Работа должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за 30 дней до начала сессии. 1 страница

Контрольные работы, присланные на рецензию, на кафедру, но имеющие отмеченные недостатки не принимаются и возвращаются студенту на доработку.

При рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. Работа должна быть представлена на кафедру в отдельной папке с файлами.

Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой «зачтено» для дальнейшей защиты. Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом.

В случае если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов в течение 15 дней до сессии. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

Требования к оформлению и работе с иллюстрациями и репродукциями

Данная работа является общей для всех вариантов контрольной работы. Студенту необходимо внимательно рассмотреть иллюстрации и репродукции, определить авторов памятников культуры, дать название, оформить письменно историю возникновения и создания, указать место нахождения (пример оформления текста к иллюстрациям и репродукциям см. приложение Г).

Выбор темы контрольной работы

Номер темы, которую студент должен выполнить, определяется в соответствии с начальной буквой фамилии студента. (Пример – фамилия студента Петров, номер темы - 15, вариант теста - 5.)

  Начальная буква фамилии студента   Номер темы   Вариант теста Работа с репродукциями является общей для всех вариантов
A З П Ц 1, 8, 15, 22, 1, 8, 5, 2
Б И Р Ч 2, 9, 16, 23, 2, 9, 6, 3
В К С Ш 3, 10, 17, 24 3, 10, 7, 4
Г Л Т Щ 4, 11, 18, 25 4, 1, 8, 5
Д М У Э 5, 12, 19, 26 5, 2, 9, 6
Е Н Ф Ю 6, 13, 20, 27 6, 3, 10, 7
Ж О Х Я 7, 14, 21, 28 7, 4, 1, 8

 
1.8 Защита контрольной работы

Наряду с написанием кон­трольной работы и ее рецензированием, преподаватель про­водит собеседование со студентом-заочником по теме контрольной работы. Студенту необходимо подготовить устный ответ по теме контрольной работы, и ознакомится с замечаниями и рекомендациями, так как преподаватель в ходе защиты контрольной работы обязательно обратит внимание на недостатки и проверит знания. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене (зачете). Контрольная работа считается зачтённой и является допуском к экзамену (зачету), если студент соответственно требованиям выполнил: теоретическую часть, решил тест, в котором 60 % правильных ответов и выполнил работу с иллюстрациям и репродукциям.

Темы контрольных работ

1 Культура как предмет культурологии

2 Понятие цивилизация. Культура и цивилизация

3 Запад и Восток: диалог цивилизаций и культур

4 Философия Гегеля как теория культуры

5 Философия культуры О.Шпенглера

6 Человек, творчество, культура в философии Бердяева

7 Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда.

8 «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби

9 Ценностная концепция культуры П.А.Сорокина

10 Культура Древнего Египта

11 Культура Древней Индии

12 Культура Древнего Китая

13 Культура Античности

14 Буддизм как одна из важнейших духовных основ восточной культуры.

15 Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре

16 Византия: специфика типа культуры

17 Основные черты средневековой культуры (V-XIV вв.)

18 Христианство в эпоху средневековья. Основы духовной веры (А. Августин, Ф. Аквинский)

19 Ислам: вероучение и основные направления

20 Культура эпохи Возрождения (ХIV-ХVII вв.)

21 Культура эпохи абсолютизма и Просвещения

22 Русская культура XIX в. Основные черты и тенденции

23 Культура и общество. Этническая и национальная культуры

24 Семья как социальный институт культуры

25 Массовая и элитарная культура. Субкультура и контркультура

26 Глобальные проблемы современной культуры

27 Охрана национального культурного наследия

28 Мировые проблемы цивилизации и их влияние на социокультурные состояние общества

Варианты тестов

Вариант 1

1 В каком веке, согласно древним преданиям, был основан Рим?

а) в VII в. до н.э.;

б) в VIII в. до н.э.;

в) в VI в. до н.э..

2 В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

а) техника;

б) наука;

в) обучение.

3 В конце, какого тысячелетия до н.э. (укажите арабской цифрой) возникает письменность Шумера и Египта?

а) IV;

б) V;

в) VI.

4 В чем состоит специфика социогуманитарного знания?

а) мир ценностей, смыслов, идеалов;

б) человек является объектом и субъектом познания.

5 Восстановите историческую последовательность основных этапов развития древнегреческой культуры, расположив их номера в правильном порядке:

а) Гомеровский;

б) Архаический;

в) Крито-микенский;

г) Эллинистический.

6 Все функции культуры носят социальный характер. Из приведенных ниже, выберите ту, которая обеспечивает сохранение культурных ценностей и обеспечивает преемственность поколений

а) обеспечение адаптации человека к окружающей среде;

б) накопление и хранение информации.

7 Выберите верную характеристику состояния письменности в гомеровский период

а) присутствие письменности;

б) отсутствие письменности.

8 Выберите жанр, который сформировался у римлян под этрусским влиянием и был широко представлен в пластике 3-1 в. до н.э.

а) живопись;

б) пейзаж;

в) скульптурный портрет.

9 Выберите знак шумерского письма, которым обозначалось слово "бог"

а) звезда;

б) миртовое дерево;

в) солнечный диск.

10 Выберите из перечисленного название процесса возникновения и развития человека, как социокультурного существа

а) синкретизм;

б) антропосоциогенез;

в) антропогенез.

11 Выберите из перечисленных ниже типы человеческого жилища, прообразом которых послужил щит

а) вигвам;

б) шалаш;

в) хата.

12 Выберите из предложенных периодов тот, в котором исторически формировался ислам

а) V - нач. VI в.;

б) кон. VI - нач. VII в.;

в) кон. VII в..

13 Выберите из следующего списка имена древнегреческих богов:

а) Гера;

б) Амон – Ра;

в) Тот;

г) Джебраил;

д) Дионис;

е) Гефест;

ж) Церера.

14 Выберите из следующего списка имена древнеримских богов:

а) Нептун;

б) Гера;

в) Меркурий;

г) Марс;

д) Амон – Ра;

е) Тот;

ж) Церера.

15 Выберите название периода первобытной истории, в рамках которого появились лук и стрелы

а) мезолит;

б) палеолит;

в) неолит.

16 Выберите определение понятия "духовная культура":

а) воспроизводство человеческого рада, включающее в себя интимные отношения между мужчиной и женщиной;

б) совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык;

в) воплощение разнообразных человеческих потребностей позволяющим, людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

17 Выберите правильный ответ на вопрос: что в древнегреческом театре называлось орхестрой:

а) площадка, где находился оркестр;

б) площадка для зрителей;

в) круглая площадка, на которой выступали хор и актер.

18 Выберите термин, который употребляется для описания изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве:

а) регресс культуры;

б) прогресс культуры;

в) динамика культуры.

19 Закончите определение культурологии: "Культурология - это область социогуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития ..."

а) культуры;

б) науки;

в) техники.

20 Из какой Варны проистекает буддизм?

а) брахман;

б) кшатриев;

в) вайшьи;

г) шудры.

21 Из перечисленных ниже выберите 2 культа, характерных для китайской культуры

а) культ природы;

б) культ предков;

в) культ неба;

г) культ солнца.

22 Из перечисленных ниже культур, выберите ту, которой была свойственна экзаменационная система

а) Китай;

б) Япония;

в) Египет;

г) Греция.

23 Из перечисленных ниже, выберите типы римских архитектурных сооружений

а) фреска;

б) базилика;

в) термы;

г) купол;

д) амфитеатр;

е) стамбхи.

24 Из предложенного списка, выберите два варианта титула, которые имел китайский император

а) сын неба;

б) фараон;

г) брахман;

д) просветленный;

е) отец и мать народа.

25 Из приведенного списка выберите имена трех крупнейших древнегреческих трагиков классического периода:

а) Софокл;

б) Демократ;

в) Цицерон;

г) Эсхил;

д) Аристотель;

е) Еврипид.

