Сдача работ осуществляется за 10 дней до начала сессии.

Содержание

1. Контрольная работа.. 4

2. Реферат. 5

3. КурсовОЙ ПРОЕКТ. 7

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ.. 12

4.1. Организация и проведение государственной итоговой аттестации студентов. 12

4.2. Состав государственной итоговой аттестации. 12

4.3. Функции и структура государственных экзаменационных комиссий. 13

4.4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации. 14

5. ПРАКТИКА.. 15

5.1. Общие положения. 15

5.2. Организация практики. 16

5.3. Оценивание, учет результатов прохождения практики, требования к отчетным документам. 17

6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 19

6.1. Общие положения. 19

6.2. Содержание государственного экзамена. 19

6.3. Порядок проведения государственного экзамена. 20

Критерии оценки ответов. 21

7. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 22

7.1. Цель ВКР. 22

7.2. Выбор темы ВКР и ее утверждение. 24

7.3. Требования к содержанию ВКР. 25

7.4. Правила оформления выпускной квалификационной работы.. 29

7.5. Руководитель ВКР. 33

7.6. Рецензирование ВКР. 35

7.7. Подготовка ВКР к защите. 35

7.8. Доклад выпускника на защите ВКР. 36

7.9. Порядок защиты ВКР. 37

7.10. Порядок оценивания ВКР. 38

8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ НА НАЛИЧИЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ.. 39

8.1. Общие положения. 39

8.2. Порядок проведения проверки и условия сдачи работ. 40

8.3. Ответственность за результаты самопроверки. 40

Приложение 1.Образец титульного листа контрольной работы.. 42

Приложение 2.Образец титульного листа реферата. 43

Приложение 3.Образец титульного листа курсового проекта. 44

Приложение 4.Образец титульного листа отчета по практике. 45

Приложение 5.Образец оформления дневника практики. 46

Приложение 6.Образец задания на выпускную квалификационную работу. 47

Приложение 7.Образец бланка заявления на тему выпускной квалификационной работы.. 49

Приложение 8.Образец бланка плана-графика написания выпускной квалификационной работы.. 50

Приложение 9.Образец титульного листа выпускной квалификационной работы.. 51

Приложение 10.Образец оформления оглавления курсового проекта/выпускной квалификационной работы 52

Приложение 11.Образец оформления таблиц и рисунков. 53

Приложение 12.Образец оформления библиографического списка. 54

Приложение 13.Образец бланка отзыва научного руководителя. 57

Приложение 14.Образец бланка рецензии на выпускную квалификационную работу. 59

Приложение 15.Справка о самопроверке в системе «Антиплагиат». 61

Приложение 16.Образец отзыва о работе студента в период прохождения практики. 62

Приложение 17.Задание руководителя на учебную практику. 63

Приложение 18.Задание руководителя на производственную практику. 65

Приложение 19.Задание руководителя на преддипломную практику. 67

Приложение 20.Лист ознакомления. 69


Методические указания разработаны для студентов очной и заочной форм обучения по направлению бакалавриата 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Главная цель издания – повышение уровня организации и ка­чества проведения каждой из трех взаимосвязанных составляющих: учебного процесса, завер­шающей фазы обучения – написания выпускной квалификационной работы и повышение конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда за счет их лучшей теоретической и, самое главное, - практической подго­товки.

Контрольная работа

Контрольные работы в рамках предметных дисциплин предусматриваются учебным планом по направлению бакалавриата 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Контрольные работы являются основной формой промежуточного контроля преподавателем работы студента по определенному курсу или предмету. Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках одной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата, понимание механизма реально осуществляемой управленческой практики, выделение ключевых проблем исследуемого вопроса и их решение. Структура (план) письменной контрольной работы может иметь соответствующую рубрикацию.

Контрольные работы по блоку общих профессиональных и дисциплин профиля, выбранного студентами, оформляются согласно требованиям преподавателей, ведущих предмет в соответствии с требованиями филиала.

