Государственные образования мон-кхмеров и индонезийцев

Формирование раннеклассового общества. На рубеже нашей эры классовые, общества и государства сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Высокий уровень сельскохозяйственного производства, достигнутый в позднем бронзовом веке, и широкий переход к использованию железных орудий способствовали возникновению здесь очагов государственности. Регулярными стали контакты с дравидийскими народами Южного Индостана, а через них — с Северным Индостаном, Ближним Востоком и даже со Средиземноморьем.

Ведущей социальной единицей у земледельцев равнин, как и у вьетов, была малая сельская община. Специфической особенностью местного общества было сосуществование в рамках одной этнолингвистической группы равнинных земледельцев, достигших достаточно высокого уровня развития, и живущих в соседних горных областях охотников-собирателей. Такая социально-экономическая чересполосица привела к тому, что очаги классового общества и государственности оказались, как правило, разделенными областями, где господствовали доклассовые отношения.

Каждое из таких государств, как Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра (Тарекит-тара), небольшие монские государства в Суваннабхуми (Южная Бирма) и на Тяо-Прайе (Менам), малайские государства Малаккского полуострова и Архипелага, ранние яванские государства, располагалось вокруг определенного политико-экономического ядра — густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица — крупнейший в государстве город — стояла в некотором отдалении от моря, но в условиях малого водоизмещения морских судов того времени (что позволяло перетаскивать их волоком на некоторое расстояние) она была и портом. Многие государства вели более или менее интенсивную морскую торговлю.

В системе эксплуатации важную роль играла верховная собственность монарха на всю землю, сочетавшаяся с наследственными владениями крупных аристократов, «вечными» владениями храмов и жречества, с условными держаниями высших чиновников и землевладением общин. Структура господствующего класса была сравнительно простой, не зафиксировано его деление на варны, касты или четко выраженные сословные группы. Класс мелких производителей-общинник ов зависел от государства или от конкретного землевладельца, так или иначе связанного с государством. Господствующий класс и этот класс свободных общинников составляли основную массу населения. Рабы не играли решающей роли в основной отрасли производства — земледелии, но в нем участвовали.

Следует отметить тесную связь государства со жречеством и контроль светской власти над жречеством. Слияние местных аграрных культов, индуизма (или буддизма) и культа предков привело в рамках культа предков монарха к присвоению верховной властью многих религиозных функций, что было характерно и для ряда государств Древней Передней Азии.

Основной формой эксплуатации была рента-налог в пользу государства или (с его согласия) представителей высшей аристократии (порой наследственно пользующейся таким правом).

Древние мон-кхмерские государства. Большинство монских и кхмерских государств возникло приблизительно около I в. н. э. Все они были тесно связаны между собой. В этой относительно однородной среде периодически возникали различные объединения, наиболее крупное из которых — империя Бапном (Фунань) — объединяло в период расцвета почти весь равнинный монский и кхмерский Южный Индокитай.

Возникновение Бапнома относится к первым векам новой зры. После периода «собирания» страны, завершившегося на рубеже II—III вв., древ некхмерские правители перешли к завоевательным войнам. Самым знаменитым из них был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и племенных территорий. Военная, морская и торговая мощь Бапнома постоянно увеличивалась до середины IV в. н. э. Велось широкое ирригационное и храмовое строительство, в стране распространялись индуизм и буддизм, укреплялась власть правителя.

В V — начале VI в. в древ не кхмере ком обществе усилились северные группы, почти не участвовавшие в торговле и связанные по преимуществу с сельским хозяйством; постепенно они подчинили себе приморские районы, и империя Бапном прекратила свое существование.

В ходе развития классового общества мон-кхмерские народы восприняли некоторые элементы культуры Южного Индостана, в частности письменность, священный язык, некоторые черты религии, причем моны — в основном буддизма, а кхмеры — индуизма. Воспринятые религии подверглись существенным изменениям и отбору, были приспособлены для создания на основе традиционного культа предков культа обожествленного предка монарха.

Древние государства индонезийских народов. В островном мире в I—VI вв. н. э. складывались две группы государств: западная (или малайская) и восточная (или яванская). Западная группа состояла из суматранских государств, среди которых быстро шел процесс централизации под руководством народов равнинной части Центральной Суматры, и небольших государственных образований Малаккского полуострова. Формы классового общества были здесь более или менее едины.