26 Из приведенного списка выберите ту функцию культуры, которая обеспечивает людям возможность приспособиться к меняющимся условиям жизни

а) интегративная;

б) адаптивная;

в) коммуникативная.

27 Из приведенного списка выберите функцию древнегреческой богини Деметры:

а) богиня земледелия и плодородия;

б) богиня солнца и неба;

в) богиня благочестия и верности.

28 Из приведенного списка выберите функцию древнеримской богини Юноны:

а) царица богов, хранительница брака и супружеской любви;

б) царица плодородия;

в) царица науки.

29 Из приведенного списка, выберите название того жанра эллинистической литературы, который описывает пастушеские сценки

а) пьеса;

б) идиллия;

в) трагедия.

30 Из приведенных ниже форм культурной жизни, выберите ту, которая основывается на эмоционально-образном восприятии

а) религия;

б) образование;

в) философия;

г) наука;

д) отношение;

е) искусство;

ж) мораль;

з) право.

31 Из приведенных ниже функций культуры, выберите ту, которая обеспечивает людям способность общаться и понимать друг друга

а) интегративная;

б) адаптивная;

в) коммуникативная.

32 Из приведенных терминов выберите тот, который обозначает греко-римскую древность:

а) средневековье;

б) античность;

в) просвещение.

33 Каждый культурный тип, согласно О. Шпенглеру самодостаточен. Продолжите мысль, выбрав из предложенных вариантов: каждая культура …

а) с неизбежностью судьбы проходит одни и те же этапы, порождает одни и те же явления;

б) имеет свой, не похожий на другие, путь своего развития .

34 Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния?

а) ассимиляция;

б) интеграция;

в) аккультурация.

35 Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера?

а) «Вызов и ответ»;

б) «Первобытная культура»;

в) «Закат Европы».

36 Как называется этико-правовая доктрина древнего Китая?

а) конституция;

б) конфуцианство;

в) даосизм.

37 Как назывались племена, создавшие Микенскую культуру?

а) майя;

б) ахейцы;

в) арийцы.

38 Как называются праздники, которые в древнем Риме устраивались регулярно?

а) ординарные;

б) сезонные;

в) ежегодные.

39 Как переводится латинское слово, от которого происходит термин цивилизация?

а) город;

б) культура;

в) мегаполис.

40 Какая идея, воспринятая другими народами, лежит в основе шумерской культуры?

а) почитание богов;

б) служение богам.

Вариант 2

1 Какая из перечисленных ниже отраслей первобытного хозяйства не существовала еще в период позднего палеолита:

а) скотоводство;

а) собирательство;

б) рыболовство;

в) земледелие.

2 Каково значение слова "курос"?

а) архаическое скульптурное изображение девушки;

б) архаическое скульптурное изображение юноши.

3 Какой из культур была присуща церемониальность общественной жизни

а) Китай;

б) Япония;

в) Египет;

г) Греция.

4 Кто был исполнителем воли богов у шумеров?

а) царь;

б) царица;

в) жрец.

5 Кто в Древнем Египте имел двойную природу: божественную и человеческую, именовался "сыном Ра" и после физической смерти обретал бессмертие, сливаясь с Осирисом?

а) жрец

б) фараон

в) царь

6 Кто из перечисленных мыслителей впервые выделял в художественное творчестве аполоническое и дионисийское начала

а) Ницше;

б) К. Ясперс;

в) Тойнби.

7 Кто из ярчайших представителей экзистенциализма, рисуя схему мировой истории, выделяет 4 гетерогенных периода

а) Ницше;

б) К. Ясперс;

в) Тойнби.

8 Кто такой Шаньгу?

а) первочеловек, творец Вселенной;

б) творец Солнца;

в) творец Земли.

9 Культура осуществляет ряд социальных функций. Назовите функцию культуры, которая связана с постоянным совершенствованием и освоением индивида общественной жизни

а) социализация;

б) адаптация;

в) инкультурация.

10 Местность, к которой селились древние этруски, находится…

а) в долине реки Нил;

б) в междуречье Евфрата и Тигра;

в) в междуречье Тибра и Армса.

