Билет»2 метод в соц-и и основне пр-ципы научного иссл-ия

Метод в соц-и – это способ построения и обоснования соц-кого знания, сов-сть приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания соц-ной реальности. Метод включает определённые правила обеспечивающие надёжность и достоверность знаний. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и собственно методы соц-кого иссл-ия.

Методом соц-и явл использование многообразного эмпирического материала. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных соц-ных общностей … используются методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).

Документомв соц-и называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Метод анализа документов– это способ сбора данных, который предполагает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях информации.

Самым распространенным методом сбора первичной информации явл опрос. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора cоц. данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Интервью– это беседа, проводимая по заранее намеченной теме, которая раскрыта в специально подготовленном вопроснике.

Метод социометриииспользуется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную стр-ру, неофициальные микрогруппы и отношения между ними. Суть метода – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного каждым членом группы по тому или иному критерию.

Наблюдениев соц-и – это метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели иссл-ия.

Соц-ный эксперимент – это метод получения новых знаний о причинно-следственных связях между показателями фун-ния, деятельности, поведения социального объекта и влияющими на него факторами, которыми можно управлять с целью улучшения данной соц-ной реальности.

При изучении соц-ных процессов соц-я опирается на ряд пр-ципов:

1) Пр-цип объективности означает изу-ие всех объективных закономерностей, которыми определяются про-сы (положительных и отрицательных). Объективность опирается на доказательность и аргументированность.

2. Пр-цип историзма в соц-и предполагает изу-ие проблем, процессов в развитии. Историзм позволяет извлечь уроки из прошлого.

3. Пр-цип сис-мности требует изу-ие отдельных яв-ний в неразрывной связи с целым. Сис-мный метод учитывает, что любая сис-ма находится в определенной среде и необходимо учитывать её связи и отношения с окружением. Отсюда второе требование сис-много метода – учитывать, что каждая сис-ма выступает как подсис-ма иной, большей сис-мы.

Этот метод предполагает выяснение пр-ципа иерархии куль-ое сис-мы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.

4. Пр-цип идеологической нейтральностизаключается в независимости результатов иссл-ия от соц-ной поз-ции соц-ога.

5. Пр-цип верификации, то есть установление истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки.

6. Пр-цип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков.

БИЛЕТ 3 СТР-РА И УРОВНИ СОЦ-КОГО ЗНАНИЯ

Стр-ра соц-кого знания – это не только сов-сть информации о об-ных яв-ниях и про-сах, но и опр-ная упорядоченность знаний об обществе, как динамично развивающейся сис-ме. Западные ученые делят соц-огию на два уровня: макросоц-я и микросоц-я.

Макросоц-я связана с общественными мировыми сис-мами и их взаимодей-ием с различными типами культуры, с соц-ми инс-тами и общественными стр-рами, с глобальными процессами.Макросоц-ю интересует об-во как целостный соц-ный организм, его соц-ная стр-ра (классы, соц-е общности), соц-е инс-ты (политика, религия, образование, семья), их функционирование.Макросоц-я уделяет основное внимание процессам, помогающим понять об-во в целом. Она изучает крупномасштабные соц-е яв-ния (нации, государство).

Микросоц-яинтересуется повседневным взаимодей-ием людей - интеракцией. В центре ее внимания личности со своими поступками, мотивами, интересами, ценностями, потребностями, идеалами, определяющими их взаимодействия. Микросоц-я обращена к социальному поведению, межличностному общению, ориентирована на изу-ие характера отношений, на «внутренний» аспект действий людей, их поведения. На этом уровне соц-огию интересует соц-ная роль, которую выполняет человек в обществе, и занимаемый соц-ныйстатус.

Во всей сумме cоц. взг-ов следует также выделить уровни соц-кого знания:

1) Фундаментальный - общесоц-кие теории или общетеоретическая соц-я; касаются, как правило, глобальных проблем развития об-ва, в целом исторического процесса. Формируются теории общественной, прежде всего производственной деятельности людей, показывается роль труда в развитии об-ва (Гегель, Сен-Симон, К. Маркс и др. это пример различного подхода к этой проблеме).

2) Прикладной - специальные соц-кие теории или частные теории; (соц-огию труда, социально-классовых отношений, соц-огию семьи, соц-огию политических отношений и др. Во всех этих случаях объектом соц-кого изучения выступают опр-ные сферы общественной жизни.

3) Эмпирический - конкретные соц-кие иссл-ия; включают теорию, методику и технику проведения конкретных соц. исследований.Доминирует на начальном этапе познавательного процесса.Они проводятся различными методами (наблюдения, опрос, соц. эксперимент, анализ документов), и осуществляются с целью получения объективных данных о различных сторонах соц-огической действительности. Эмпирические иссл-ия регистрируют соц-е факты, которые являются базой для дальнейших теоретических обобщений.

Главное это получить объективную информацию о том, что происходит в обществе и как на это реагирует население.

4) Практической соц-ной инженерии.

БИЛЕТ№4_Ф-ЦИИ_СОЦ

Ф-ции соц-и – это сов-сть ролей, которые она выполняет в организации об-ва как сис-мы. Говоря о ф-циях соц-и, необходимо подчеркнуть, что как общественная наука, соц-я выполняет две основные ф-ции:

Наши рекомендации