В жизни этих государств внешняя торговля, включая и транзитную (по преимуществу пряностями, в том числе и с Молуккских островов), играла большую роль, так как они располагались на оживленном торговом пути. Мореходами Юго-Восточной Азии были в эти века и мон-кхмеры, и индонезийцы.

Из государств Шалмаладвипы (древнее название Малаккского полуострова) наиболее известны Ланкасука (со П в. н. э.), Катаха и Тамбралинга. Иноземные путешественники отмечали пышность их дворов, силу армий. Высоким был и уровень культурного развития, среди городского населения были широко распространены санскритская литература, письменность и язык, индуистские и буддийские верования. Древние государства Западной Индонезии имели торговые и дипломатические связи как на западе, так и на востоке.

Несколько иначе выглядели аграрные малайские и яванские государства на Яве и Калимантане. Наиболее известны государство Тарума на Западной Яве и государство Мулавармана, названное так по имени одного из его правителей, на востоке Калимантана (IV—-V вв.). Социальная структура этих государств была похожа на структуру Бапнома. Государство обеспечивало ирригационное строительство, по-видимому, руками общинников; раздавало земли (поля и сады), скот и рабов индуистскому жречеству (буддизм здесь был распространен еще слабо). Видимо, существовала и государственная собственность на землю.

Государство Тямпа, населенное народом индонезийской семьи языков, располагалось на восточном берегу Индокитайского полуострова, в его центральной части; оно было одним из древнейших в Юго-Восточной Азии. По своей аграрной структуре оно напоминало вьетское общество. Выгодное приморское положение с самого начала сделало Тямпу морской торговой державой с сильным флотом и регулярными заморскими связями. Тям-ские правители широко практиковали грабеж прибрежных соседей и всячески оберегали свое господство на морях. В культурном отношении тямы были частью индонезийского мира, ео многом на них влияли и кхмеры. Отношения с ханьцами характеризовались в древности большим количеством войн, чередовавшихся ' с дипломатическими миссиями и торговыми контактами.

С середины 1 тысячелетия до н. з. у целого ряда народов Древней Юго-Восточной Азии начали складываться раннеклассовые отношения и первые государства. Для них характерен свой тип экономики (поливное рисоводство как основа сельского хозяйства), социальной организации (малая сельская община), духовной культуры (культ предков в религиозной сфере, «донгшонский стиль» в сфере изобразительного искусства). Государства наиболее крупных древних народов — предков вьетов, кхмеров, монов, малайцев, яванцев — занимали территорию удобных для орошения долин средних и крупных рек, некоторые из них постепенно распространяли свое влияние на предгорья. Северная часть этих государств (вьеты) вела упорные войны с древнекитайскими государствами, в результате которых территория Древней Юго-Восточной Азии несколько сократилась. Остальные государства Юго-Восточной Азии в эти века не вели крупных войн; их торговые и культурные связи были ориентированы на запад — на Индостанский субконтинент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ V

В истории древневосточных стран Древний Дальний Восток занимает очень важное место. Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем рзнние цивилизации Древней Передней Азии, тем не менее после возникновения они начинают развиваться в быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые привели к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

История древних государств, возникших на территории Восточной Азии во II—I тысячелетиях до н. э., убедительно свидетельствует о действии закона о един-, стве и многообразии путей складывания и развития классовых обществ. Возникнув в бассейне Хуанхэ в ходе разложения родоплеменных отношений, древнекитайское классовое общество и государство на протяжении столетий развивались в условиях относительной изоляции от других цивилизаций Древнего Востока. Это определило значительное своеобразие многих конкретных форм древнекитайского общества и культуры.

Важной особенностью социально-экономического развития Древнего Китая является сложный характер регулирования русла реки Хуанхэ, открытость границ земледельческих районов Китая для многочисленных приграничных кочевников, обособленность и различие ряда районов Китая, которые были питательной почвой для политического и культурного сепаратизма. Эти особенности затрудняли складывание централизованного государства и вместе с тем рождали особо жесткие формы в борьбе за создание государственной централизации.