Контрольная работа может быть выполнена в тетради. Оформление работ в тетрадях предусматривает стандартизированную школьную тетрадь в 18 или 36 листов, с обязательным указанием на обложке выходных данных следующего содержания: учебное заведение (полное наименование), Ф.И.О. студента, номер группы, Ф.И.О. преподавателя. Работа может быть оформлена на бумаге формата А4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам. Объем контрольной работы, как правило, не должен быть менее 10 страниц. Пример оформления титульного листа контрольной работы смотрите в Приложении 1.

Реферат

Реферат – это письменная аналитическая работа студента по изучаемому предмету, представляет собой краткое изложение основных взглядов и концепций по определенной теме, проблеме, вопросу, дискуссии или содержанию монографии. Реферат является одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля усвоения учебного и нормативного материала в объеме, устанавливаемом программой учебной дисциплины. Задача реферата – краткое изложение основных точек зрения, существующих в науке на сегодняшний день, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания курсового проекта и выпускной квалификационной работы.

Работа студента по написанию реферата включает:

- обдуманный выбор темы;

- самостоятельный подбор списка литературы;

- консультацию у преподавателя по списку литературы и плану реферата;

- аналитическое чтение и конспектирование основных источников;

- составление реферата на основе сделанных конспектов;

- оформление текста реферата.

Работа печатается с помощью компьютера шрифтом Times New Roman размером 14 на белой писчей бумаге формата А4 с одной стороны листа с интервалом “1,5” между строками. На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Страницы должны иметь поля: левое – 35 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия пунктов и заключение) печатаются с заглавной строчными буквами с новой страницы, располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.

Наименования пунктов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Автоматические переносы в тексте реферата не допускаются.

Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно одной пустой строке.

Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки c отступом 15 мм. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединённые по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединённых общей мыслью.

Подбор литературы – это обязанность студента. Преподаватель лишь помогает студенту определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при её написании, разъясняет, где их можно отыскать.

Объем реферата – не менее 20 машинописных страниц (1800 знаков, т.е. 30 строк по 60 знаков). Реферат сдается на скоросшивателе с обложкой (рефераты, скрепленные скрепками, не принимаются). Оформление титульного листа реферата смотрите в Приложении 2. Нумерация страниц сквозная, начинается со второй (соответствующей Оглавлению). На титульный лист нумерация не проставляется. Цифровое обозначение номера находится посередине нижнего поля листа.

Реферат должен иметь стандартную структуру: Титульный лист, Оглавление, Введение, Основная часть, Заключение, Библиографический список. Во Введении дается обоснование научной или практической значимости избранной темы, определяются границы её рассмотрения, дается описание использованных источников. В основной части, состоящей примерно из 3-4 пунктов, излагаются основные положения, идеи, взгляды, концепции теории по существу выбранной темы. В Заключении формулируются выводы или итоги рассмотрения темы. Здесь дается информация о степени разработанности данной темы, указываются проблемы и, по возможности, пути их решения.

В ходе изложения основного материала следует делать ссылки на источники, из которых берется то или иное положение. Сведения об источниках должны включать: Ф.И.О. автора, заглавие книги, издательство, место и год издания, номер страницы. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Сноски печатаются шрифтом Times New Roman размером 10 с интервалом “1” между строками (см. пункт 7.4. «Методических рекомендаций»: «Правила оформления ссылок на использованные литературные источники»). При оформлении сносок используется сквозная нумерация для всего реферата. Количество ссылок на источники – не менее 10.

Библиографический список должен быть оформлен согласно правилам библиографического описания источников (Приложение 12).

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся и имеют сквозную нумерацию на всем протяжении работы.

Реферат представляется на профильную кафедру не менее чем за 10 дней до начала сессии. Оценка реферата предполагает его проверку преподавателем кафедры. Преподаватель отмечает ошибки, допущенные в реферате, разъясняет их. Если реферат полностью не отвечает требованиям написания, он возвращается студенту для переработки.

По результатам реферата проводится собеседование, цель которого - проверить знание студентом теоретического материала, установить самостоятельность работы. Реферат считается принятым при его положительной оценке преподавателем учебной дисциплины, выдавшим задание. Оценка реферата производится по системе зачет/незачет и оформляется преподавателем в ведомости, хранящейся в учебном отделе.

КурсовОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами бакалавриата в соответствии с учебным планом.

Написание курсового проекта должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать выводы и предложения по совершенствованию деятельности по управлению персоналом в организации.

Тема курсового проекта избирается студентом на основе утвержденного кафедрой примерного перечня тем по соответствующей учебной дисциплине.

После выбора темы курсового проекта студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.

Содержание курсового проекта должно соответствовать его теме и плану.

Качество курсового проекта во многом зависит от правильного выбора темы, в связи с чем студент должен руководствоваться, прежде всего, личным интересом к тому или иному научному вопросу, желанием глубже его познать, высказать свое мнение при его исследовании. В то же время необходимо учитывать возможность подбора научной литературы и практического материала по избранной теме.

Курсовой проект – самостоятельное, творческое, научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Данная работа требует от её разработчика углубленного и творческого изучения предмета исследования, обоснования актуальности выбранной темы, анализа состояния рассматриваемой проблемы, собственных выводов и обобщений. Выполнение курсового проекта является важной формой самостоятельной работы студентов. Без написания курсового проекта и его защиты студент не может быть допущен к экзамену и, соответственно, не может быть переведён на следующий курс.

Курсовой проект отличается от реферата, контрольной работы не только большим объёмом, но и требует более углубленного и творческого изучения студентом предмета исследования (в основном, по литературным источникам), в том числе: обоснования актуальности выбранной темы работы, анализа состояния разработки соответствующей проблемы, собственных выводов и обобщений. Объём курсового проекта – не менее 40 страниц, исключая приложения с обязательным предоставлением на любом информационном носителе, кроме дискет. Структурными элементами курсового проекта студентов являются:

- титульный лист (Приложение 3)

- оглавление,

- введение,

- основная часть, состоящая из глав и параграфов

- заключение,

- библиографический список,

- приложения.

Во введении:

- обосновывается актуальность выбранной темы исследования;

- выделяется основная цель работы и подчинённые ей задачи, которые предполагается решить для её достижения;

- даётся характеристика объекта исследования и оценка современного состояния решаемой проблемы.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной-двух страниц печатного текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

От актуальности научной проблемы логично перейти к формулировке конечной цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить и т.д.

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав курсового проекта. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач научного исследования.

В основной части работа должна содержать существо, методику и основные результаты выполняемого курсового проекта. В ней обычно выделяются один или два пункта, в которых анализируются теоретические основы изучаемых в работе вопросов. В следующих пунктах (одном или двух) необходимо исследовать практику разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы (на примере предприятия, организации или государственного учреждения), т.е. на основе анализа вопросов темы в конкретной организации, выявленных резервов, установленных причин недостатков разрабатывается проектная часть, где указываются конкретные мероприятия по улучшению и совершенствованию деятельности по управлению персоналом. Каждая глава должна иметь своё название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информацию. Более дробное деление глав не рекомендуется. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсового проекта и полностью раскрывать её.

Заключение – самостоятельная часть курсового проекта. В нем подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, представляющие собой краткие выводы по результатам выполненной работы, а также оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область её настоящего или возможно будущего применения. В конце заключения указывается дата окончания работы и ставится подпись исполнителя.

Библиографический список содержит сведения обо всех литературных и нормативных источниках, используемых при написании научной работы и должен составлять не менее 30 записей. Не менее 25% источников, использованных при написании курсового проекта, должны быть изданы в последние пять лет.

Подбор литературы – это обязанность студента. Научный руководитель лишь помогает студенту определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники. Которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать.

В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как, например:

- таблицы вспомогательных и цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения курсового проекта.

Необходимыми элементами курсового проекта выступают грамотность изложения, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала.

