Политические консультанты в американском кинематографе
Филип Л. Гианос
Ранняя история политического консалтинга в фильмах
Наиболее наглядно ранняя история политического консалтинга прослеживается в фильмах Фрэнка Капры {Frank Capra), особенно в двух последних лентах его трилогии эры Великой депрессии: «Мистер Дидз едет в город» (Mr. Deeds Goes to Town, 1936), «Мистер Смит едет в Вашингтон» (Mr. Smith goes to Washington, 1939) и «Встретить Джона Доу» (Meet John Doe, 1941). И в «Смите», и в «Доу» изображается ход политических кампаний, в которых роли соискателя власти, консультанта и медиа-специалиста объединены в одну.
В обоих фильмах отрицательный герой намеревается расширить свою политическую власть. В первом — его цель относительно скромна: сохранить в силе мошенническую земельную сделку, для чего ему нужно одобрение сената. Во втором фильме цель значительно более зловеща: организовать профашистское движение в масштабах страны. Каждый злодей пытается развалить медиа-операцию оппозиции и заменить ее своей собственной. Злодеи в изображении Капры богаты, но их действительная власть заключается в использовании богатства для подчинения СМИ своим политическим целям. В «Смите» деструктивная цель достигается путем уничтожения жалкой оппозиционной газеты, руководимой сенатором Джеффом Смитом (актер Джеймс Стюарт). В «Доу» злодей использует свою частную полицию, чтобы обрезать — в буквальном смысле слова — энергопитание радиотрансляции с массового политического митинга, угрожающего выйти из-под контроля. В обоих фильмах злодей (сам себе консультант) подменяет правдивое сообщение лживым, используя собственные масс-медиа — газеты, радио и рекламные щиты.
Важным звеном, связывающим описанное выше изображение профессионального консалтинга с его более современной версией, стал фильм режиссера Джона Форда (John Ford) «Последнее ура» (The Last Urrah, 1958), сценарий которого написан по роману Эдвина О'Коннора (Edvin O'Connor) о мэре Бостона Джеймсе Майкле Керли (James Michael Curley). Название «Последнее ура» относится не только к смерти мэра Фрэнка Скеффингтона (актер Спэнсер
Трэйси), но и к закату политической эры, в которой важную политическую роль играли друзья и соседи, этнически укорененные политики. Теперь они становятся жертвой телевидения и тех, кто знает, как его использовать. В ключевой сцене (которую можно рассматривать как пародию Форда на Ричарда Никсона), неопытный противник Скеффингтона тренируется перед появлением на телеэкране. Форд постоянно усиливает ощущение наступающего политического телевизионного молоха, подчеркивая контраст между новым стилем и стилем Скеффингтона — суетливым, личностным и обреченным.
Несмотря на свое ничтожество, оппонент Скеффингтона поступает в соответствии с рекомендациями своих советников и наносит поражение политически более значимому и стоящему у власти сопернику. Фрэнк Скеффингтон проигрывает потому, что утрачивает контакт с действительностью. Проиграв, он умирает. В «Последнем ура», в отличие от двух других фильмов Фрэнка Капры, роли профессионального политтехнолога и клиента разделены. Именно профессионалы владеют сегодня знанием о ведении кампаний. Намек понятен: приспосабливайтесь или погибнете.
Политтехнологи в современном кино
Ко времени выхода на экраны фильма «Кандидат» (The Candidate) в 1972 г. роль политического консультанта была довольно понятной. Книги, подобные той, что написал Теодор Уайт (Theodore White) — «Как сделать президента» (The Making of the President), — и описания избирательных кампаний, данные их участниками, выявляют фактуру этого процесса. «Кандидат» делает это так же хорошо, как и любой другой политический фильм. Добрую часть его успеха можно отнести за счет сценария Джереми Ларнера (Jeremy Larner), который работал спичрайтером в шумной кампании Юджина Маккар-ти (Eugene McCarthy) по выборам кандидата в президенты от Демократической партии в 1968 г.
