Государственный орган – часть государственного аппарата
· созданная государством и предназначенная для осуществления его функции;
· обладающая юридически властными полномочиями;
· наделенная определенной компетенцией;
· выступающая от имени государства;
· имеющая территориальный масштаб деятельности;
· состоящая из структурных подразделений, и т. д.
Государственный орган – это образование, сформированное в порядке, установленном законом для осуществления функций государства и наделенное в этих целях государственно-властными полномочиями.
Орган Исполнительной Власти как ветвь государственной власти – учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.
ОИВ является учреждением, обособленным:
ü организационно.Он является самостоятельным, обособленным, единым субъектом права; не входит в состав какой-либо организации; не считается её структурным подразделением.
ü функционально. Главное назначение – исполнение законов и иных НПА, состоящее в организующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общественной жизни в соответствии с установленными для него функциями и компетенцией.
ü юридически- самостоятельный субъект права, имеющий самостоятельный административно-правовой статус.
Особенность его юридически властных полномочий:
· они имеют целевой характер, так как предоставляются ему для осуществления возложенных на него задач и функций;
· в качестве своих элементов включают:
1. право принимать управленческие решении в форме подзаконных правовых, и прежде всего общеобязательных, нормативных актов. Его нормативные правовые акты относятся к источникам российского права, а действие может распространяться на персонально не определенный круг лиц территории, в границах которой действуй данный орган;
2. право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием различных правомерных актов, форм и методов;
3. право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение, в частности, его решений, либо в необходимых случаях ставить вопросы о его применении компетентными органами.
По своему функциональному назначению и содержанию деятельности органы исполнительной власти относятся к исполнительным государственным органам.
Однако не всякий государственный исполнительный орган признается органом исполнительной власти: структура (перечень) федеральных органов исполнительной власти устанавливается лишь указами Президента РФ, а субъектов РФ — правовыми актами каждого субъекта с соблюдением федерального законодательства.
В ФЗ от 27 мая 2003 г «О системегосударственной службы РФ»:
· федеральные государственные органы, а том ФОГВ, иные ФГО;
· государственные органы субъектов РФ,в томчисле их ОГВ, иные ГО
Орган исполнительной власти — всегда исполнительный орган (орган государственного управления), в то время как не всякий государственный исполнительный орган (орган государственного управления) признается органом исполнительной власти.
В соответствии с нормативными правовыми актами к «иным» государственным органам, в частности, осуществляющим исполнительную деятельность, относятся различныепо своим формам и административно-правовому положению органы.
Органы исполнительной власти отличаются:
1) по своему функциональному назначению от органов других ветвей государственной власти - законодательных (представительных) — организующим характером своей деятельности, направленной на исполнение законов;
2) по своей природе — от органов исполнительной власти местного самоуправления тем, что последние не являются государственными образованиями и не входят в систему государственных органов;
3) от государственных предприятий, учреждений и организаций по содержанию (характеру) основной деятельности, кот как таковые не являются государственными органами
Законом РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъекта функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ
Взаимодействие органов исполнительной властис представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.).
Члены Правительства РФ могут присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
В свою очередь, члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.
Основой административно-правового положения органа исполнительной власти является его административная правосубъектность.
Административная правоспособность органа исполнительной власти — это предусмотренные нормами административного права его права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти
Общая административная правосубъектность этих органов - их юридическая возможность участвовать в осуществлении государственно-управленческой деятельности.
Правосубъектность конкретных видов или отдельных органов исполнительной власти, обусловленная их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями и полномочиями, связанными с такой деятельностью.
Компетенция - система полномочий органа исполнительной власти, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций в сфере исполнительной власти. Содержание компетенции составляют полномочия, позволяющие органу исполнительной власти принимать правовые акты и совершать иные юридически властные действия, в том числе применять в установленных случаях административное принуждение.
Реализация административной правоспособности не предполагает совершения во всех случаях юридически властных действий.
Органы исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность лишь в пределах предоставленной им правоспособности, онаявляется специальной, но ее объем для разных органов неодинаков. Каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему правоспособности (по распространенному термину — компетенции), в установленном порядке и в определенных формах, хотя бы на этот счет и не было специальных оговорок в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
Административная дееспособность органа исполнительной власти— понятие, также не определенное в нормативных правовых актах - способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права, принимать на себя и исполнять обязанности административно-правового характера в процессе его участия в государственно-управленческой деятельности; предполагает также ответственность ее носителя за свои действия.
От имени органа исполнительной власти его административная правосубъектностьреализуется непосредственно самими коллегиальными органами, уполномоченными должностными лицами.