Непрерывность развития древнекитайской народности и культуры, прочная преемственность традиций нашли отражение в этническом самоназвании современных китайцев — хань, восходящем к наименованию древнекитайской империи; многие черты современной культуры уходят корнями в ранние исторические эпохи.

Вместе с тем было бы ошибкой преувеличивать степень изоляции Древнего Китая и других государств Восточной Азии от существовавших одновременно с ними очагов древневосточных цивилизаций. Начиная с последних веков до новой эры империя Хань устанавливает интенсивные контакты с западными странами Древнего Востока. По Великому шелковому пути в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока проникают древнекитайские шелковые ткани, бумага, лаковые изделия. Через парфянских и сирийских купцов древние китайцы знакомятся со стеклом и глазурью. Восприняв буддизм из Индии через страны Средней Азии и Восточного Туркестана, Китай стал посредником его проникновения в Корею и Японию.

Самобытная система письма, богатая литература, тонкое и выразительное искусство Древнего Китая оказали заметное влияние на культурное развитие соседних народов Восточной Азии. В то же время возникновение самой древнекитайской культуры было немыслимо без различных контактов и взаимовлияний с другими государствами и народностями Древнего Дальнего Востока, у которых древнекитайское население заимствовало и творчески переработало многие культурные достижения.

Наряду с предками современных китайцев, корейцев, японцев, вьетнамцев свой вклад в развитие мировой культуры внесли и те древние народы Азии, которые уже к началу нашей эры исчезли с этнической карты мира. К ним относятся, в частности, древние сюнну (гунны), на протяжении веков не только являвшиеся важной политической силой Древней Восточной Азии, но и оказавшие культурное влияние на соседние с ними земледельческие народы.

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

V—III тысячелетия до н. э.—-Неолитическая культура Яншао.

XVII—XI вв. до н. э.—Период Шаа-Инь, возникновение раннеклассового общества и государства.

XIV в. до н. э.— Основание города Шан — столицы государства. Появление иньских «гадательных надписей».

XI—VIII вв. до н. э.—Период Западного Чжоу, господство системы социальных рангов.

VIII—III вв. до н. э.—Правление династии Восточного Чжоу со столицей в городе Лоян, политическая децентрализация,

VIII—V вв. до н. э—Период, отраженный в летописи Чуньцю («Весна и осень»).

VI—V вв. до н. э.— распространение железных орудий труда и сдвиги в социально-экономическом строе. Жизнь и деятельность Конфуция.

IV—III вв. до н. э.—Период «воюющих царств» (Чжаньго). Распространение монетного обращения,

359—350 гг. до н. э.—реформы Шан Яна в царстве Цинь. Развитие частной собственности на землю и рабовладения.

221—207 гг. до н. э.— Общекитайская династия Цинь, создание централизованной империи. Реформы Цинь Шихуана. Строительство Великой Китайской стены.

206 г. до н. э.—8 г. н. э.—Правление династии Хань (Западной).

140—87 гг. до н. э.—Правление императора У-ди. «Золотой век» Ханьской империи. Успешные войны с сюнну. Экспедиция в страны «Западного края». Составление «Исторических записок» Сыма Цяня.

9—-23 гг.— Правление императора Ван Мана а попытки социальных реформ.

18—25 гг.—Восстание «краснобровых».

25—220 гг.—правление Поздней (Восточной) династии Хань со столицей в городе Лоян. Устойчивые связи с Парфией и попытка установления дипломатических отношений с Римской империей. Начало распространения в Китае буддизма.

184—207 гг.—Народное восстание «желтых повязок». Распад китайской империи на три царства и начало феодальной эпохи в истории Китая.

I—VI вв.— Появление государств в Индонезии и на Малаккском п-ове.

IV—III вв. до н. э.— Первые сведения о древних вьетских государствах.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология древнекитайской философии. М., 1972—1973. Т. 1—2.

Конрад И. И. Избранное. Синология. М.. 1977 (пер. трактатов о военном искусстве).

Сыма Цянъ. Исторические записки. М 1972—1987. Т. 1—5.

Шицзин. Книга песен. Избранное. М„ 1986.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая, М., 1987.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

Иофан Н. А. Культура Древней Японии. М., 1974.

Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978.

Крюков М. В., Переломов Л. С, Софронов М. В., Чебоксаров Н. И. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши рекомендации