Фильм начинается с гоготанья консультантов, сравнивающих послевыборные комментарии. Они делятся профессиональными сплетнями, подсчитывают победы и поражения, затем отправляются на следующие выборы. Один из консультантов становится инициатором разворачивающихся в фильме событий, убеждая Билла Маккея (актер Роберт Рэдфорд) — юриста и идеалиста, безвозмездно работающего на мексиканской границе, участвовать в явно безнадежной гонке за утверждение в качестве демократического кандидата в сенат США от Калифорнии. Его оппонентом будет стареющий, но лощеный Крокер Джермон (актер Дон Портер). Консультанта зовут Марвин «Лука» Лукас (актер Петер Бойль), и его рыночной задачей является продажа Маккею идеи, что тому не нужно бояться идти на компромисс со своими принципами, поскольку иначе он наверняка проиграет. Лукас уверяет в этом будущего кандидата, вручая ему спичечный коробок с надписью «Ты проиграешь». Маккей спрашивает консультанта: «Марвин, зачем тебе все это?» Лукас ставит условия: жалованье, расходы — сделка заключена и кампания начинается.
Появляется второй консультант — медийный гуру Говард Клейн (актер Аллен Гарфилд). Клейн столь же конкретен, как и Лукас, но более жесток и циничен. Именно этот персонаж впервые разворачивает мужскую, по своей сути сексуальную концепцию политики, которая во многом является основной идеей «Кандидата». Клейн хочет выстроить гонку, как борьбу потенции против импотенции. В то время как кандидат и консультант обсуждают стратегию, Клейн целенаправленно заколачивает ящик с орехами.
Речь Клейна приправлена фразами, которые делают выразительным его видение политики в целом и этих выборов в частности. Джермон у него «мягок, как старый банан». Клейн сообщает своему клиенту, что, сравнивая в рекламе молодого Маккея с пожилым Джермоном, публика придет к заключению, что у Крока «он больше не поднимется». Клейн является постоянным автором воинственных сексуально-политических ремарок: «отбить ему (Джер-мону) мясо», «яйца в обеих руках», «расстегни свою ширинку».
Чем больше времени проводит Маккей со своими новыми сотрудниками/союзниками, тем дальше он отдаляется от людей, которые окружали его, когда он был донкихотствующим юристом: В одном эпизоде режиссер Майкл Ричи (Michael Ritchie) помещает усталого Маккея между двумя спорящими друг с другом рекламными щитами, расположенными ближе к камере и потому выглядящими намного крупней, чем Маккей. Кандидат визуально пойман в ловушку и умален своей собственной кампанией. Старые друзья покидают Маккея. Маккей стал кандидатом, его жизнь стала предвыборной кампанией, и оба оказались в руках чужаков.
Политическое путешествие Маккея подводит его ближе к власти, даже когда он пытается отдалиться от нее. Многое из его противоречивого состояния выражено стилистически: Маккей неоднократно срывается в беспомощный смех, пытаясь записать телевизионное выступление; он подшучивает над собственными речевыми штампами. Но некоторые из компромиссов Маккея существенны. Получив совет постричься, он следует ему. В одном из наиболее содержательных диалогов фильма воротилы кампании Маккея советуют ему «затемнить» прежде ясную позицию относительно права на аборт и отвечать на этот вопрос в том духе, что он «обдумывает свою позицию». Ответ Маккея: «Хорошо, я подумаю об этом». Но значит ли это, что Маккей только раздумывает, принять ли рекомендацию своих советников, или что он воспринял этот совет и «я подумаю над этим» станет его стандартным ответом на вопрос о праве на аборт? Аудитория этого не знает, и Маккей, похоже, тоже.
Консультанты представлены в фильме одновременно беспринципными и ловкими. Они обладают умениями, которые необходимы Маккею, чтобы выиграть, и для кандидата гарантированный проигрыш теперь менее привлекателен, чем был когда-то. Обстоятельства помещают его между тем временем, когда он был идеалистом-правозащитником, и властью, к которой он стремится. Его готовность к компромиссу в стремлении к власти грубо измеряется степенью нужды в рекомендациях своих советников. Политическое путешествие Маккея начинается с обращенной к нему просьбы Лукаса участвовать в выборах и заканчивается сценой в номере отеля, где они остаются наедине в ночь победы Маккея. В финальной сцене Маккей жалобно смотрит на Лукаса и едва слышно задает ему знаменитый вопрос: «Марвин, ... а что мы будем делать теперь?». Как предполагает сюжетная линия, своим обаянием и жизненностью фильм «Кандидат» во многом обязан тому факту, что на самом деле ни кандидат, ни его консультанты не управляют событиями.
