилизации. Уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств.
Но процесс взаимодействия различных народов и государств особенно усиливается в эпоху бурного формирования буржуазных общественных отношений. Маркс и Энгельс, показывая роль буржуазии в становлении мирового экономического пространства, писали: «Буржуазия путем эксплуатации всемирного' рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, — отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература»1.
Однако глобализация или, как ее именуют французские исследователи, мондиализация, — феномен второй половины XX столетия. Он имеет объективный характер и прежде всего связан с научно-технической революцией, коренным образом изменившей структуру мировых производительных сил и производственных отношений. Современная мировая эко-
1 Маркс К., и Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 427-428. 118
номика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам. Транснациональные корпорации навязывают свои порядки и свое видение всем государствам независимо от их географического положения и экономических возможностей. Они требуют, чтобы национальные государства не вмешивались в хозяйственные дела. Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация предписывают строго выполнять их инструкции.
Глобализация приводит к стандартизации и унификации: транснациональные корпорации стремятся к тому, чтобы во всех их филиалах, находящихся на разных континентах, производили одинаковые товары. Следовательно, повсюду носят одинаковую одежду, едят одну и ту же пищу, ездят на одних и тех же машинах, покупают одни и те же телевизоры, одни и те же мобильные телефоны и т. д. и т. п. Исчезает национальное своеобразие во всем. Вместо единства и многообразия человечество все больше и больше превращается в унифицированное общество. Причем унификация происходит на базе американских стандартов.
Стандартизации сильно способствует реклама. Она, по существу, формирует одинаковые потребности у всех людей независимо от их национальной и расовой принадлежности. Реклама вездесуща и навязчива. Причем она формирует такие потребности, которые национальная экономика, особенно слаборазвитых стран, не может удовлетворить, но зато транснациональные корпорации, кстати, рекламирующие товары, готовы удовлетворить. Они экспортируют в эти страны свои товары и все делают для того, чтобы лишить их возможности самим производить аналогичные товары.
Реклама уничтожает национальный колорит городов. Немецкие исследователи Г. -П. Мартин и X. Шуманн пишут, что «подобно своего рода глобальной лавине, сметающей все на своем пути, спрос миллиардов на поток товаров, рекламируемых в мировом масштабе, неумолимо подчиняет себе торговые улицы больших городов... Последней жертвой этой лавины стала Вена, в прошлом столица империи. Бесчисленные магазинчики, оригинальное оформление которых придавало центру города приятный и самобытный облик, были вынуждены закрыться после того, как Австрия в начале 1995 г. вступила в Европейский союз, главным образом из-за одновременной отмены строгого регулирования арендной платы. Сети международных магазинов занимают лучшие места; унылого вида закусочные, фирмы — изготовители вызывающе откровенного нижнего белья и аптеки, оборудованные по последнему слову техники, открывают свои стерильные отделения»1.
Реклама восхваляет все — джинсы, пиво, водку, обувь, лекарства, секс и т. д., но полностью игнорирует труд, создающий эти ценности. Труд по-
Мартин Г. -П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С. 79.
терял свою привлекательность. Реклама — это шоу, это спектакль, а труд — сложная форма человеческой деятельности, без которой человечество не смогло бы просуществовать и сутки. Но стандартизация жизни во всем мире делает свое дело, и никого не волнует, каким образом человек зарабатывает деньги, то ли честным трудом, то ли грабежом. Никого не интересуют люди, работающие честно и добросовестно.
Глобализация приводит к снижению жизненного уровня миллионов людей развивающихся стран. Но глобализация ухудшает жизненный уровень и миллионов людей развитых стран, в том числе США. «В 1995 г. четыре пятых всех американских рабочих и служащих мужского пола зарабатывали в реальном исчислении на 11 процентов в час меньше, чем в 1973 г. Другими словами, вот уже более двух десятилетий уровень жизни огромного большинства американцев падает»1. Падает не только жизненный уровень трудящихся масс, растет и безработица. Транснациональные корпорации предпочитают приглашать специалистов из отсталых стран, поскольку они обходятся гораздо дешевле, чем специалисты развитых государств.
Негативные последствия глобализации в экономической сфере вызывают резкую критику глобализации. Возникло мощное антиглобалистское движение, которое выступает против глобализации, ухудшающей жизненные условия сотен и сотен миллионов людей, лишает национальные государства суверенитета и самостоятельности.
Если взять политику, то и здесь мы наблюдаем процессы глобализации. Речь прежде всего идет об установлении единых демократических институтов, о едином правовом механизме регулирования межгосударственных отношений и т. д. Наблюдается своего рода стандартизация политической жизни. Причем стандартизация происходит по западному образцу. Возьмем, например, выборы. Запад навязывает всем странам независимо от их социально-политического уровня и национальных традиций свои представления о методах и правилах выборов в различные органы власти. Эти представления он выдает за эталон и строго следит за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись. Для этого рассылаются наблюдатели, которые затем представляют отчеты свои руководителям, и если, с их точки зрения, обнаруживаются какие-то нарушения, то выборы объявляются недействительными.
Глобализация и стандартизация охватили духовную жизнь. В отличие от прошлых времен человечество имеет единое информационное пространство, благодаря которому сформировалось планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все, что происходит в мире. С помощью Интернета можно в считанные секунды передать любую информацию в самый отдаленный уголок земного шара. Народы все больше и больше узнают друг о друге. Все это нельзя не оценить позитивно.
Мартин Г. -П., Шуманы X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С. 79.С. 161.
Но вместе с тем следует подчеркнуть, что глобализация духовной жизни ведет к утрате национальной культуры. Всему миру навязываются западные, и прежде всего американские, стандарты культуры, американские фильмы заполонили экраны всех стран мира, американские привычки обедать, пить и развлекаться навязываются всем народам. Сегодня США выступают своего рода эталоном культуры для всех стран мира, хотя хорошо известно, что Соединенные Штаты в отличие от других государств не имеют тысячелетних исторических традиций и уже в силу этого не могут выступать эталоном культуры.
Глобализация - объективный процесс. Человечество все больше и больше обобществляется. Такова логика мировой истории. Но отсюда не следует, что нынешняя глобализация носит фатальный характер. Люди не являются пассивными наблюдателями своей истории. Они не столько зрители, сколько творцы собственной истории. Поэтому у них есть возможность скорректировать нынешнюю глобализацию, придать ей справедливый и эгалитарный характер: от глобализации должны выигрывать все народы, все культуры, все государства, а не только развитые страны.