Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Тема СРС | Содержание СРС | Форма контроля | Кол-тво часов | Кол-во баллов |
2 семестр | ||||
Конституционное право России как отрасль права и наука | Подготовка к лекционному занятию Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к зачету Выполнение задания для СРС: Письменно проведите соотношение между отраслью, наукой и дисциплиной конституционного права Используя Конституцию Российской Федерации и другие источники конституционного права, приведите примеры норм-дефиниций, норм-принципов, норм-целей, императивных и диспозитивных норм; материальных и процессуальных норм; управомачивающих, обязывающих и запрещающих норм; \ конкретно-регулятивных и общерегулятивных норм. | Проверка письменного задания | ||
Конституция Российской Федерации | Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к зачету Выполнение задания для СРС: До принятия конституции РФ 1993г. в истории России принимались четыре конституции. Перечислите их дайте письменную краткую характеристику каждой из них, выделив основные особенности и отличия. | Проверка письменного задания | ||
Основы Конституционного строя Российской Федерации | Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к зачету Выполнение задания для СРС: Со ссылками на конкретные статьи Конституции РФ охарактеризуйте форму правления и политический режим Российской Федерации | Проверка письменного задания | ||
Конституционный Статус личности в России | Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к зачету Выполнение задания для СРС: Составьте схему основных элементов конституционно-правового статуса человека в Российской Федерации. | Проверка схемы | ||
Государственное устройство Российской Федерации | Подготовка к лекционному занятию Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к зачету Выполнение задания для СРС: Обладают ли суверенитетом субъекты Российской Федерации? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации? Назовите особенности конституционно- правового статуса республик в составе Российской Федерации. | Устный опрос | ||
Избирательная система России | Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к зачету Выполнение задания для СРС: Письменно объясните в чем отличие между избирательным правом и избирательной системой. Письменно перечислите избираемые органы власти РФ, сославшись на нормативные правовые акты. устанавливающие процедуру избрания. Составить схему последовательности стадий избирательного процесса. | Проверка письменного задания Проверка схемы | ||
Зачет |
Распределение баллов по видам и формам контроля знаний студентов
1 семестр
№ | Формы контроля | Виды работы | Кол-во работ | Максимальный балл за 1 работу | Итого баллов |
ТК | Ведение лекционного конспекта | ||||
ТК | Работа на практических занятиях | ||||
ТК | СРС | ||||
ПА | Зачет | ||||
ВСЕГО |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Программа курса «Конституционное право» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием докладов для научных и научно-методических конференций.
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Конституционное право» являются лекции и семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовке к конкретному занятию тот или иной материал, а также возможность использования технических средств.
На лекционных занятиях студентам рекомендуется внимательно слушать объяснения преподавателя, вести конспект, задавать вопросы для более глубокого усвоения темы, предварительно знакомясь с учебной литературой и нормативным материалом по дисциплине. Необходимо тщательно изучать демонстрируемые преподавателем наглядные материалы, делать зарисовки схем, таблиц, графиков, изображений, воспроизводимых при помощи технических средств обучения.
На семинарских занятиях студенты отвечают на вопросы, указанные в плане проведения соответствующего занятия. Эти вопросы формулируются таким образом, чтобы рассмотреть ключевые положения курса «Конституционное право». Каждый из вопросов следует тщательно продумать, подобрать требуемую литературу и на основании ее детального изучения составить развернутый рассказ. В этом рассказе необходимо дать исчерпывающее изложение содержания учебного вопроса, показать его взаимосвязь с другими частями программы. Студентам целесообразно выразить собственное мнение о состоянии норм конституционного права России в данной сфере, практике их применения, высказать предложения о совершенствовании нормативно-правовых актов и правоприменительной практики. Также на семинарских занятиях студенты обсуждают доклады, рефераты, выполняют тестовые и другие задания. В ходе семинарского занятия может быть проведена деловая игра.
Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя, а также в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и правовой литературы.
