Орган государства - структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата управления, обеспечивающего посредством правовых предписаний осуществление общесоциальных функций.

Выделяют следующие основные элементы государства: народ, территория, публичная власть.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Признаками государства являются:

Государственный суверенитет; 2) Государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. осуществление публичной власти в территориальных пределах; 3) Государство имеет устойчивую юридическую связь с населением в виде гражданства или подданства; 4) Только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (правовые нормы); 5) Только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения; 6) наличие механизма государства, посредством которого осуществляется государственная власть.

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства по сути своей объективны. Функции государства и их содержание обусловлены сущностью государства, его природой, а также целями и задачами государства.

По времени действия функции подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящим перед ним внутренних задач. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. В соответствии с основными сферами деятельности внутренние постоянные функции государства подразделяются на экономическую, социальную, идеологическую, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную). К внутренним временным функциям относятся подавление антиконституционных выступлений, ликвидация крупных экологических и иных катастроф.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Выделяют следующие постоянные внешние функции государства – обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности. К временным внешним функциям относятся: ведение войн, оказание помощи странам, находящимся в бедственном положении.

  1. Понятие и элементы формы государства

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Форма государства содержит три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Понятие «форма правления» или «форма государственного правления» отвечает на вопрос, кто правит в государстве, т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования, по составу, по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия. С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность. Выделяют также смешанные (полупрезидентские) республики

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи.

Политический режим – это совокупность методов и средств осуществления государственной власти.Все многообразие политических режимов сводится к двум разновидностям: демократические и недемократические (деспотические, тиранические, авторитарные, тоталитарные) политические режимы.

  1. Понятие аппарата (механизма) государства, виды органов государства

Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, выполняющих функции государства.

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, реализация которых обеспечивается государством.

Важнейшими свойствами (признаками) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений, являются:

Нормативность. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели.

Правомерное поведение - это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.

Основные признаки правомерного поведения:

1) правомерным признается поведение, соответствующее требованиям правовых норм или не противоречащее им. В этом проявляется внешняя объективная сторона правомерного поведения.

2) правомерное поведение может признаваться таковым и влечь за собой ожидаемые юридические последствия только в том случае, если оно совершается осознанно дееспособным лицом. Это условие лежит в основе определения субъективной стороны правомерного поведения.

3) правомерное поведение поддерживается, стимулируется, охраняется компетентными государственными органами путем использования соответствующих юридических средств.

Правомерное поведение может классифицироваться по мотивам, побуждающим субъекта поступать правомерно.

1) Социально-активное поведение. Оно основано на глубокой убежденности в необходимости и целесообразности следования правовым предписаниям. Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты: а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение б) активность в государственно организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации; в) активность в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур; г) самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время выборов и референдумов; инициативные предложения по политико-правовым вопросам, направляемые в государственные органы и средства массовой информации; самостоятельное противодействие нарушениям законности и общественной морали и т.п.).

2. Привычное поведение. Это правомерное поведение, лишенное каких-либо особых идеологических, нравственных или иных оснований, кроме привычки поступать в соответствии с требованиями социальных норм, в данном случае - правовых. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки нести себя так, а не иначе.

3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.). Конформистское поведение основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой - к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям. Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности.

4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное, т.е. пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы — угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.

  1. Понятие, структура и содержание правоотношений.

Правовые отношения - юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Основные признаки, черты правоотношений:

  • правоотношения возникают на основе правовых норм или принципов при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов). В них общие правовые положения (предписания) конкретизируются применительно к фактическим обстоятельствам;
  • правоотношение представляет собой общественно значимую связь конкретных лиц (субъектов, сторон правоотношения). Если не удается определить конкретных участников соответствующего отношения, его нельзя признать правоотношением;
  • если в правовых нормах заключена государственная воля, то в правоотношении происходит в той или иной мере сочетание, взаимодействие воли государства (определенного его органа) и воли участников (сторон) правоотношения;
  • правоотношение характеризуется наличием у его сторон взаимных субъективных, т.е. персонально принадлежащих и четко определенных юридических прав и обязанностей. Это значит, что субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой и наоборот;
  • осуществление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения происходит, как правило, инициативно и добровольно, но при необходимости гарантируется государственным воздействием вплоть применения принудительных мер защиты и юридической ответственности;
  • правоотношения имеют свою особую структуру, под которой понимается совокупность составляющих ее обязательных элементов.

К этим элементам относятся:

  • субъекты правоотношения;
  • субъективные права и обязанности сторон правоотношения;
  • объекты правоотношения;
  • фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения.

В юридической литературе в качестве содержания правоотношения нередко называются субъективные права и обязанности его участников. Различают юридическое и фактическое содержание правоотношения. Под юридическим содержанием понимаются возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действии обязанного лица. т.е. субъективные права и обязанности. В качестве фактического содержания рассматриваются сами эти действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон

Под правовой системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации определенного общества.

