Политика — сфера общественной жизни: основные элементы
Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством1. Трудно сказать, когда этот термин впервые был использован, но его генезис (происхождение) связан с античными государствами-полисами. Политика как специфическая форма деятельности людей возникает вместе с появлением общественных классов и государств, когда необходимо было регулировать классовые, кастовые, групповые, сословные, межличностные, межгосударственные и иные отношения. Политика, прежде всего, связана с управлением, и условно ее можно определить как одну из форм деятельности по урегулированию и управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе их совместной деятельности. Но ведь управление есть имманентное свойство любого социума, в том числе первобытного, когда не было еще политики. Это, конечно, так, но в первобытном обществе управление носило неполитический характер, оно базировалось на родовых и племенных традициях.
Элементы политики.Политика включает в себя следующие элементы: 1) политическая власть; 2) политические отношения; 3) политическая организация; 4) политические интересы и идеи.
9. Власть: общая характеристика2
Политика — это власть, хотя не всякая власть имеет политический характер. Власть — самое загадочное явление. Почему малолетнему наследнику подчиняются убеленные сединами люди, имеющие огромный политический опыт? Почему сын выступает против отца из-за власти и принимает активное участие в дворцовом перевороте? Ведь материально он полностью обеспечен. Почему уходящий в отставку глава государства так сильно переживает, что иной раз это переживание заканчивается смертельным исходом? Вопросов много, но ответить на них не так легко и просто.
Стремление к власти обыватель объясняет лишь материальными факторами. Петр хочет стать главой государства, рассуждает он, потому что будет получать много денег, будет ездить на дорогих лимузинах, будет всегда на виду, не будет испытывать никаких житейских трудностей. Маем. разд. ГУ.
Более подробно см. разд. IV, пп. 1-2. 48
териальная сторона, конечно, имеет место, особенно для политикана. Но она появилась в эпоху сформировавшихся буржуазных общественных отношений, когда человек освободился от феодальных оков и благополучие его во многом стало определяться его собственной предприимчивостью и его положением в политической жизни общества. Ведь в докапиталистических классовых обществах у власти стояли богатейшие люди, и поэтому материальная сторона их мало волновала. Более того, свое богатство они нередко использовали для прихода к власти, о чем свидетельствует, например, история античного Рима. Да и в буржуазных странах вначале становятся богатыми, а потом приходят к власти, ибо богатство дает возможность занять определенное положение в обществе, завязать контакты с власть имущими, создать себе команду и объявить о своем намерении стать кандидатом, скажем, в президенты. Стало быть, не власть делает человека богатым, а богатство дает ему возможность прийти к власти. Конечно, отсюда не следует, что власть не предполагает обогащения власть имущих. Высокая государственная должность позволяет человеку накопить определенное богатство, особенно в тех странах, где фактически не действуют законы и слабы или вовсе отсутствуют демократические традиции.
Где искать истоки власти? Одни предлагают искать их только в природе человека (Наполеон I стал императором, потому что он от природы был властолюбив), другие — только в социальных условиях (Наполеон I стал императором, потому что тогдашняя Франция нуждалась в императоре). Полагаю, что обе точки, зрения представляют собой крайности, так как первая не видит никакой качественной разницы между обществом и природой и биологизирует социальную жизнь, а вторая отрывает социум от природы, которая и породила его в процессе своей длительной эволюции.
Власть - это биосоциальное явление. Это значит, что задатки власти наследуются людьми от природы. Тривиальна истина о том, что в животном мире существует определенная «субординация». Вожак стада обезьян «имеет» огромную «власть» над всеми остальными обезьянами, и они это хорошо чувствуют. Без такого вожака любое стадо может погибнуть, поскольку потеряет ориентиры и в жестоких условиях борьбы за существование не сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Следовательно, сама природа как бы позаботилась о том, что необходимо иметь кому-то из сообщества животных «власть», позволяющую ему в разных ситуациях, возникающих довольно часто в жизни этого сообщества, играть роль вожака. Эту «власть» он завоевывает путем схватки с себе подобными. Оказавшись более сильным, он подчиняет себе всех остальных.
Но эти процессы происходят в природе, где все совершается стихийно и где все подчинено инстинкту самосохранения. Что касается общества, то в нем действуют люди, сознательно преследующие свои цели. Проявление власти в обществе носит не стихийный, а сознательный харак-
тер. В сущности, все нормальные люди от природы имеют склонность властвовать над себе подобными. Иными словами, властолюбие присуще всем, но только у одних оно проявляется сильнее, а у других слабее. Ведь власть приносит огромное моральное удовлетворение. Человека, обладающего властью, легко можно отличить, если даже он окружен множеством людей. В зависимости от того, где люди стоят или сидят, можно определить, кто из них обладает большей властью, а кто меньшей, а кто вообще никакой власти не имеет. «Власть и ранг имеют свои твердые традиционные позиции. Из того, как люди располагаются по отношению друг к другу, легко сделать вывод о соотношении их статусов. Мы сразу понимаем смысл ситуации, когда один сидит на возвышении, а остальные стоят вокруг него; когда один стоит, а все другие вокруг сидят; когда один вдруг появляется, и все собравшиеся встают; когда один падает перед другим на колени; когда вошедшего не приглашают сесть. Даже такое случайное перечисление показывает, как много существует немых выражений власти»1. Власть возвышает человека над всеми остальными. Власть — это своего рода наркотик, без которого наркоман не может жить. Властью нередко злоупотребляют, и тогда трудно приходится тем, кто находится под такой властью. Но власть можно использовать на благо всех членов общества. Такую власть люди готовы уважать и защищать.
