Предмет административного права.

Предмет административного права – система ограниченно взаимосвязанных по своей природе, но все же специфических отношений, возникающих в процессе позитивной управленческой и юрисдикционной деятельности органов и их должностных лиц.

Особенность предмета: круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права.

Базовые общественные отношения, составляющие предмет АП - организационные отношения,возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления (управленческие отношения).

Но не всякое общественное отношение в сфере государственного управления является управленческим, регулируемым АП.

Признаки управленческих отношений:

1. Основания возникновения: организация и осуществление государственного управления. Все другие признаки от него производны.

2. Юридическая зависимость одной стороны от другой, неравенство участников — властные отношения – одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой.

3. Управленческие отношения - вид организационных отношений. Они возникают в связи с осуществлением функций управления. Не являются управленческими отношения, в которых субъект управления наделен публичными полномочиями, не связанными с осуществлением управленческих функций и задач.

4. Могут возникать по поводу имущества

Но не приобретают эквивалентно-возмездный характер, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке.

Объектом управленческих отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, не может быть оказание государственных услуг властного характера.

5. Характер конкретных управленческих отношений зависит от многих факторов, в том числе: от целей деятельности субъектов, способов достижения целей.

6. По сфере возникновения выделяют такие виды управленческих отношений:

1. внутренние - управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления

2. внешние — отношения органов государственного управления с их объектами управления

- множественность видов субъектов внешних управленческих отношений, различных по своей природе, назначению, правовому положению à множественность вариантов управленческих отношений между их субъектами

1. Органы государственного управления c:

а) физическими лицами, прежде всего гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства

б) государственными и негосударственными организациями различных видов и форм собственности

в) органами управления между собой как по вертикали, так и по горизонтали

г) управомоченными государственными органами и государственными внебюджетными фондами

г) государственными служащими

д) исполнительными органами муниципальных образований

е) муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями

ж) муниципальными служащими

2. Государственных служащих между собой данного органа, других органов и муниципальными служащими

3. Отношения, возникающие в системе местного самоуправления

- регулируется ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации Местного Самоуправления в РФ»

- отношения органов местного самоуправления с:

а) физическими лицами

б) муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями

в) муниципальными служащими

г) региональными органами

+ между муниципальными служащими.

Сфера отношений в системе местного самоуправления включает лишь внешние отношения исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц с ФЛ, муниципальными предприятиями и учреждениями и т.д.

Самоорганизация системы местного самоуправления находится вне сферы АП, она регулируется муниципальным правом.

4. Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их должностными лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физическими лицами и их организациями.

Назначение предоставление таких полномочий: обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Предмет АП – прежде всего, общественные отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса.

Также к предмету административного права относятся отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательной, судебной власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ, избирательных комиссий

Такие отношения возникают преимущественно в связи с формированием в соответствующих органах управленческого аппарата, руководством его деятельностью, а иногда с самим формированием соответствующих органов, с их деятельностью либо применением мер поощрения и ответственности к их государственным служащим и другим работникам

Вывод: предмет административного права – довольно разнообразные общественные отношения, которые не позволяют лаконично определить как данный предмет, так и само административное право. Основа — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленной на исполнение законов и основанных на них НПА в различных сферах и отраслях российского общества

Административное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих управленческие отношения:

А) возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях российского общества

Б) однородные с ними общественные отношения иных государственных органов, не отнесенные НПА к органам, осуществляющим государственную власть, то есть к какой-либо ветви государственной власти, предусмотренной Конституцией.

Административное право регулирует не только управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример: ПДД, правила поведения в общественных местах, правила охоты и рыбной ловли и т. д.

Участники управляемых отношений не персонифицированы (управленческие отношения — между конкретными субъектами).

Нередко фактическая деятельность людей во исполнение предписаний правовых норм осуществляется вне управленческих отношений, особенно регламентируемая технико-юридическими нормами.

Существует немало правовых норм, которые регулируют отношения, не являющиеся управленческими: нормы – дефиниции, нормы, определяющие круг субъектов, на которых распространяется действие НПА и т. п.

Наши рекомендации