В ходе изложения основного материала следует делать ссылки на источники, из которых берется то или иное положение. Сведения об источниках должны включать: Ф.И.О. автора, заглавие книги, издательство, место и год издания, номер страницы. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Сноски печатаются шрифтом Times New Roman размером 10 с интервалом “1” между строками (см. пункт 7.4. «Методических рекомендаций»: «Правила оформления ссылок на использованные литературные источники»). При оформлении сносок используется сквозная нумерация для всего курсового проекта. Количество ссылок на источники – не менее 15.

Библиографический список должен быть оформлен согласно правилам библиографического описания источников (Приложение 12).

Работа печатается с помощью компьютера шрифтом Times New Roman 14 кегль шрифта на белой писчей бумаге формата А4 (297*210) с одной стороны листа с интервалом “1,5” между строками. Страницы должны иметь поля: левое – 35 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Количество знаков на странице примерно 2000.

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся.

Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, библиографическому списку, приложениям и т.д.). Главы нумеруются в пределах курсового проекта. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия глав и заключение) печатаются с заглавной строчными буквами жирным шрифтом, выровненным по середине страницы, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами, располагаются выровненными по ширине страницы с красной строки без точки в конце и без подчеркивания, и выделяются жирным шрифтом.

Наименования глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Автоматические переносы в тексте не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно одной пустой строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и её параграфами.

Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки c отступом 1,3 см. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединённые по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединённых общей мыслью.

При оформлении курсового проекта используется сквозная нумерация страниц по всему тексу, включая приложения. Каждая страница нумеруется арабскими цифрами. Титульный лист, хотя и включается в общую нумерацию (страница 1), однако номер страницы на нем не ставится. Нумерация начинается со 2 страницы (соответствующей Оглавлению). Номер страницы располагается на странице в середине нижнего поля, без точки.

При сдаче курсового проекта студент в обязательном порядке представляет справку о самопроверке, выдаваемую системой «Антиплагиат» с указанием автора, названия проекта и научного руководителя (Приложение 15) в электронном и печатном виде. В справке проверки в системе «Антиплагиат» напротив каждого пункта ссылки на источник заимствования и его долях в отчете и тексте автор приводит свои комментарии о правомерности заимствований.

Сотрудник, ответственный за проверку курсовых проектов, оказывает методическую помощь студентам при проверке системой «Антиплагиат» выполненных работ; осуществляет выборочную проверку представленных курсовых проектов согласно рабочему учебному плану, но не менее 15% от общего количества выполненных письменных работ.

Самопроверка студентами курсовых проектов проводится на личном персональном компьютере или в читальном зале библиотеки филиала.

Процедура самопроверки студентом курсового проекта осуществляется путем регистрации на сайте http://www.antiplagiat.ru/и проверки всего текста проекта, загруженного одним файлом, с выводом полного отчета по неправомерным заимствованиям.

Ответственность студента

Студент несет ответственность за достоверность справки о результатах самопроверки в системе «Антиплагиат».

Обнаружение неправомерных заимствований в тексте курсового проекта, не оформленных надлежащими ссылками на первоисточники, а также фальсификация результатов самопроверки, рассматривается как нарушение учебной дисциплины, предполагающее представление объяснительной записки о причинах неправомерного присвоения авторства (плагиата) на имя директора филиала. По итогам рассмотрения объяснительной записки студент может быть представлен к взысканию в форме выговора или отчисления из Академии.

ПРАКТИКА

Общие положения.

Практика студентов Академии является составной частью образовательной программы высшего образования (далее - ОП ВО), обеспечивающей реализацию стандартов, и проводится в целях приобретения студентами навыков профессиональной деятельности, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.

Практика для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Видами практики обучающихся являются: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика.

Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после теоретического и практического обучения по соответствующей ОП ВО.

Результаты обучения по отдельным практикам, пройденным студентом ранее при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования (по иной образовательной программе), а также дополнительного профессионального образования могут быть зачтены в соответствии с локальным нормативным актом Академии, устанавливающим порядок зачета результатов освоения студентом (в т.ч. в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ.

Организация практики

Практика организуется Филиалом в организациях и учреждениях различных форм собственности, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОП ВО (далее – профильная организация). Практика может быть проведена непосредственно в филиале Академии.