При подготовке к семинарским занятиям студенты должны пользоваться:
Конституцией РФ;
федеральными законами;
указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами;
материалами постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Конституционного суда РФ;
материалами судебной практики.
Большое значение для усвоения учебного материала имеют заранее подготовленные студентами доклады, сообщения, которые целесообразно посвящать истории рассматриваемого вопроса, анализу законов, в т.ч. относящихся к другим отраслям права, подготовке к конкретному занятию тот или иной материал, а также возможность использования технических средств.
Для успешного освоения студентами дисциплины «Конституционное право» большое значение имеет самостоятельная работа студентов. Выполнение заданий самостоятельной работы студентов включает в себя, как проработку лекционного материала, так и подготовку к семинарским занятиям по дисциплине и подготовку к рубежному контролю. Также студенты должны выполнять и определенные практические задания. При работе с федеральными законами первоначально необходимо внимательно проанализировать суть задания самостоятельной работы. Если предлагается работать с конкретным или конкретными федеральными законами, то необходимо выполнять задание строго на основании данного федерального закона. Если предоставляется возможность самостоятельно выбрать федеральный закон для выполнения заданий самостоятельной работы студентов, то возможно выбрать любой ныне действующий федеральный закон. Чтобы работать с актуальной редакцией законов, их необходимо искать в справочно-правовых системах «Гарант» или «КонсультантПлюс».
Если при выполнении заданий самостоятельной работы необходимо сравнить тот или иной материал из различных источников (например, определение предмета правового регулирования конституционного права различных авторов), то необходимо изучить материал из учебной и научной литературы, которая имеется в фонде библиотеки филиала, электронных библиотечных системах и справочно-правовых системах.
При подборке примеров нормативно-правовых актов необходимо проанализировать базу нормативно-правовых актов по изучаемой теме из справочно-правовых систем и выписать те из них, которые, по мнению студенту, соответствуют существу задания.
При составлении проекта нормативно-правового акта необходимо ознакомиться с образцами нормативно-правовых актов, которые ему необходимо составить. Образцы нормативно-правовых актов находятся в справочно-правовых системах «Гарант» и «КонсультантПлюс». После подробного изучения существующего нормативно-правового акта необходимо составить аналогичный правовой акт, но с другим содержанием.
При анализе постановлений судов необходимо проанализировать судебные решения судов различных инстанций (исходя из сути задания). Если сутью задания является анализ постановлений высших судов (Конституционного Суда и Верховного Суда), то необходимо проанализировать постановления именно этих судов по предложенному вопросу. Если сутью задания является анализ постановлений других судов судебной системы Российской Федерации, то задание выполняется строго по информации о судебной практике данных судов.
При подготовке письменных консультаций или заключений необходимо проанализировать весь массив нормативно-правовых актов из той области, по которой необходимо выполнить задание. После этого необходимо в письменной форме дать ответ на установленный вопрос.
Для того, чтобы подготовить перечень документов, сначала необходимо ознакомиться со всеми нормативно-правовыми актами, которые регулируют ту сферу общественных отношений, по которой выполняется задание самостоятельной работы. После подробного изучения нормативно-правовой базы по указанному вопросу нужно составить перечень документов в этой области. Например, составить перечень документов, которые подаются лицом вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Для того, чтобы составить схему по предложенной теме, необходимо проанализировать весь массив нормативно-правовых актов по теме, а также учебную и научную литературу. После досконального изучения нормативного и учебного материала студенту предстоит логично выстроить полученный им материал и расположить его письменно в логически правильной последовательности.
Для того, чтобы составить таблицу по предложенной теме, студенту необходимо проанализировать весь массив нормативно-правовых актов по теме, а также учебную и научную литературу. После досконального изучения нормативного и учебного материала студенту предстоит логично выстроить полученный им материал и расположить его в таблице, путем выделения общих и различных признаков в логически правильной последовательности.
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.