Общая характеристика системы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики – это механизм применения гос.органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, направленных на достижение опред. соц-экон целей. Гос. управление экономикой – это организующее и регулирующее влияние гос-ва на экон. деятельность субъектов рынка с целью её упорядочения и повышение результативности. ГРЭ можно рассматривать с теоретической и практической т.з. С теоретической т.з. ГРЭ – система знаний о сущности, закономерности действия и правил использования типовых методов и средств влияния гос-ва на ход социально-экономического развития, направленных на достижение целей гос. экон. политики. ГРЭ явл. составной частью процесса воспр-ва. Объектами ГРЭ явл.:
экон. подсистемы (экономика регионов, народ.хоз комплексов отраслей; секторы экономики; стадии воспр-ва); соц-экон процессы (экон. циклы, демография, занятость, инфляция, НТП, экология, конъюнктура и т.д.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкон-е); рынки (товаров, услуг, инвестиций, ценных бумаг, валюты, фондов, капиталов и т.д.). С практической т.з. ГРЭ – это сфера деят-ти гос-ва для целенапр-го влияния на поведение участников рын. отношений с целью обеспечения приоритетов гос.
экон. политики. Считается, что первичным субъектом ГР явл. человек
(гражданин). ГРЭ процессов основано на взаимоотношениях, складывающихся между государством и экономикой. Эти отношения могут быть как производственного ( выполнение государственных заказов), так и фин хар-ра ( целевое финансирование из бюджета отдельных производств, выполнение налоговых обязательств перед госуд-ом). Сущ-ние предприятий в сов. мире невозможно вне государства, а сущ. самого гос-ва также невозможно без единой эконом. системы. Гос-во защищает права предприятий как внутри страны, так и за ее пределами, если они участвуют в хоз-ных взаимоотношениях с иностран. фирмами и организациями Таким образом, гос-во выступ. в роли гаранта жизнедеятельности хозяйствующих субъектов
Инвестиционная политика.
Иинвестиции-средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем. Инв. политика составная часть эконом. политики, проводимой гос-ом и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технич. уровня. Посредством инв. политики достигается решение многих задач, например совершенствование струк. Производ-ва и ускорение темпов его развития, сбалансированность и эффективность отраслей экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др. Особенностями инвестиционной политики в сов. усл. являются:– направ. инвестиций преимущественно в базовые отрасли машиностроения, с/х,
– улучшение соотношений между капитал. вложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли в пользу последних; Инвестиционная политика всегда направлена на достижение соц. эффекта за счет инвестирования или получение прибыли. Она также может быть осущ. во всех сферах народ-хоз-ва. Принципы осуществления:– невмешательство органов гос. власти и управления, общ.организаций, юр.лиц и граждан в инв. деятельность, не противоречащую действующему закон-тву;– добровольность инвестирования; –защищенность инвестиций; –равноправие всех участников, инвесторов независимо от форм собственности и видов деятельности; –свобода выбора критериев при осуществлении инвестиционной деятельности.
Основ. тезисы инв.политики Тмб.Обл: В интересах инвесторов(на тер. региона действует прогрессивное инв. Закон-тво, обеспеч. защиту прав инвесторов и механизмы поддержки инв. деятельности, позволяющее инвесторам получать меры гос. поддержки, в том числе в виде налог. льгот, залогового обеспечения, строит-ва инфраструктуры к производственным объектам. Реализация Программы развития АПК( В соответствии со «Стратегией 2020 г.», одним из основ. направ. развития региона стал с/х сектор. С 2008 г. реализуется Программа развития АПК Тамбовской области. Ее отлич. черта – внедрение системного подхода к развитию АПК области и обеспечение устойчивого развития сельских территорий путем создания инфраструктурных условий реализации инв проектов произ-ва, переработки и реализации с/х продукции). Ключ. секторами(регион. Хоз-ва, где мы активно работаем с инвесторами, по-прежнему остаются АПК, пищевая и перерабатывающая промыш-сть, хим. промыш-ть, машиностроение, индустрия строительных материалов, туризм.)
42.Право в системе социальных норм.
Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны.
Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).
Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом социальных норм - нормами морали.
Нормы морали - это правила поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости. Нормы права и морали отличаются друг от друга тем, что:
• право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);
• нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права - государством (его органами);
• нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;
• нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколения в поколение, нормы права фиксируются письменно в нормативно-правовых актах;
• нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены;
• соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства.