Расследование и судебное преследование
Роль следственного комитета и прокурора
Процесс реорганизации офиса Генерального прокурора начался в 2012 г. Следственный комитет был
создан на основе значительной части работников этого офиса, а также подразделений
правоохранительных органов, включая службу безопасности, КГБ, и таможенные органы.
В Закон о Генеральном прокуроре, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс были внесены
исправления и дополнения, и был принят новый закон о Следственном комитете. Однако во время
визитов эксперта, он отметил, что не было внесено изменений в Конституцию, в которой статьи 91-92
описывают роль Прокурора шире, чем это предусмотрено сейчас.
Думается, что главной целью изменения является повышение эффективности и профессиональной
честности при проведении уголовных расследований и, в то же самое время, ограничение ранее очень
широкого мандата и власти Генеральной прокуратуры.
Эксперта проинформировали, что новый порядок означает, что Следственный комитет будет выдвигать
обвинения и принимать участие в судебных процессах по уголовным делам, в то время как Прокурор
будет действовать в этой роли в гражданских делах, включая вопросы по жилью и праву на труд, а также
и по уголовным делам с участием несовершеннолетних.
Хотя эксперт обсуждал это изменение с ключевыми лицами, принимающими решения, он не смог
выяснить, как именно это затронет систему правосудия и как будет осуществляться надзорная функция.
20
Было заявлено, что это будет процессом, во время которого может возникнуть необходимость в
некоторых корректировках на основе первоначального опыта.
Статьи в Конституции о роли Прокурора основаны на концепции могущественной «прокуратуры» в
прежнем Советском Союзе – учреждения с широкими надзорными полномочиями за
функционированием фактически всех других учреждений в обществе. Конституция гласит, что
Генеральный прокурор «должен контролировать точное и однородное соблюдение Конституции и
законов судебными органами, министерствами и департаментами, местными органами власти, органами
самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными ассоциациями,
чиновниками и гражданами».
Согласно Конституции, должностное лицо должно быть независимым от органов государственной
власти, но подотчетным Верховному совету и ответственным перед президентом. Назначение будет
осуществляться предложением кандидата президентом и последующим выбором Верховного совета.
Компетенции этого органа разъяснены в специальном законе об офисе прокурора, который констатирует,
что среди прочего, его запросы учреждениям, подконтрольным офису, являются обязательными и
подлежат безоговорочному выполнению. Это включает обязательство предоставлять все виды
информации и документов, которые может запросить прокурор. В то же время, прокурор не обязан
представлять какое-либо объяснение в отношении рассматриваемых вопросов, связанных с существом
дела, или предоставлять файлы для проверки.
Одной из функций, которая, как утверждается, остается за Генеральным прокурором после
реорганизации – это получение жалоб от простых граждан, в том числе на злоупотребления сотрудников
правоохранительных органов, и реагирование на них. Поскольку это совпадает с функцией омбудсмена,
эти два учреждения, как сказано, будут координировать свою работу и делиться информацией с тем,
чтобы избежать взаимного наложения функций или противоречий в процессе работы.
Комментарии
ОВКПЧ, совместно с Коллегией адвокатов, подчеркнул необходимость сильной, независимой и
непредвзятой прокуратуры для обеспечения стандартов по правам человека в отправлении правосудия и
разработал тренинги и справочные материалы в этом отношении. Справочный материал также содержит
руководящие принципы по роли прокуроров, разработанные и принятые Организацией Объединенных
Наций.7
Кроме того, Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), связанная с
Советом Европы, обсудила в общих чертах роль прокурора в его работе по продвижению независимости
системы правосудия.8
Венецианская комиссия констатировала, что опасность в системах типа прокуратура, при отсутствии
прозрачности, заключается в избыточной власти службы судебного преследования, которая становится
четвертой властью (помимо исполнительной, законодательной и судебной). Она представила аргументы
в пользу того, чтобы ограничить службу судебного преследования полномочиями уголовного
преследования.
Кроме того, в области уголовного судопроизводства есть необходимость прояснить, что прокурор не
должен иметь возможности признавать недействительными или контролировать решения судей. В
интересах принципа «равенства сторон» прокурор может действовать только как одна сторона в
процессе. Решения о пересмотре дел должны приниматься судом, в то время как прокурор должен иметь
возможность обжаловать решение суда не в большей мере, чем любая сторона в деле. Окончательное
решение – за судом.
В некоторых европейских странах государственный прокурор имеет некоторые функции помимо
уголовного преследования и защиты общественного интереса в системе уголовного правосудия.
Венецианская Комиссия сочла, что такие полномочия законны только в тех случаях, если соблюдаются
определенные критерии, включая принцип разделения властей, беспристрастности, субсидиарности и
исключительности.
7 Управление Верховного Комиссара по Правам Человека (УВКПЧ), Права человека в отправлении
правосудия: Пособие по правам человека для судей, прокуроров и адвокатов.
8 CDL-AD(2010-040).
21
Другие функции, в соответствии с Парламентской Ассамблеей Совета Европы,9 должны исполняться
другими органами, которые должны быть отдельными, соответственно расположенными и
эффективными.
В своем мнении о законопроекте в отношении службы судебного преследования в Республике Молдова10
Венецианская комиссия прокомментировала полномочия прокурора «возбуждать гражданское судебное
разбирательство с целью обеспечить защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних, пожилых
людей или людей с ограниченными возможностями, а также людей, которые, по своему состоянию
здоровья, не могут совершать процессуальные действия».
Венецианская комиссия нашла, что «с учетом того, что главная задача прокурора состоит в том, чтобы
представлять интерес государства и общий интерес, можно подвергнуть сомнению, является ли прокурор
обязательно самым подходящим человеком для выполнения этой функции».
В других заключениях по той же проблеме, Венецианская комиссия упоминает роль омбудсмена, как
подходящую альтернативу в таких случаях. Она также сослалась на финскую модель канцлера юстиции.
Новая, более ограниченная, роль прокурора в Приднестровье действительно касается вопроса о роли
таких независимых офисов, как офис омбудсмена. Это вопрос сдержек и противовесов в рамках системы,
но также и вопрос ресурсов, необходимых для создания эффективной, независимой защиты прав
человека.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Судебная власть
Изменение роли прокурора и создание Следственного комитета также могли бы оказать влияние на
функционирование судебной власти. При правильном внедрении стало бы ясно, что прокурор не имеет
надзорной или контролирующей роли в отношении функционирования судов.
В своем обмене мнениями с главой Верховного суда, эксперт отметил необходимость уделять основное
внимание защите независимости судебной власти. Это, в свою очередь, потребует определенного уровня
компетентности должностных лиц, работающих в системе.
В судах первой инстанции работает 54 судьи. Семь районных или городских судов рассматривают
полный спектр дел: уголовные, гражданские и административные. Они слушают более 50 000 дел
ежегодно (примерно 20 000 из них – гражданские дела).
В гражданских делах, прежде всего экономических спорах, высшим судебным органом является
арбитражный суд. По другим вопросам последней инстанцией является Верховный суд. Лишь некоторые
из приговоров обжалуются и рассматриваются Верховным судом, и приговоры редко отменяются.
Конституционный суд имеет тот же иерархический уровень, что и Верховный суд. Его роль состоит в
проверке соответствия юридических толкований Конституции.
Особая роль Верховного суда заключается в надзоре за действиями других судов. Он может взять на себя
инициативу по направлению дела в коллегию судей с тем, чтобы обеспечить согласованность и
соответствие при назначении наказания. Он также имеет возможность заслушивать дела как суд первой
инстанции. Его решения являются окончательными и не могут быть обжалованы.
Есть совет старших судей, ответственных за обеспечение соответствия требованиям права и
надлежащую работу судебной власти. Он может увольнять судей за недостаточный профессионализм
или недостойное поведение; есть информация, что имели место три подобных случая за прошедшие три
года. Совет также выбирает новых судей, когда появляются вакансии, после чего президент подписывает
свидетельство о назначении.