11 Назовите автора многотомного труда “Постижение истории”

а) Ницше;

б) К. Ясперс;

в) Тойнби.

12 Назовите бога, которому первоначально были посвящены олимпийские игры

а) Нептун;

б) Меркурий;

в) Марс;

г) Зевс;

д) Мардук.

13 Назовите бога-покровителя города Вавилона

а) Нептун;

б) Меркурий;

в) Марс;

г) Зевс;

д) Мардук.

14Назовите важнейшую категорию китайской философии и культуры, многозначный смысл которой можно определить как путь, закон, правда, метод, тайна и т.д.

а) дао;

б) ванн;

в) чжаньго;

г) хуанди.

15 Назовите год крушения западной римской империи

а) 476 г. н. э.;

б) 450 г. н. э.;

в) 499 г. н. э..

16 Назовите год основания Римской империи

а) 31 г. до н.э.;

б) 32 г. до н.э.;

в) 33 г. до н.э.;

г) 34 г. до н.э..

17 Назовите имена мифологических персонажей братьев-близнецов, якобыосновавших Рим

а) Кирилл и Мифодий;

б) Ромул и Рем;

в) Меркурий и Мардук.

18 Назовите имя древнегреческого слепого певца-аэда, предполагаемого автора больших эпических поэм "Илиада" и "Одиссея"

а) Плутарх;

б) Гомер;

в) Полиций.

19 Назовите имя известного древнегреческого скульптора, руководившего строительством афинского акрополя, создавшего рельефы Парфенона, статуи Афины Промахос и Афины Парфенос, а также статую Зевса Олимпийского, которую греки причисляли к семи чудесам античного мира

а) Фидий;

б) Мирон;

в) Лисип.

20 Назовите имя крупнейшего государственного деятеля, на годы правления которого приходится время наибольшего могущества Афин и наивысшего расцвета греческой культуры

а) Ромул;

б) Перикл;

в) Гесиод.

21 Назовите имя одного из греческих поэтов 8-7 в. до н. э.

а) Ромул;

б) Перикл;

в) Гесиод;

г) Цицерон.

22 Назовите имя первого римского императора

а) Октавиан;

б) Сервий Туллий;

в) Ромул;

г) Тарквиний Гордый.

23 Назовите имя первого римского поэта грека-вольноотпущенника

а) Марк Анней Лукиан;

б) Ливий Андроник;

в) Люций Анней Сенек.

24 Назовите имя последнего римского царя

а) Октавиан;

б) Сервий Туллий;

в) Ромул;

г) Тарквиний Гордый.

25 Назовите имя римского оратора и философа, применившего термин культуры для характеристики человеческого духа

а) Флакк;

б) Цицерон;

в) Полибий.

26 Назовите имя умирающего и воскресающего бога египетской культуры

а) Амон, Ра;

б) Осирис;

в) Тот.

27 Назовите имя французского исследователя, создателя структурного или лингвистического психоанализа

а) Фрейд;

б) Тард;

в) Ясперс.

28 Назовите легендарное имя первого римского царя

а) Октавиан;

б) Сервий Туллий;

в) Ромул;

г) Тарквиний Гордый.

29 Назовите мыслителя, с именем которого связана этико-политическая система

а) Конфуций;

б) Шан Ян;

в) Лао-Цзы.

30 Назовите, одним словом процесс возникновения и становления ранних форм культуры

а) синтез;

б) культорогинез;

в) интеграция.

31 Назовите основные институты шумерской культуры

а) храм;

б) библиотека;

в) театр;

г) школа.

32 Назовите период первобытной истории, в рамках которого форма организации общества было первобытное стадо

а) ранний палеолит;

б) поздний палеолит;

в) неолит.

33 Назовите священный атрибут богов, знак мудрости и власти, так называемый египетский крест с петлей, символизирующий фундаментальную для египетской культуры идею бессмертия.

а) анкх;

б) держава;

в) скипетр.

