Древнейшие государственные образования в Др.Китае
Неолитические истоки древнекитайской цивилизации
В V—III тыс. до н. э. в среднем течении Хуанхэ складываются неолитические культуры, наиболее ранней была Яншао. Они разводили свиней и собак. Большого мастерства достигли изготовлении керамики.
Во второй половине III тыс. до н. э. в распространении культур яншаоского типа происходят заметные изменения. Постепенно исчезает крашеная керамика, ее место занимает серая и черная посуда, изготовленная с помощью гончарного круга. Совершенствуются каменные орудия, ножи и серпы. В луншаньских погребениях впервые обнаруживаются следы имущественной дифференциации.
Предания о событиях политической истории II тыс. до н. э.
Согласно дошедшим до нас легендам в Поднебесной правил мудрый Яо. Состарившись, он избрал преемником Шуня. При нем был потоп. Шунь объявил, что передаст бразды правления тому, кто сможет спасти людей от потопа. Это сделал Юй. Но место Юя занял Ци, его сын. После этого верховная власть стада передаваться в Поднебесной по наследству. Однако отсутствие письменных источников не позволяет представить древнекитайское общество в это время.
По преданию, последний правитель династии Ся отличался необыкновенной жестокостью. Предводитель одного из племен — шан восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. Он был первым из династии Шан, впоследствии Инь (XVII в. до н. э.). Центр шанской территории— Великий Город Шан. От этого второго периода истории Шан-Инь, датируемого XIV—XI в. до н. э., до нас дошли не только археологические памятники, но и многочисленные эпиграфические источники.
Развитие производительных сил во II тыс. до н. э.
Многие черты материальной культуры шан-иньского времени указывают на ее генетические связи с неолитическими племенами. Немало сходства в керамике Инь и Луншань. Основным копательным инструментом во второй половине II тыс. до н. э. оставался деревянный заступ — двузубая палка с поперечной перекладиной. Однако по крайней мере три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
В пределах городской стены размещались мастерские - литейные, косторезные, гончарные и т. д. Появляется письменность. Она представлена гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах.
Общество и государство в эпоху Инь
в XIV—XI вв. до н. э. происходит формирование классовых отношений свидетельствуют иньские погребения. Можно выделить по крайней мере четыре категории погребений, четко различаемые по внешним признакам: размерам, характеру и количеству инвентаря и т. п.
Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, «главные дела в государстве — это жертвоприношения и войны». Существовало много способов — отрубание головы, утопление, сжигание на костре и пр. Иньцы считали, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан — резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав Иньского государства. Политическое единство иньцев олицетворялось правителем — ваном. Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине(8 в.) При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок.
Возникновение государства Чжоу
Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. К этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами. Предприняв поход на У-ван («Воинственный правитель») нанес поражение иньскому войску (1027 г. до н. э.). Довольно быстро усвоили технические и культурные достижения побежденных, переняв прежде всего технику бронзолитейного производства. Чжоусцы научились у иньцев изготавливать боевые колесницы — основная сила. На такой колеснице располагалось 3 воина: возница, управляющий лошадьми; лучник; копейщик, вооруженный копьем или алебардой.
Одним из важнейших заимствований чжоусцев была иньская письменность. После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий = «наследственных пожалований» = родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением и присваивался соответствующий титул.
Социально-экономические отношения в X—VIII вв. до и. э.
Социальная дифференциация иньского общества была закреплена в системе социальных рангов.
Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп. 1)деспотичный правитель; 2)чжухоу, правители наследственных владений; 3)дафу, главы цзу (родоплеменных групп); 4)ши, главы больших семей, входивших в цзу; 5)простолюдины.
Принадлежность человека к высшим группам устанавливалась в зависимости от родства. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. В категории простолюдинов это правило не действовало. Структура рангов была связана с системой землевладения и землепользования. Все земли в Поднебесной считались принадлежащими вану.
Ван являлся верховным собственником Поднебесной, все люди в ней были его слугами. В XI—X вв. до н. э. часть пленных превращалась в рабов.