Эксперт столкнулся с большим количеством довольно основательных жалоб в отношении
функционирования системы правосудия. Один из видов жалоб касался того, что обвинения во многих
9 Рекомендация 1604(2003)
10 CDL-AD(2008)019
22
случаях были «сфабрикованными»; что судопроизводство использовалось для запугивания людей; что
защитники были пассивны; что люди, имеющие деньги или связи, пользовались преимуществом по
сравнению с простыми людьми; что свидетели меняли свои показания из-за угроз или взяток; и что такие
тенденции вредили процессуальным действиям.
Для постороннего наблюдателя очень трудно оценить основания для таких обвинений, но некоторые
факторы не позволили эксперту проигнорировать их. Они были поразительно частыми и на них
намекнули даже несколько чиновников, занимающих высокий уровень в системе.
Ювенальная юстиция
В Приднестровье не существует отдельной системы для работы с несовершеннолетними; нет
специализированных ювенальных судов или судей прокуроров, адвокатов и полицейских, занимающихся
конкретно только делами несовершеннолетних. Дети, имеющие конфликт с законом, сталкиваются с
теми же процессуальными нормами, что и взрослые, и поэтому процесс может быть долгим.
Когда с ребенком, подозреваемым в том, что совершил преступление, проводят беседу, ему/ей, согласно
Уголовному кодексу, необходимо предоставить бесплатно адвоката. Кроме того, во время беседы с
ребенком моложе 16 лет обязательно должен присутствовать преподаватель. Беседа с подозреваемым
ребенком в возрасте 16-18 лет также может проводиться в присутствии преподавателя.
По малозначительным преступлениям работает так называемая «Комиссия по делам
несовершеннолетних».
Отсутствует учреждение, задачей которого была бы координация усилий по предотвращению и
реагированию на преступления, совершаемые несовершеннолетними. Эта ответственность сегодня
распределена между несколькими органами: помимо правоохранительных органов, работает комиссия по
делам несовершеннолетних и учреждения, отвечающие за социальную защиту, образование, охрану
детства, здравоохранение, занятость и молодежную политику.
Конвенция о правах ребенка, которую де-факто власти обязались соблюдать, считает необходимой вести
гуманную политику по отношению к детям, которые подозреваются или обвиняются в совершении
преступления, или вина которых уже доказана; с ними необходимо обращаться так, чтобы
способствовать их чувству собственного достоинства и самооценки, что укрепляет их уважение к правам
человека и основным свободам других. Более того, с детьми необходимо обращаться с учетом их
детского возраста и с желанием помочь ребенку в реинтеграции с тем, чтобы он выполнял
конструктивную роль в обществе. В целом, в соответствии с международно-правовыми нормами в
области прав человека, целью системы ювенальной юстиции должно быть способствование
реабилитации и социальной реинтеграции ребенка.
Расследование и беседы должны проводиться с учетом возраста ребенка. Родители и учителя должны
иметь возможность помогать ребенку в таких ситуациях. До определенного возраста вообще не должно
возбуждаться никакого дела в отношении ребенка; он должен рассматриваться как лицо, не несущее
юридической ответственности.
Когда начинается судопроизводство, оно должно быть абсолютно справедливым, понятным, кратким и
без каких-либо проволочек. Нужно избегать задержаний, они возможны только как самое последнее
средство и на как можно более короткий период времени.
Обращение со стороны правоохранительных органов и судебной власти в отношении детей, как
свидетелей или жертв, также должно быть заботливым. Комитет ООН по правам ребенка разработал
полезные руководящие принципы по ювенальной юстиции,11 и Руководящие принципы, касающиеся
правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, и подробно
рассматривает вопросы, связанные с участием детей-жертв и свидетелей.12
11 Комитет ООН по правам ребенка, Общий комментарий № 10 (2007), Права детей в ювенальной
юстиции.