34 Назовите старика-младенца, легендарного основателя Даосизма

а) Конфуций;

б) Шан Ян;

в) Лао-Цзы.

35 Назовите термин, в буквальном переводе с латыни обозначающий "гражданский" и, в новом своем значении, введенный в научный оборот предположительно французским философом П.А. Гольбахом

а) город;

б) культура;

в) мегаполис;

г) цивилизация.

36 Назовите тип римского зрелищного сооружения, имеющего круглую арену

а) цирк;

б) амфитеатр;

в) площадка.

37 Назовите тип римского зрелищного сооружения, имеющего овальную арену

а) цирк;

б) амфитеатр;

в) площадка.

38 Назовите универсальный символ древнеегипетской культуры, имеющий облик существа с человеческой головой и телом льва, посредник между царством живых и царством мертвых, олицетворение тайной премудрости

а) сфинкс;

б) татуировка;

в) маски.

39 Назовите царя, в период правления которого вавилонское царство достигает наивысшего расцвета

а) Хаммурапи;

б) Имхотеп;

в) Хафра;

г) Менкаур.

40 Назовите широко распространенный у первобытных народов вид украшения, представляющего собой наколотые на теле узоры с введением под кожу особых красок

а) рисунок;

б) татуировка.

Вариант 3

1 Назовите этап развития древнегреческой культуры, приходящийся на 8-6 в. до н.э.

а) архаика;

б) эллинизм;

в) классицизм.

2 Наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении

а) герменевтика;

б) семиотика;

в) фонология.

3 Немецкий философ Ф.Ницше для развития типов культуры использует мифологические образы богов греческого олимпийского пантеона

а) аполоническое начало – иллюзорно-оптимистическое состояние покоя;

б) циклическое развитие культуры;

в) дионисийское начало – иррациональное безмерное буйство, трагико-героическое нарушение покоя.

4 Один и тот же греческий актер по ходу пьесы играл сразу несколько ролей, как мужских, так и женских применял…

а) костюм;

б) маски;

в) макияж;

5 Основной целью каждого индивида считал стремление к власти. (Этот ученик Фрейда, основатель школы индивидуальной психологии.) Назовите его фамилию

а) Адлер;

б) Миллер;

в) Кант.

6 Основными разделами культурологии являются:

а) философия культуры;

б) теория и история культуры;

в) социология культуры.

7 Приведите в соответствие добродетелей, которыми должен обладать благородный муж их смысловому содержанию

а) человеколюбие; 1) ли;

б) долг – и, норма поведения; 2) чжи;

в) знание, мудрость; 3) жэнь;

г) верность. 4) синь.

8 Приведите в соответствие имена древнеримских богов и их функции

а) Юпите;

б) Нептун;

в) Орк;

г) Церера;

д) Веста;

е) Юнона;

ж) Марс;

з) Минерва;

и) Аполлон;

к) Меркурий;

л) Вулкан;

м) Венера;

н) Вакх;

о) Диана.

1 богиня любви и красоты;

2 хранительница домашнего очага;

3 бог неба, грома, молнии;

4 владыка царства теней;

5 богиня мудрости, покровительница ремесел;

6 богиня растительности;

7 покровительница женщин и брака;

8 бог войны;

9 покровитель искусств;

10 защитница лесов и зверей;

11 покровитель путников, торговли, вестник богов;

12 бог морских стихий и мореплавания;

13 бог огня и кузнечного дела;

15 покровитель винограда и виноделия.

9 Приведите в соответствие имена древнеримских богов с их древнегреческими аналогами

а) Юпитер;

б) Нептун;

в) Орк;

г) Церера;

д) Веста;

е) Юнона;

ж) Марс;

з) Минерва;

и) Аполлон;

к) Диана;

л) Меркурий;

м) Вулкан;

н) Венера;

о) Вакх.

1 Диметра

2 Гестия,

3 Гера

4 Арес

5 Гермес

6 Афина

7 Аполлон

8 Афродита

9 Посейдон

10 Артемида

11 Зевс

12 Гефест

13 Аид

14 Дионис

10 Приведите в соответствие имена мыслителей с названиями научных школ

а) В. Виндельбант, Риккерт;

б) Фрейд, Юнг, Фромм;

в) Кьеркегор, Бердяев, Ясперс.