Студенты, осваивающие ОП ВО в рамках целевого обучения, проходят практику в организациях, заключивших со студентами договор о целевом обучении. Филиал Академии обеспечивает направление студентов, заключивших договор о целевом обучении, в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, для прохождения практики.

В случае неисполнения (невозможности исполнения) организацией, указанной в договоре о целевом обучении, обязательств по организации прохождения практики, студенты направляются филиалом Академии на практику в общем порядке.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу филиала (далее - руководитель практики от филиала), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации).

Для руководства практикой, проводимой в филиале Академии, назначается руководитель практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу филиала Академии. Им, как правило, является сотрудник выпускающей кафедры.

Перед началом учебного года научно-методический кабинет представляет руководителю практики от филиала график прохождения практики на весь учебный год.

Руководитель практики доводит до сведения студентов учебных групп порядок и место прохождения практики и порядок представления отчетных документов. Перед началом практики проводится инструктивное занятие в учебной аудитории с целью разъяснения содержания практики и уточнение условий ее проведения.

Руководитель практики от филиала Академии:

а) разрабатывает задания для студентов, выполняемые в период практики;

б) участвует в распределении студентов по рабочим местам и видам работ в структурном подразделении;

в) осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОП ВО;

г) оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;

д) оценивает результаты прохождения практики студентами.

Студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Студенты вправе предложить рассмотреть возможность заключения договора об организации и прохождении практики с конкретной организацией, поставив об этом в известность организатора практики не менее чем за 2 недели до начала практики.

5.3. Оценивание, учет результатов прохождения практики, требования к отчетным документам.

Практика завершается защитой отчета по практике, являющейся промежуточной аттестацией студентов.

Защита отчета по практике оценивается в форме, установленной ОП ВО. Оценка за практику выставляется в ведомость, заносится в зачетную книжку студента, и заверяется подписью руководителя практики от филиала Академии.

Защита отчета по практике проводится, как правило, в форме доклада с презентацией результатов практики в электронном виде.

К защите отчета по практике допускается студент, предоставивший в установленные сроки в структурное подразделение следующие документы:

отчет по практике, оформленный в установленном порядке;

отзыв руководителя практики от организации, заверенный печатью организации (см. Приложение 16);

дневник прохождения практики (см. Приложение 5);

задание на практику руководителя практики от филиала Академии (см. Приложения 17-19).

Студенты обязаны представить отчетные документы руководителю практики от филиала в течение 2 недель после окончания практики.

Неудовлетворительные результаты защиты отчета по практике или непрохождение защиты отчета по практике при отсутствии уважительных причин (в том числе, в случае непредставления отчетных документов) признаются академической задолженностью.

Студентам, которые не прошли защиту отчета по практике по уважительным причинам (документально подтвержденным), предоставляется возможность пройти практику повторно, в свободное от обучения время.

Если студенту засчитывается исполнение должностных обязанностей как прохождение практики, то он представляет личный отчет, написанный в соответствии с заданием руководителя практики от филиала, копию должностной инструкции и отзыв руководителя практики от профильной организации, заверенный печатью организации.

В других случаях студент представляет личный отчет, написанный в соответствии с заданием руководителя практики от филиала, дневник прохождения практики и отзыв руководителя практики от профильной организации, заверенный печатью организации.

Отчет состоит из титульного листа (см. Приложение 4), оглавления, общей части, заключения, библиографического списка, приложений.

В качестве приложений в отчет по практике могут включаться копии документов (нормативных актов, отчетов и др.), изученных и использованных обучающимся в период прохождения практики.

Отчет печатается с помощью компьютера шрифтом Times New Roman 14 кегль шрифта на белой писчей бумаге формата А 4 (297*210) с одной стороны листа с интервалом “1,5” между строками. Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Количество знаков на странице примерно 2000. Объем отчета – 15- 25 листов.

Текст отчета необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки c отступом 1,25 см. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединённые по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединённых общей мыслью.