12 Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и
свидетелей преступлений, Резолюция ECOSOC 2005/20 от 20 июля 2005, смотрите:
http://www.un.org/en/pseataskforce/docs/guidelines_on_justice_in_matters_involving_child_victims_and.pdf
Пособие UNICEF/UNODC по реализации прав детей можно найти на:
http://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/hb_justice_in_matters_professionals.pdf
23
Юридическая помощь
В Приднестровье не существует никакой общей системы правовой помощи. Однако человек, которого
арестовывает полиция, имеет право получить помощь адвоката, и это право остается за ним на
протяжении всего судопроизводства. Если подозреваемые не могут позволить себе нанять адвоката, им,
согласно закону, должны предложить государственного адвоката из списка, составленного коллегией
адвокатов. Это право ограничивается делами уголовного судопроизводства.
Верховному совету направлен на рассмотрение новый закон о коллегии адвокатов; предложение состоит
в том, чтобы регистрировать частных и государственных адвокатов в рамках одной структуры.
Помилования и амнистии
Комиссию по помилованию возглавляет Генеральный прокурор; в ней состоят еще 12 членов, включая
представителей Верховного суда, Верховного совета и службы безопасности.
Она встречается ежемесячно для рассмотрения заявлений. Дела, связанные с серьезными
преступлениями, такие как убийства и торговля наркотиками, она не рассматривает. Эксперт получил
информацию, что около одной пятой обращений с просьбой о помиловании дошли до Президента; более
чем по 200 обращений было принято решение о помиловании в 2012 году.
Вопросы об амнистии рассматриваются Верховным советом. Новый законопроект об амнистии был
внесен в Верховный совет для обсуждения .
Комментарии
Создание компетентной, некоррумпированной и независимой судебной власти является огромной
проблемой в любой системе. Однако наличие доступа к независимым и беспристрастным судам является
неотъемлемым правом человека.
Конституция Приднестровья гласит, что судьи не могут быть членами политических партий или
принимать участие в политической деятельности. Также важно, чтобы судебная власть избегала тесных
отношений с большим бизнесом или организованными партийными интересами.
Процедуры по приему на работу судей должны быть беспристрастными и основываться на
профессиональных навыках и высоких моральных стандартах. Коррумпированное поведение и другие
злоупотребления доверием должны расследоваться и наказываться путем использования
заслуживающего доверие и отвечающего требованиям права дисциплинарного механизма. Также
необходим разумный размер зарплат, чтобы человек мог противостоять искушениям принятия взяток.
Судья играет важную роль в защите принципа «равенства сторон». Эксперт слышал жалобы на то, что
защита вообще ставится в невыгодное положение по сравнению с обвинением. Такое восприятие
подрывает доверие к системе и чувство справедливости в целом.
Престиж судей в обществе должен, конечно, зависеть, в значительной степени, от их компетентности,
знания законов и прецедентного права, а также знания проблем общества. Повышение квалификации
является одним из способов решения этой проблемы.
Необходима специальная подготовка для судей, занимающихся вопросами ювенальной юстиции.
Организация Объединенных Наций приняла ряд принципов по Независимости судебной власти, которые
были единодушно одобрены Генеральной Ассамблеей в 1995 году. Эти принципы, отражающие
международно принятые взгляды по данному вопросу стран-членов ООН, излагают параметры,
обеспечивающие независимость и беспристрастность судей, условия и срок их пребывания на службе,
свободу слова и собраний и методы оценки их квалификации, отбора и тренингов. ОВКПЧ и
Международная ассоциация адвокатов совместно разработали обширный методический материал по
24
правам человека в отправлении правосудия, который также может быть полезен в проведении тренингов
специалистам в области права, работающим в приднестровском регионе.13
Эксперт полагает, что необходимо провести оценку текущей ситуации в отношении
несовершеннолетних, пребывающих в местах заключения, включая, среди прочего, сроки, их
индивидуальные истории, а также усилия, необходимые для содействия их реинтеграции в общество.
Такое исследование могло бы послужить исходной информацией для анализа преступлений,
совершаемых несовершеннолетними, в целом. Эксперт чувствует, что есть острая необходимость в
разработке превентивных программ и альтернатив институциональному наказанию.