По мере того как политические консультанты становились все более заметны, возрастало и влияние, приписываемое им в фильмах. Своей кульминации это влияние достигло в фильме «Власть» (Power, 1986). В действительности, можно заменить название «Власть» на название «Консультант», ибо в этом фильме стильный и заряженный энергией Пит Сент-Джон (актер Ричард Гир) приходит на смену помятым лысым мужчинам, изображавшим консультантов в «Кандидате». Пит Сент-Джон является основным персонажем, которому в этом фильме случилось быть политическим консультантом, но который мог быть любым динамичным суперуспешным профессионалом.
В фильме Сент-Джон делит свое время между Вашингтоном (федеральный округ Колумбия), Латинской Америкой, Огайо, Нью-Мексико и Сиэттлом и повсюду консультирует клиентов. Значительную часть фильма составляет серия эпизодов, в которых Сент-Джон демонстрирует свое искусство. Он профессионально делает телевизионный сюжет, в котором превращает катастрофическую съемку в триумф; тренирует клиента в технике ведения дебатов; изготавливает ответный рекламный телеролик для бьющегося на губернаторских выборах кандидата; руководит съемками на местности и делает своего специалиста-исследователя наставником неоперившегося кандидата по вопросам демографического анализа и моделирования. Это наиболее захватывающие сцены фильма.
Когда Сент-Джон не занимается этими делами, он общается с сильными мира сего, проводит время в своем прилизанном еврос-тильном офисном комплексе, вступает в случайную связь со своей помощницей Сидни (актриса Кэйт Кэпшоу) или играет на электронных барабанах, аккомпанируя оркестру Бенни Гудмана через наушники во время перелетов с одного места работы на другое. Все это делает Сент-Джона богатым, равно как и могущественным. Он говорит своим клиентам: «Я все держу под контролем» или «Я отвечаю за все». Он дает им понять, что все, что они сделают после того, как выиграют, — это их дело. Его же дело — только «избрать» их.
К середине фильма ритм действия значительно замедляется. Сюжетная линия шантажа Арнольдом Биллингсом (актер Дензел Вашингтон) уважаемого сенатора Сэма Хастингса (актер Е.Дж. Маршалл) связана с другой линией — разрушением профессиональной карьеры стареющего политического консультанта и наставника Сент-Джона — Вильфреда Бакли (актер Джин Хэкман) и взаимоотношениями Сент-Джона с его бывшей женой, журналисткой Элен Фримэн (актриса Джулия Кристи). В конечном счете «Власть» являет себя в жанре мелодрамы, фоном которой служит политика, а работа консультанта представляет собой только лишь увлекательное занятие для Сент-Джона.
Несмотря на свои кинематографические слабости, «Власть» расширяет спектр созданных Голливудом образов политического консультанта. Самое важное: этот фильм сделал политконсультанта главным героем и героем обаятельным. «Власть» поместила героя в ситуацию полного контроля над клиентами так, что его самого (хотя и эпизодически) посещают мысли о собственном приходе во власть. Кроме того фильм выводит на сцену разные поколения консультантов: можно представить себе Марвина Лукаса из «Кандидата» 1972 г., превращающегося в заходящую звезду Вильфреда Бакли из «Власти» 1986 г. Сценами, изображающими работу консультантов, «Власть» легитимизирует и возвышает эту работу.
В 1998 г. вышло два фильма, целиком посвященных политическим консультантам, каждый из которых является духовным отпрыском ранее вышедших фильмов. Один из них — «Основные цвета» (Primary Colours) — в завуалированном виде повествует о романе Билла Клинтона. Фильм имеет много общего с «Кандидатом». Его исходный материал — нашумевший роман наслаждающегося политикой Анонима (актер Джо Клейн). «Основные цвета» вновь наделяют кинематографических консультантов тремя чертами, не отмеченными во «Власти». Фильм делает их значительно менее ловкими, чем Пит Сент-Джон, и более похожими на совершенно бесхитростных консультантов из «Кандидата»; в нем возрождаются отношения «ты — мне, я — тебе» между кандидатом и советником; в фильме увеличено число советников, пытающихся получить доступ к уху кандидата. Этим «Основные цвета» вновь вводят в избирательные кампании элемент демократического хаоса, свойственного политике. Следует отметить, что в этом фильме придается меньшее значение медиа-технологиям, в то время как во «Власти» подчеркивается их важность.