Все люди, как уже отмечалось, рождаются с властными задатками, но их проявление зависит от социальных условий. Наполеон I не стал бы императором Франции, если бы Корсика не была присоединена к Франции за три месяца до его рождения и если бы во Франции не разразилась Великая французская революция.
Для осуществления власти необходимы по крайней мере две стороны. Одна сторона дает распоряжения, а другая их выполняет. Иначе говоря, во властных отношениях следует различать субъект власти и объект власти. Субъект приказывает объекту, а объект подчиняется, ибо неподчинение должно повлечь за собой наказание. В качестве субъектов власти выступают индивиды, группы, классы через своих представителей. То же самое касается объекта власти. Субъект и объект власти могут меняться местами. Субъект превращается в объект, а объект в субъект. Подчинение субъекту власти предполагает такие формы взаимоотношений, при которых распоряжения этого субъекта исполняются с необходимостью. При этом субъект власти должен обладать соответствующими полномочиями, дающими ему право приказывать объекту власти и требовать от него выполнения своих приказаний и распоряжений. Власти необходим контроль за деятельностью объектов власти. Собственно говоря, без должного контроля трудно рассчитывать на выполнение распоряжений субъекта власти. Контроль осуществляется либо в форме отчетов, либо в форме регулярных докладов о выполнении поставленных субъектом
Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 413.
СП
власти задач, либо в форме ревизии и т. д. Но чтобы успешно осуществлять контроль во властных структурах, должны быть эффективные горизонтальные и вертикальные связи. Одним словом, власть и контроль — две стороны одной медали.
Очень трудно дать какую-либо дефиницию власти. Но тем не менее, на мой взгляд, можно дать такое определение: власть представляет собой специфический инструмент, используемый для достижения поставленных целей.Цели могут быть личными, групповыми, коллективными, классовыми, государственными и т. д. Власть призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые были поставлены. Скажем, руководитель предприятия должен использовать свою власть для того, чтобы добиться преследуемых целей.
Без подчинения нет власти, но власть может осуществляться и без приказаний. Скажем, власть жрецов, прорицателей, пророков и т. д. Власти религии подчинялись даже такие великие полководцы, как Александр Македонский. Вот как античный историк Квинт Курций Руф описывает поведение македонского царя во время осады персидского города Газу: «Когда взошло солнце, он перед тем, как повести войска, совершил по обычаю отцов моление богам, прося у них помощи. Случайно пролетевший ворон обронил комочек земли, который нес в когтях; упав на голову царя, земля рассыпалась, а птица села на ближайшей башне, обмазанной битумом и серой, птица прилипла крыльями к башне и тщетно старалась улететь; близко стоящие воины ее поймали. Это происшествие показалось достойным того, чтобы запросить о нем прорицателя, да и сам Александр не был совсем свободен от суеверий. Итак, астролог, пользовавшийся величайшим доверием, разъяснил, что этим знамением предвидится падение города, однако есть опасение, как бы не получил ранение сам царь. И хотя царь очень досадовал, что один этот город препятствует ему спокойно вступить в Египет, он все же послушал прорицания и дал сигнал к отступлению»1. Власть религии имеет мировоззренческий характер, верующий подчиняется ей, а неверующий — нет, и за это его никто не накажет.
Политическая власть — это насилие и принуждение. Вполне естественно, что многие ее не любят, презирают и отвергают. Анархисты, например, считали, что власть есть зло и надо от нее избавляться любыми путями. М. А. Бакунин, анализируя действия европейских государств по подавлению революционного движения, использовавших армию и полицию против восставших народов, делает общий теоретический вывод: «...Государство, потому что государство именно значит и насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае бесцеремонного и откровенного»2. И в будущем обществе, по твер-
Историки античности. Т. I. Древняя Греция. М., 1989. С. 314. Бакунин М. А. Философия, социология, политика. М., 1989. С. 314.
дому убеждению М. А. Бакунина, не будет места никакой государственной власти.
Разумеется, анархисты ошибались. Власть, как уже отмечалось, есть имманентная черта общества, и в силу этого оно не может нормально функционировать без соответствующих властных структур. Люди боятся власти, но вместе с тем, если в обществе верх берут аномальные явления — преступность, воровство грабежи и т. д., — жалуются на отсутствие власти. Безвластие приводит либо к дезинтеграции всех сторон общественной жизни и в конечном итоге к ее гибели, либо к установлению диктатуры.
Власть и авторитет
Нельзя путать власть с авторитетом. Субъект может обладать властью, но не авторитетом, хотя обладание властью не исключает обладания авторитетом. Субъект приобретает авторитет постепенно и заслуживает его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии и т. д. Авторитетный человек дает советы и рекомендации, которые можно учитывать, а можно и просто игнорировать. Если я пользуюсь авторитетом у своего друга, то могу посоветовать ему посмотреть тот или иной фильм, представляющий интерес с моей точки зрения. Но друг волен поступать по своему разумению. Многие выдающиеся люди (писатели, ученые, художники и т. д.), не имея никакой власти, пользуются большим авторитетом в обществе благодаря своему огромному вкладу в сокровищницу культуры. Что касается власть имущих, то они должны заработать авторитет у народа своими благородными делами. Римские императоры Нерон и Калигула имели неограниченную власть, но у них никакого авторитета не было среди римского населения, и когда их убили, то об этом никто не сожалел. Но Юлий Цезарь имел не только огромную власть, но и большой авторитет, и после его убийства народ ему воздвиг на форуме колонну, у подножия которой приносили жертвы, давали обеты и клялись именем царя.