При оформлении отчета используется сквозная нумерация страниц по всему тексу, включая приложения.Каждая страница нумеруется арабскими цифрами. Титульный лист, хотя и включается в общую нумерацию (страница 1), однако номер страницы на нем не ставится. Нумерация начинается со 2 страницы (соответствующей Оглавлению). Номер страницы располагается на странице в середине нижнего поля, без точки.

Библиографический должен быть оформлен согласно правилам библиографического описания источников (см. Приложение 12).

Личный отчет подписывается руководителем практики от организации, студентом и заверяется печатью.

Личный отчет без титульного листа не принимается.

Дневник прохождения практики заполняется студентом ежедневно. В нем отражаются все выполняемые им задания и поручения. По истечении дня руководитель практики расписывается в соответствующей графе (см. Приложение 5).

Отзыв руководителя практики от профильной организации должен содержать информацию, позволяющую составить впечатление о данном студенте с точки зрения его деловых и профессиональных качеств. Кроме того, в отзыве руководителя о прохождении практики должна быть поставлена оценка за практику(см. Приложение 16).

Отчет по практике сдается в скоросшивателе с обложкой и с прилагающимися документами, и, в порядке подшивания должен в себя включать:

- задание на практику

- титульный лист отчета

- отчет студента

- заверенную копию должностной инструкции или дневник практики

- отзыв руководителя практики от организации

При неправильном оформлении или отсутствии какого-либо отчетного документа – отчет по практике не принимается.

Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» предусмотрено, что требования к государственному экзамену определяются высшим учебным заведением.

Он проводится с целью проверки уровня и качества общей и, прежде всего, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов по направлению и наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Содержание государственного экзамена

С учетом основных требований к уровню подготовки, знаниям, умениям и навыкам, предъявляемых соответствующим Федеральным государ­ственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), определя­ющими назначение, профессиональный потенциал и квалифика­цию выпускников, совокупность, последовательность преподавания и содержание дисциплин и видов учебных занятий, предусмотрен­ных соответствующими профессиональными программами и учеб­ными планами, состав государственного экзамена должен различаться.

Государственный экзамен включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

В состав государственного экзамена включены следующие дисциплины:

1. Основы государственного и муниципального управления

2. Государственная и муниципальная служба

3. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления.

4. Государственное регулирование экономики

5. Исследование социально-экономических и политических процессов

6. Геополитика

7. Введение в профессиональную деятельность

8. Политология

9. Теория управления

10. Методы принятия управленческих решений

11. Государственные и муниципальные финансы

12. Принятие и исполнение государственных решений

13. Управление персоналом

14. Экономическая теория

15. Основы права

16. Административное право

17. Гражданское право

18. Конституционное право

19. Муниципальное право

20. Правовые основы местного самоуправления

21. Правовые основы государственной службы

22. Региональное управление и территориальное планирование

23. Связи с общественностью в органах власти

24. Планирование и проектирование организаций

25. Управление проектами

Перечень вопросов по указанным дисциплинам, включаемым в экзаменационные билеты, доводится до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Рекомендуе­мая литература для изучения этих дисциплин приведена в имею­щихся на выпускающей кафедре рабочих программах, известна сту­дентам по изучению дисциплин в учебном процессе, дополнитель­но сообщается студентам при подготовке к экзаменам, доводится до их сведения в форме Программы государственного экзамена.

Критерии оценки ответов

Оценка -5«отлично»

1. Раскрытие и понимание темы, свободное владение теорией вопроса, четкость и логичность ответа.

2. Грамотность и точность использования понятий.

3. Умение выявлять закономерности, причинно-следственные связи.

4. Свободное владение нормативно-правовой базой вопроса.

5. Умение применять полученные знания на практике. Аргументированность выводов.

Оценка -4«хорошо»

1. Раскрытие и понимание темы, владение теорией вопроса.

2. Грамотность использования понятий.

3. Умение выявлять закономерности, причинно-следственные связи.

4. Точность использования нормативно-правовой базы вопроса.

5. Умение применять полученные знания на практике. Аргументированность выводов.

Оценка-3«удовлетворит<

Наши рекомендации