Утрата силы правовыми актами управления

Основания утраты правовыми актами управления могут быть разделены на 2 группы:

1. Правомерными актами управления

2. Неправомерными актами управления, т. е. связанными с невыполнением предъявляемых к ним требований законности.

К основаниям утраты силы правомерными правовыми актами управления относятся: их исполнение; истечение срока действия; отмена акта принявшим его субъектом в порядке реализации своей компетенции; например, при целесообразности прекращения его действия либо замены новым; противоречие вновь принятому нормативному правовому акту большей юридической силы; признание действия акта нецелесообразным в связи с изменившимися социально - экономическими и другими условиями (устарелость акта); прекращение существования адресата акта либо изменение его правового положения.

Неправомерные правовые акты управлениямогут утратить силу в связис несоблюдением общих и специальных условий их законности. Это издание акта не уполномоченным субъектом либо с превышением компетенции; с нарушением порядка издания и формы акта; его несоответствие Конституции РФ, законодательным и иным актам РФ, имеющим большую юридическую силу; пропуск срока издания и т. д.; правовые акты управления субъекта РФ также – при несоблюдении его Конституции (устава), закона, иного правового акта большей юридической силы

Правовой акт управления при наличии соответствующих оснований утрачивает силу в результате:

а) отмены акта(по общему правилу, в административном порядке). Отменять могут лишь государственные органы, уполномоченные на то законом или иными нормативными правовыми актами:

· Президент РФ – акты Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;

· Правительство РФ – акты федеральных органов исполнительной власти и образуемых им и подчиненных ему других государственных органов;

· Федеральные министерства – решения подведомственных им федеральных служб, федеральных агентств;

· Высшее должностное лицо субъекта – акты его высшего органа исполнительной власти и иных органов исполнительной власти субъекта;

· Высший орган исполнительной власти субъекта РФ – акты подчиненных ему органов исполнительной власти;

· Суды общей юрисдикции – в соответствии с их подсудностью вправе отменять индивидуальные акты Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, должностных лиц, а также постановления по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных КоАП РФ.

б) признания КС РФ неконституционными нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ;

в) признания судами общей юрисдикции в соответствии с их подсудностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти, должностных лицнедействующими;

г) признания арбитражным судом ненормативного акта недействительным,а также в случае принятия им решения о признании решения административного органа о привлечении к административной ответственности незаконными его отменеполностью или в части либо об изменении решения.

Признание акта неконституционным, недействующим, недействительным влечет за собой утрату им юридической силы. Они могут быть отмененыв административном порядке в соответствии с компетенцией государственных органов, должностных лиц.


Приостановление действия правового акта управления.

Оно означает прекращение юридической силы правового акта до ее подтверждения либо отмены этого акта уполномоченным органом. До этого правовой акт не подлежит исполнению и применению, а последствия, наступившие в связи с его приостановлением либо отменой, могут быть предусмотрены различными правовыми актами.

Органы, имеющие право приостанавливать те или иные акты, а иногда и конкретные случаи, когда они могут быть приостановлены, определяются нормативными правовыми актами.Причем иногда орган приостанавливает акт в установленных законом случаях лишь потому, что он не вправе его отменить,в других – когда может возникнуть сомнение в его законности или целесообразности либо обоснованности.

В настоящее время согласно Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

ФКЗ «О Правительстве РФ» предусмотрено его право не только отменять, но и приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти без указания оснований его использования

Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие таможенного органа или должностного лица, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы.

Приостановление возможно при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение, действие не соответствует законодательству РФ, а также в случае, если не приостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер.

Наши рекомендации