ТЕМА 26. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-е ГОДЫ

ТЕМА 26. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-е ГОДЫ

Начало современной российской государственности.

- Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика являлась самой крупной по территории, населению и экономическому потенциалу союзной республикой в составе СССР.

- Начало процессу становления новой российской государ­ственности было положено 12 июня 1990 года принятием Дек­ларации о суверенитете РСФСР.

- 12 июня 1991 года в результате демократических выборов первым Президентом России стал Б. Н. Ельцин.

- После поражения выступления ГКЧП в августе 1991 года все предприятия и организации союзного значения, располо­женные на территории РСФСР, включая Государственный банк СССР, были переведены под юрисдикцию России.

- С роспуском в декабре 1991 года Советского Союза Рос­сийская Федерация объявила себя правопреемницей СССР и унаследовала союзную собственность, долги и обязательства СССР.

2. Этапы внутриполитического развития Российской Фе­дерации в 1990-е годы.

I этап: осень 1991 г. - осень 1993 г., постперестроечный, ознаменовавшийся началом перехода от советской к либераль­но-демократической общественной системе (одновременным существованием советских и демократических институтов вла­сти).

II этап: конец 1993 г. - 1999 г., постсоветский, ознамено­вавшийся оформлением либерально-демократической общест­венной системы (разделение властей, парламентаризм, много­партийность).

3. Важнейшие события внутриполитической жизни Рос­сийской Федерации в 1990-е годы.

- 1992-1993 гг., политическое противостояние между Вер­ховным Советом и Президентом.

- 1992 г., подписание Федеративного договора.

- 21 сентября - 4 октября 1993 г., политический кризис, при­ведший к силовому разгону Верховного Совета и ликвидации системы Советов в России.

- 12 декабря 1993 г., принятие на референдуме новой Кон­ституции РФ и первые выборы в Государственную Думу и Со­вет Федерации РФ.

- 1994 г., подписание договора об общественном согласии между Президентом и политическими партиями и обществен­ными организациями.

- 1994-1996 гг., первая чеченская война.

- 1995 г., выборы во II Государственную Думу.

- 1996 г., выборы Президента РФ, начало второго прези­дентского срока Б. Н. Ельцина.

- 1999 г., начало второй чеченской войны.

- 1999 г., выборы в III Государственную Думу.

- 31. декабря 1999 г., добровольная отставка Б. Н. Ельцина с поста Президента РФ и назначение исполняющим обязанности Президента РФ Председателя Правительства В. В. Путина.

Содержание разногласий между Верховным Советом и Президентом по вопросу дальнейшего развития страны.

Верховный Совет

1. Россия - республика совет­ского типа.

2. Приоритет полномочий парламента.

3. Сохранение действующей Конституции, с внесением в нее поправок.

4. Постепенное реформиро­вание экономики, социальная направленность реформ.

9. Причины политического кризиса 1993 года.

- Разные представления о государственном устройстве России у сторонников Президента и сторонников Верховного Совета.

- Несогласие Верховного Совета с курсом либеральных эко­номических преобразований.

- Противостояние коммунистической и либеральной идео­логий в условиях становления новой российской государствен­ности.

- Личные амбиции президента Б. Н. Ельцина и руководства Верховного Совета в борьбе за власть.

Президент

1. Россия - демократическая республика.

2. Приоритет полномочий президента.

3. Принятие новой Конститу­ции.

4. Проведение радикальных экономических преобразова­ний («шоковая терапия»).

Результаты и последствия политического кризиса осени 1993 года.

- Победа сторонников президента Б. Н. Ельцина и либераль­но-демократического государственного устройства.

- Ликвидация системы Советов.

- Принятие новой Конституции России.

- Создание нового законодательного органа власти - Феде­рального Собрания.

- Вступление страны в новый этап своего развития - постсо­ветский.

Причины победы сторонников Президента.

- Использование армии.

- Контроль над средствами массовой информации.

- Поддержка со стороны администрации США.

Высшие органы власти РФ по Конституции 1993 года.

Законодательная власть.

-Парламент - Федеральное Собрание, которое состоит нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты Совета Федерации.

- Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирае­мых всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием на че­тыре года.

- Совет Федерации состоит из 178 членов - по два предста­вителя от каждого субъекта Федерации (главы субъектов и гла­вы законодательных собраний субъектов).

Исполнительная власть.

-Глава государства - Президент, всенародно избираемый на четыре года, но не более двух сроков подряд.

- Правительство - Правительство РФ, глава которого назна­чается Президентом по согласованию с Госдумой.

Судебная власть.

- Представлена районными судами, Верховным судом, Выс­шим Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом.

- За соблюдением законности от имени государства следит Прокуратура РФ.

Непримиримая оппозиция».

- Представлена: 1) Левыми партиями (КПРФ).

2) Национально-патриотическими организациями (Русское Национальное Единство).

3) Депутатами-коммунистами, депутатами-аграриями в Го­сударственной Думе.

4) Руководителями ряда регионов из числа коммунистов -«красный пояс».

- В либеральной прессе представители «непримиримой оп­позиции» получили название «красно-коричневые».

Причины популярности КПРФ.

- Неудовлетворенность части общества экономической по­литикой правительства.

- Приверженность части общества коммунистическим идеа­лам, коммунистическому прошлому.

- Соответствие политической программы коммунистов ин­тересам части населения.

22. Причины угрозы дезинтеграции РФ.

- Следствие процесса распада СССР - «продолжение парада суверенитетов».

- Стремление национально-региональных элит к независи­мости от федерального центра.

- Ослабление центральной власти в условиях становления новой российской государственности.

- Популизм представителей федерального центра в отноше­нии субъектов с целью заручиться поддержкой местных поли­тических элит - заявление Б. Н. Ельцина - брать регионам столько суверенитета, сколько смогут.

- Нежелание региональных властей нести ответственность за непопулярные реформы, проводимые федеральным центром.

ТЕМА 26. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-е ГОДЫ

Наши рекомендации