Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

-по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей,

-по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов,

-по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Действует на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

· осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка,

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

· регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека, отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации

· устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

· информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

· организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

· пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности,

· применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушений обязательных требований.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет следующие полномочия:

· осуществляет государственный контроль за обращением медицинскихизделий,

· осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок,

· осуществляет федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств

· осуществляет контроль за деятельностью медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами

· осуществляет контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий;

· проводит мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

· проводит мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрацию побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

· выдает разрешение для получения лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;

· выдает разрешение на ввоз в Российскую Федерацию медицинских изделий в целях их государственной регистрации;

· осуществляет государственную регистрацию медицинских изделий;

· осуществляет в установленном порядке проверку деятельности медицинских и аптечных организаций, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

-организовывать проведение необходимых проверок, исследований, испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности;

-запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

-давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

-осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

-привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу задач и функций.Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения Российской Федерации.


Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет, в том числе, государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов;

Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

· определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

· государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

· социально-гигиенический мониторинг;

· установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;

· введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

· введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

· подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;

· контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

Режим военного положения

Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением, предусмотренным ФКЗ от 30 января 2002 г. "О военном положении". В этом законе военное положениеопределяется как особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Основания введения военного положения— агрессия против РФ или ее непосредственная угроза,а цель— создание условий для ее отражения или предотвращения.

Режим военного положения включает в себя комплексэкономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

В условиях военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также деятельность организаций независимо от организационных форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Введение военного положения предполагает применение Вооруженных Сил РФ для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Его обеспечение становится важнейшим направлением деятельности органов государственной власти. Возрастает также роль органов военного управления в данной области.

Режим военного положения органы государственной власти и военного управления обеспечивают путем применения мер, предусмотренных ФКЗ РФ "О военном положении".

Эти меры дифференцируются в нем применительно к территориям, на которых:

а) введено военное положение;

б) оно не введено;

в) ведутся боевые действия.

На территории, на которойоно введено, могут быть существенно ограничены:

· личные права и свободы граждан: на передвижение, время пребывания в общественных местах, расширение основания для личного досмотра и т. д.;

· политические права и свободы граждан: запрещение публичных акций, в том числе проведение забастовок, приостановление деятельности общественных, религиозных объединений, если она подрывает в условиях военного положения оборону и безопасность РФ и т. д.;

· имущественные права граждан:у них может изыматься имущество, необходимое для нужд обороны с последующей выплатой государством его стоимости.

На граждан и организации могут быть возложены дополнительные обязанности в виде их привлечения к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия и др., введения особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование коммуникаций (транспорта, связи, энергетики) и др.

На территории, на которой введено военное положение, могут создаваться на военное время специальные формирования с целью осуществления мер по организации производства (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Как на территории, на которой введено военное положение, так и на других территориях в период военного положения могут применяться меры, связанные с введением ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, режим трудовой деятельности т. д.

На территории, на которой ведутся военные действия, применение мер, предусмотренных для территорий, на которых введено военное положение, может быть возложено на органы военного управления.

В указанном законе определены полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период его действия с учетом их места в системе государственной власти, содержания деятельности и компетенции.

Президент РФ:

· руководит организацией обеспечения режима военного положения;

· обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях его обеспечения;

· контролирует применение мер по его обеспечению;

· определяет меры по его обеспечению, применяемые органами исполнительной власти и органами военного управления;

· определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;

· определяет порядок прохождения военной службы в этот период и т. д.

Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам обеспечения режима военного положения, а Государственная Дума принимает федеральные законы по этим вопросам и т. д.

Правительство РФ:

· руководит в пределах своей компетенции деятельностью органов исполнительной власти и организаций по обеспечению военного положения;

· организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

· организует работу по обеспечению потребностей государства материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами, организует разработку военно-хозяйственного плана и т. д.

Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия, во-первых, за пределами специальных мер, подлежащих применению на территориях, на которых введено военное положение:

· организуют производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

· организуют снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинское обслуживание;

· регулируют деятельность организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства и т. д.;

во-вторых, полномочия по реализации мер, которые могут применяться на территории, на которой введено военное положение. Однако полномочия данной группы указанные органы могут осуществлять лишь на основании указов Президента РФ. К ним, в частности, относятся:

· полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

· организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения;

· изъятие в соответствии с федеральным законом транспортных средств и другого имущества у организаций и граждан; установление ограничения движения транспортных средств и порядка их осмотра и т. д.

Аналогичные полномочия на подведомственной территории осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закон содержит специальные нормы, определяющие особенности правового положения в этот период как граждан, так и организаций:

Гражданепользуются всеми правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральными законами. В частности, они обязаны:

· выполнять нормативные правовые акты РФ по вопросам военного положения, а также требования обеспечивающих его режим органов и должностных лиц;

· являться по вызову в эти органы, а также в военные комиссариаты административно-територи-альных образований, на территории которых граждане проживают;

· участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия;

· предоставлять в соответствии с федеральным законом имущество для нужд обороны.

Права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены в той мере, в которой это необходимо для обеспечения обороны и безопасности РФ. На территории, на которой действует военное положение, они обязаны выполнять требования органов исполнительной власти и военного управления, обеспечивающих его режим.

Организации в период действия военного положения обязаны:

· предоставлять для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой стоимости этого имущества;

· выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Меры обеспечения военного положения и, в частности, различного рода ограничения должны применяться уполномоченными органами и должностными лицами в строгом соответствии с устанавливающими их законами и другими нормативными правовыми актами.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно правоохранительных и военных органов.

Наши рекомендации