Советники кандидата в президенты Джека Стэнтона (актер Джон Траволта играет похожего на Билла Клинтона губернатора южного штата) являются киновоплощениями советников на праймериз Клинтона в 1992 г.: Билли Боб Торнтон — это Ричард Джеммонс (Richard Jemmons) (его играет Джеймс Карвилл); Маура Тьерни — Дейзи Грин (Daisy Green) (актриса Мэнди Грюнвальд); Кэти Бейтс — это Либби Холден (Libby Holden) (актриса Бетси Райт); Кэролайн Аллен изображает Люсиль Кауфман (Lucille Kaufman) (в исполнении Сьюзен Томасиз). Большая часть фильма посвящена отношениям между советниками и их кандидатом — сложному комплексу связей, в которые втягиваются семья кандидата, его политические оппоненты, СМИ и общественность, которую все они обхаживают.
Эти отношения разыгрываются как серия кризисов, настигающих кампанию Стэнтона — откровение в стиле Дженнифер Флауэрс; беременность несовершеннолетней; вызов, полученный от другого южного губернатора; этическая дилемма, касающаяся публикации вредящей оппоненту информации; бурная супружеская ссора. События в фильме воспринимаются с позиции Генри Бартона (актер Адриан Лестер), внука похожего на Мартина Лютера Кинга лидера, привлеченного к проведению кампании. (Характерные имя и роль здорово напоминают персонаж Генри Вердена из фильма «Вся королевская рать» (All the King's Men), хотя на современном языке его имя Джордж Стефанополус (George Stephanopolous).) Доминирующая в фильме политическая тональность обусловлена хаотической природой демократии, в которой все главные действующие лица — кандидат, его жена и советники — одновременно поддерживают, противостоят, разочаровывают, приводят в ярость и зависят друг от друга по мере преодоления этих кризисов.
В этом отношении фильм «Основные цвета» является комедийной версией «Кандидата», который также затрагивает тему комедийности и хаотичности кампаний. Хотя Роберт Рэдфорд играет Маккея с сухой и ироничной отрешенностью, а Стэнтон в исполнении Траволты более открыт, оба кандидата обаятельны. Люди любят их и хотят работать для них. Кандидаты и консультанты в обоих фильмах связаны сложными и развивающимися отношениями. В отличие от «Власти», где кандидаты делают то, что им говорят консультанты, соискатель поста в «Кандидате» и, особенно, в «Основных цветах» может быть обруган своими наемными помощниками, хотя обычно ситуацией владеет кандидат. Модель политики во «Власти» авторитарна, и ее контролируют консультанты, модель политики в «Кандидате» и, особенно, в «Основных цветах» суетлива и беспорядочно демократична, консультанты являются только частью неразберихи и в конечном счете играют подчиненную роль. Если фильмы «Кандидат» и «Основные цвета» можно счесть родственными, то таковыми же являются «Власть» и еще один вышедший в 1998 г. фильм — «Хвост виляет собакой». Главное сходство двух последних фильмов состоит в том, что консультанты наделены в них великим могуществом. Основное различие: «Хвост виляет собакой» является сатирой, тогда как события во «Власти» воспринимаются совершенно серьезно.
«Хвост виляет собакой» (как и «Основные цвета») по существу представляет собой серию «почти катастроф», в которых консультанты (в отличие от «Основных цветов») всегда торжествуют. Первая катастрофа обрушивается на действующего президента, когда за несколько недель до выборов едва достигшая пубертатного возраста девица обвиняет его в сексуально непристойном поведении. Чтобы замять скандал, к делу подключают Конрада Бриана (актер Роберт де Ниро), приглашенного в Белый дом помощницей президента Уинифред Эймс (актриса Анне Хече). Кризис приближается к апогею, когда соперник президента запускает ролик, саундтрек которого представляет собой песню Мориса Шевалье «Благодарение Богу за маленьких девочек» (Thank Heaven for Little Girls). Бриан советует продлить президентскую поездку в Китай, чтобы выиграть время, а также предлагает Белому дому выступить с опровержением того, что новый, на самом деле несуществующий бомбардировщик Б-3 испытывается раньше намеченного срока.