Правовая система объединяет государства, связанные формально-правовой общностью источников и систем права, понятийно-правового аппарата и соответствующих правовых доктрин.

Рене Давид объединял государства в правовые системы (семьи), принимая во внимание следующие объединяющие факторы: идеологию, включающая религию, философию, экономические и социальные структуры и юридическую технику, с источником права на первом месте. Он выделял англосаксонскую, романо-германскую, социалистическую правовые системыи примыкающуюкним примыкает четвертую, получившую название «религиозные и традиционные системы».

В англосаксонскую правовую семью входят правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии и т.д. В государствах англосаксонской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент. Другим источником права являются статуты, т.е. законы, принимаемые высшими законодательными органами. Наряду со статутами источниками права являются акты делегированного законодательства органов исполнительной власти, а также нормативные акты местных органов государственной власти. Значение источников права сохраняют также правовые обычаи. В целом для данной правовой семьи характерна значительная роль высших судебных инстанций.

Романо-германская правовая семья сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и т.д.) в результате рецепции римского права. Основным источником права в этих странах является нормативный правовой акт. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой обладает Конституция. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи. Романо-германская правовая семья характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на частное и публичное, а также на отдельные отрасли и институты.

Социалистическую правовую семью составляли правовые системы социалистических государств. При значительном сходстве с романо-германским правом правовые системы социалистических стран имели существенные особенности, которые были обусловлены идеологическими предпосылками.

Религиозные и традиционные системы охватывают правовые системы многих стран Азии, Африки. Самой крупной из религиозных правовых систем является мусульманское права, которое возникло как часть шариата – системы предписаний верующим в Аллаха. Источниками мусульманского права являются собрания религиозных (исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил, сформулированных пророками, богословами и содержащихся в особых книгах и решениях богословов – Коране, Суннах, Иджме, Киясе. Наряду с этими источниками права в современных исламских странах используются и «вторичные» источники – нормативные правовые акты, правовые обычаи.

Юридическая ответственность – особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.

Признакиюридической ответственности:

1) Это субъективная, т.е. личная обязанность конкретного лица отвечать за содеянное.

2) Юридическим фактом, обуславливающим превращение статутной ответственности в субъективную является правонарушение.

3) Юридическая ответственность как особая юридическая обязанность заключается в необходимости претерпеть карающие правонарушителя правовые санкции. Т.е. это особая дополнительная обязанность претерпеть наказание за противоправные действия.

4) Меры юридической ответственности предполагают доказанность вины правонарушителя ( в отличие от мер защиты, профилактики и т.д.)

5) Юридическая ответственность предполагает государственное и общественное осуждение правонарушителей за посягательства на защищаемые правом общественные отношения.

6) Меры юридической ответственности, будучи средством принудительного воздействия, одновременно выполняют превентивную роль.

Принципы юридической ответственности:

1) Принцип законности. Т.е. ответственность наступает только на основании правовой нормы и в случае совершения противоправного виновного деяния.

2) Принцип обоснованности привлечения к ответственности и ее реализации.

3) Принцип справедливости юридической ответственности.

4) Неотвратимость наказания за правонарушение.

5) Принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же правонарушение.

6) Принцип целесообразности. Лицо, признанное виновным в совершении правонарушения, может быть по предусмотренным в законе основаниям освобождено от ответственности или наказания.

7) Принцип своевременности реализации ответственности.

8) Принцип обеспечения права на защиту лица, привлеченного к ответственности.

Право на защиту – комплекс предусмотренных законодательством правомочий лица, привлеченного к ответственности, дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела, отстаивать свои права и законные интересы.

С правом на защиту связана презумпция невиновности (согласно которой каждый субъект права, привлекаемый к ответственности, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (вступившим в законную силу приговором или решением суда).

Юридическая ответственность может быть классифицирована по следующим основаниям.

В зависимости от принадлежности к определенной отрасли права: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная ответственность работников за вред, причиненный нанимателю.

Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасли права – это совокупность взаимосвязанных, объективно обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием.

В отрасли права как правило выделяют общую и особенную части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются. В отраслях права обычно выделяют основные институты, в которых закрепляются общеотраслевые принципы, содержание правового регулирования. Отрасли права формируется из менее крупных групп норм: подотраслей и институтов.

Правовой институт – это входящая в отрасль (подотрасль) права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

Все разновидности общественных отношений находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Такие связи близких отраслей права проявляются в существовании смежных или комплексных правовых институтов. Это такие институты которые объединяют в своем составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие однородные отношения.

Критериями выделения отраслей права выступают предмет и метод правового регулирования.

Отмене.