1 психоаналитические концепции культуры;

2 неокантианство;

3 экзистенциалистическая концепция культуры.

11 Приведите в соответствие имена мыслителей со школами и течениями гуманитарного направления в культорогии

а) В. Дильтей, Г. Риккер;

б) П.М. Корсавин, П.М. Вицили;

в) Ю.М. Лотман.

1 герменевтика;

2 школа анналов;

3 семиотика.

12 Приведите в соответствие краткую характеристику 2-х разных подходов

а) И. Кант;

б) Гегель.

1 “Культуры – это способность человека к преодолению эгоистических стремлений”;

2 “Суть культуры в том, чтобы освободить человека о субъективного произвола”.

13 Приведите в соответствие наименования богов и их зооморфные воплощения

а) Себек;

б) Баст;

в) Тот;

г) Исида;

д) Анубис;

е) Гор;

ж) Апис.

1 Крокодил;

2 Бык;

3 Ибис;

4 Коро;

5 Шакал;

6 Кошка;

7 Сокол.

14 Приведите в соответствие определение целей, предметов и задач культурологического исследования

а) цель;

б) предмет;

в) основные задачи.

1 анализ культуры, как системы культурных феноменов;

2 понимание, как своей, таки иной культур;

3содержание общественной жизни.

15 Приведите в соответствие орудия труда и виды оружия каменного века, со временем их появления

а) микролиты;

б)макролит;

в) универсальное ручное рубило;

г) дротик.

1 ранний палеолит;

2 мезолит;

3 неолит;

4 поздний палеолит.

16 Приведите в соответствие термины и их определения

а) Генезис;

б) Катарсис;

в) Мимезис.

1 происхождение, возникновение;

2 Способ художественного творчества;

3 термин античной эстетики.

17 Приведите в соответствие термины и их определения

а) герменевтика;

б) синергетика;

в) семиотика.

1 междисциплинарное направление научных исследований, ставящих в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов;

2 искусство и учение о способах истолкования многозначных или неподдающихся уточнению текстов;

3 дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением значковых систем.

18 Приведите в соответствие термины и их определения

а) знак;

б) символ;

1 материальный предмет, явление, событие, наступающее в качестве некоторого другого предмета;

2 условный вещественный опознавательный знак, для членов определенной общественной группы.

19 Приведите в соответствие термины и их определения

а) изотерический;

б) экзотерический;

1 внешний, не представляющий тайны, открытый;

2 внутренний, тайный, скрыты.

20 Приведите в соответствие термины и их определения

а) универсалии культурные;

б) универсалии культуры;

1 своеобразные варианты развития элементов культуры;

2 исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира.

21 Приведите название "страны, лежащей между двумя реками" [Тигр и Евфрат], где располагались древние государства: Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия?

а) Византия;

б) Месопотамия;

в) Италия.

22 Приведите название более ранней формы первобытного земледелия

а) мотыжное;

б) луговое.

23 Приведите название ординарных игр в честь верховного бога римлян – Юпитера

а) олимпийские игры;

б) римские игры;

в) турнир.

24 Приведите название первобытного обряда посвящения молодых людей во взрослую жизнь

а) инициация;

б) изоляция;

в) инкультурация;

г) промискуитет.

25 Приведите название стадии неупорядоченных половых отношений, предшествовавшей в первобытном обществе возникновению семьи и брака

а) инициация;

б) изоляция;

в) инкультурация;

г) промискуитет.

2. Приведите название того периода древнегреческой истории, который пришел на смену классике

а) архаика;

б) эллинизм;

в) бронзовый век.

27 Приведите название того периода истории Древней Греции, на который приходится пора наивысшего расцвета ее культуры

а) классика;

б) архаика;

в) эллинизм.

28 Приведите название того периода первобытной истории, в рамках которого появилось ремесло

Наши рекомендации