Учитывая серьезность политической угрозы, к делу привлекается кинопродюсер Стэнли Мотс (актер Дастин Хоффман), что завершает формирование команды главных действующих лиц: Мот-са, Бриана и Эймс — двух мастеров по закручиванию интриг и сотрудницы Белого дома, — именно в таком порядке значимости. Мотсу и Бриану быстро приходит в голову основная сюжетная идея: воображаемый взлет Б-3 связывается с придуманными албанскими террористами и иллюзорной атомной бомбой в чемоданчике где-то в Канаде. Главными союзниками Белого дома в этом импровизированном сценарии являются СМИ. План прохиндеев состоит в том, чтобы отрицать придуманную ими самими историю. Опровержения — как ожидалось, так и происходит на самом деле — ставятся под сомнение прессой, хотя в действительности они верны. Не существует ни Б-3, ни албанской угрозы, ни портативной атомной бомбы в Канаде. Таким образом создается комичность ситуации. Проходимцы правдивы в своих опровержениях. Масс-медиа предполагают, что Белый дом лжет. Недоверие СМИ к официальной версии заставляет их распространять фальсификацию. Это срабатывает.
Большая часть остального действия в фильме «Хвост виляет собакой» является развитием закрученной интриги. За ночь снимается сюжет о некой спасающейся от резни албанской девушки. Моментально пишутся патриотические песни на тему кризиса, включая небольшую пародию на видеоролик «Мы — мир» (We are the World). Спортивная обувь используется в качестве символа сфабрикованного кризиса. По случаю сотворяется военный герой (Вуди Хэррель-сон), хотя из-за неразберихи никто не обращает внимания на то, что он психически неуравновешенный военнослужащий, осужденный за убийство монахини. Но это также не имеет значения — медийный триумвират специалистов улаживает и эту проблему. По сути, «Хвост виляет собакой» повествует о масс-медиа и политконсуль-тантах, которые сотворяют войну, продают ее, затем заключают мир и тоже продают его. Любой кризис они используют, чтобы превратить отходы в золото, а попутно им удается создать прибыльное коммерческое предприятие с принудительным ассортиментом товаров.
Фильм ставит несколько морально-политических проблем. Во-первых, говоря словами героев «Кандидата», «Вы и я знаем, что это — дерьмо, но суть в том, что они это покупают». Во-вторых, президент, для которого все это якобы делается, едва виден, и его присутствие сокращено до нескольких сцен, где он следует указаниям советников относительно того, как расположиться перед камерой. Одно из немногих выраженных им чувств относится к котенку особой породы, который в поддельном военном репортаже сидит на руках албанской девушки. В-третьих, советники очень профессиональны и сосредоточены на своей работе. Профессиональное эго не проявляется вплоть до самого конца — гибели кинопродюсера Мотса, который по-настоящему не понимает идущей игры, не понимает того, что политика опаснее шоу-бизнеса. Он расплачивается за это своей жизнью. В финале — и это возвращает нас к миропониманию Фрэнка Капры — масс-медиа и, особенно, публика остаются в круглых дураках.
Рекомендуемая литература
Brownstein R. The Power and the Glitter: The Hollywood-Washington
Connrction. N.Y.: Pantheon Books, 1990. Crowdus G. The Political Companion to American Film. Chicago: Lake-view
Press, 1994. Gianos Ph. Politics and Politicians in American Film. Greenwood, Conn.:
Praeger, 1998.
Корпорации как кандидаты
Мэттъю Дауд
Политическая коммуникация может принимать различные формы — от поддержки партийных кандидатов до непартийных, инициативных кампаний и референдумов. Корпорации и компании нашли новый способ использовать дебаты по вопросам публичной политики в политической коммуникации для достижения своих внешних целей.
Несмотря на то что мир корпораций испытывает влияние законодательной и регулирующей деятельности государства, он сохраняет некоторую дистанцию от непосредственных дебатов по вопросам публичной политики. В прошлом вовлеченность корпораций в политику Офаничивалась пожертвованиями в фонды кандидатов (которые использовали эти средства для создания своей собственной системы политической коммуникации) и формированием комитетов политических действий, что представляло собой инвестиции в будущее. Кроме этого компании иногда нанимают лоббистов, чтобы доносить некоторые специальные послания непосредственно тем, кто принимает решения.