Принципы нормотворчества — это основные начала осуществления правотворческой

деятельности. Принципы правотворчества определены в ст. 7 Закона РБ «О нормативных

правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся следующие принципы:

  • конституционности;
  • соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам

Главы государства и вышестоящих государственных органов;

  • приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;
  • научности.

Также к принципам правотворчества следует отнести принцип демократизма, принцип гласности,

принцип законности.

В теории права выделяют три вида правотворчества в зависимости от субъектов,

осуществляющих правотворческую деятельность: 1) правотворчество компетентных

государственных органов; 2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум);

Органов.

В зависимости от юридической силы актов правотворчества выделяют: законотворчество,

разработка подзаконных актов внешнего регулирования, разработка подзаконных актов внутреннего

регулирования.

В зависимости от содержания правотворчества выделяют: принятие новых нормативных

правовых актов, изменение и дополнение действующих нормативных правовых актов, отмена

нормативных правовых актов.

Стадии нормотворческого процесса определены в ст. 39 Закона РБ «О нормативных

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Элементами нормы права являются: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. При этом между нормой и статьей нет прямого соответствия. Соотношение нормы права и статьи закона разнообразно. Различают следующие варианты изложения трехэлементных правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Статья закона содержит одну норму, включающую все элементы. Такая конструкция встречается достаточно редко.

2. Статья нормативного правового акта состоит из двух или более правовых норм.

3. Норма права содержится в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах.

4. В некоторых случаях в статьях нормативного правового акта гипотеза или диспозиция могут пропускаться, так как они легко домысливаются исходя из содержания других элементов нормы.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно, во взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному закону, а к другому порядку правового регулирования – правилам международного договора, правилам совершения какого-либо вида деятельности.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, в которых выражается отношений индивидов, социальный групп, общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание является одной из форм общественного сознания.

Правосознание имеет свой особый предмет отражения (реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, правовые явления и т.д.) и объект воздействия (процесс формирования права).

Правосознание предполагает:

  • Осмысление права;
  • Оценку права;
  • Осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
  • Осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
  • Восприятие процесса и результатов реализации права;
  • Соотнесение правовых ценностей с иными.

В структуру правосознания входит правовая идеология и правовая психология (+ правовая мораль).

Виды правосознания:

1. Обыденное правосознание.

2. Научное (теоретическое) правосознание.

3. Профессиональное правосознание.

4. Общественное правосознание.

5. Индивидуальное правосознание.

6.Групповое правосознание.

Конституция РБ – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (ст. 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию предусмотрен в ст.ст. 138-140 Конституции. В ст. 104 Конституции РБ выделяются программные законы. Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. Такими вопросами в соответствии с Конституцией являются основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военная доктрина Республики Беларусь.

Обыкновенные законыделятся накодифицированные и текущие законы.

Систематизация нормативных правовых актов – целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.

Различают следующие основные виды систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация - такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, делаются соответствующие отметки и др.

Инкорпорацию осуществляют государственные органы, негосударственные организации, отдельные лица. В зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную. Выделяется и официозная инкорпорация. Она осуществляется не правотворческими, а по их поручению иными компетентными органами, которые и являются ответственными за полноту и качество систематизации. Сборники в этих случаях издаются без официального их утверждения правотворческим органом. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции, национальный центр правовой информации.

Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе.

Такого рода сборники издаются без специальных полномочий официальных правотворческих органов, поэтому на них нельзя официально ссылаться.

Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

Данный вид систематизации является одновременно разновидностью и правотворчества.

Наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила.

Кодекс - это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.

Устав - кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие порядок деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, объединений в определенной сфере.

Положение - нормативный правовой акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т.е. определяющий статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права.

Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности, конкретизирующий нормы более общего характера.

Кодификация может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.

Кодификация может быть общей, отраслевой и специальной.

Консолидация. В процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. В этом проявляется ее сходство с кодификацией.

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.

По способам, приемам толкование правовых норм принято подразделять на грамматическое, систематическое, историко-политическое.

Следующим видом толкования является толкование норм права по объему. Толкование по объему может быть буквальным, распространительным и ограничительным.

В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и соответственно юридической силы результатов толкования оно подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла юридической нормы, исходящее от уполномоченных на то органов и являющееся обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.

Толкование этого рода в свою очередь подразделяется на аутентическое и делегированное (легальное). Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы, исходящее от того органа, который сам издал данную норму. Результат такого толкования обычно (хотя есть и исключения) облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.

Делегированное (легальное) толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.

В зависимости от того, к какому кругу вопросов относится разъяснение, распространяется оно на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается разрешения лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование - это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.

Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая корма. В этом смысле оно не должно иметь самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением самой толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.

Казуальным толкованием называется официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемо

Наши рекомендации