В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
Принципы построения и функционирования системы государственной службы:
1. Федерализм (правовое регулирование и организация федеральной государственной службы – в ведении РФ, правовое регулирование государственной службы субъектов – в совместном ведении, а организация государственной службы субъектов РФ – в ведении субъектов РФ)
2. Законность (строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов)
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина
4. Равный доступ граждан к государственной службе
5. Единство правовых и организационных основ государственной службы
6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы
7. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих
8. Профессионализм и компетентность государственных служащих
9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательствав их профессиональную судебную деятельность
Систему правовых актов, имеющих то или иное отношение к регулированию государственной службы, образуют две их группы:
а) акты, регулирующие служебную деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов
К ним относятся должности, устанавливаемые соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.
Они замещаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, федеральными министрами, руководителями других федеральных государственных органов, высшими должностными лицами субъектов РФ и др.
Характер и особенности служебной деятельности этой категории лиц вытекают из правовых актов, устанавливающих их правовое положение, не относящихся к специальным нормативным правовым актам о государственной службе;
б) специальные нормативные правовые акты о государственной службе; законы РФ и ее субъектов, иные нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения, связанные со служебной деятельностью лиц, занимающих должности видов государственной службы.
Акты этой группы не распространяются на лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов, т. е. обозначенные в п. «а».
• Специальным правовым актом о государственной службе, имеющим общее значение, является ФЗ 2003 г. «О системе государственной службы РФ», определяющий правовые и организационные основы, в том числе систему управления этой службы.
• Прямое отношение к правовому положению лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы, имеет ФЗ 2008 г. «О противодействии коррупции».
• На определенных служащих военной службы и иных видов службы распространяются ограничения, запреты и обязанности государственных служащих, связанные с прохождением ими службы, установленные также ФЗ 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ». Например, на сотрудников органов внутренних дел, органов прокуратуры, таможенных органов, на судебных приставов, военнослужащих. Исключения составляют ограничения, запреты и обязанности, препятствующие исполнению соответствующими служащими обязанностей по оперативно - розыскной деятельности, а военнослужащим, кроме того, по обеспечению безопасности РФ. Установление таких исключений и определение служащих, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
Первым актом, устанавливающим основы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих, был ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы РФ»:
• этим законом регламентировался широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и др.
• В нем содержались нормы, обеспечивающие единство основ правого регулирования государственной службы в целом, в том числе государственной службы субъектов РФ, в законодательстве которых воспроизводились фактически все его нормы. Последнее обстоятельство вовсе не препятствовало субъектам РФ учету в своем законодательстве особенностей в их государственной службе.
Принятие данного ФЗ не исключало:
• понимание того, что он еще несовершенен в концептуальном отношении и не охватывает регулированием весьма важных вопросов государственной службы в РФ;
• понимание необходимости, в частности, повышения эффективности правового обеспечения и организации государственной службы.
+ Вне поля данного ФЗ оказалась в основном военная и иные виды службы.
→ Обоснованной реакцией на эту ситуацию является принятие ФЗ 2003 г. «О системе государственной службы РФ», ему отводится место базового в формируемом законодательстве об отдельных видах государственной службы.
Как известно, пока военная служба регулируется ФЗ 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ 1993 г. «О статусе военнослужащих».
Государственные служащие – граждане РФ, имеющие специальный административно-правовой статус субъекта государственной службы.
Нормы ФЗ о гражданской службе, определяющие статус гражданских служащих, с некоторыми исключениями, распространяются на статус служащих военной и правоохранительной службы.
Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов РФ к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать конституции и уставы, которые:
а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного субъекта РФ.
б) относят государственную службу субъекта РФ к его ведению.
в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждения его наград и почетных званий и иных мер поощрения.