Эти усилия были очень прямолинейны и базировались на устоявшихся отношениях. Корпорации и их лоббисты были уверены, что то или иное принимающее решение лицо могло контролировать дебаты и акции публичной политики. Эта политическая коммуникация сродни «старому» миру коммуникации политических кандидатов, когда несколько влиятельных лиц могли назначать участников избирательной гонки, ощутимо воздействовать на газеты и осуществлять намного больший контроль над происходящим вокруг политической кампании, чем это делается сейчас. Но этот мир изменился. Кампании начали использовать коммуникацию посредством масс-медиа, чтобы напрямую обращаться к большему числу избирателей.
Многие корпорации сознают сдвиг, произошедший в развитии публичной политики за последние 15 или 20 лет. Этот сдвиг был обусловлен рядом причин. Во-первых, реализация публичной политики стала намного более открытым процессом. Значительно меньше соглашений достигается за закрытыми дверями в результате ограниченных или контролируемых дебатов. СМИ (как газеты, так и электронные медиа) выступают наиболее активными участниками этого процесса — таким образом правительственные и другие официальные учреждения в большей степени осознают направление политического развития.
Во-вторых, скорость распространения информации в обществе увеличивается невиданными темпами и будет продолжать расти. Новые источники информации включают в себя не только круглосуточные новостные каналы и местные кабельные программы, но также Интернет. Такая информация в «реальном времени» приближает избирателей к принимаемым решениям, а их восприятие и реакция могут быть синхронны происходящим событиям.
И, в-третьих, государственные органы стали гораздо более неоднородными. В регионах, которые были традиционным оплотом ставленников демократов, усилились позиции республиканцев. В прежних вотчинах республиканцев теперь поселились демократы. Число выборных лиц, представляющих меньшинства и женщин, также зримо возросло за последние 20 лет и будет расти дальше. Это многообразие расширило круг людей, участвующих в политическом процессе, и ограничило эффективность доставки послания посредством ограниченного числа «старых приятелей» — лоббистов. Хотя лоббирование все еще остается необходимым, корпорации должны рассматривать эту деятельность лишь как элемент более широкой кампании за получение общественного одобрения.
Позиционирование корпораций
Поскольку общественность сегодня является главным элементом публичной политики, корпорации должны использовать политическую коммуникацию, чтобы заставить себя услышать. Корпорации могут использовать методы, изначально адаптированные для ведения традиционных избирательных кампаний, и проводить свои собственные кампании. Эти инструменты включают в себя: социологические исследования; массовую коммуникацию как в широком (масс-медиа), так и в узком (прямая рассылка, брошюры) смысле слова; «полевые» операции; взаимодействие с прессой.
Поскольку охотники за общественным вниманием и информацией более настроены на публичную политику, корпорациям необходима твердая исследовательская основа, чтобы они могли измерить настроения избирателей по тем или иным вопросам, оценивать мнения профессионалов публичной политики и влиятельных лиц, создавать и распространять надлежащие послания и позиционировать сами себя. Существуют очевидные исключения, но исследования позволяют корпорациям встать на позицию, которую они и хотели занять. Эти исследования могут включать в себя фокус-группы, опросы общественного мнения, тестирование посланий и другие методы, используемые в политических кампаниях.
Корпорации начали использовать широковещательные коммуникации, чтобы влиять и на публичные политические дебаты. Не вызывает удивления появление слотов, похожих на предвыборные, в которых обсуждаются проблемы публичной политики с целью привлечения внимания общества или лидеров общественного мнения. Эти слоты могут быть позитивными, негативными или сравнительными. Они могут запускаться в эфир задолго до момента принятия решений, могут обеспечивать поддержку для достижения каких-то особенных целей, могут пытаться влиять на дебаты по мере развития политических событий. Они также могут позиционировать последствия публичной политики, чтобы подготовить ее будущее развитие.
В традиционных политических кампаниях низовые организации используются с целью доставки посланий или мобилизации некоторых избирательных округов. Многие общенациональные кампании привлекают окружных координаторов, работающих в избирательных округах, штатных сотрудников и добровольцев. Корпорации также располагают этими возможностями. Во многих компаниях сотрудники на всех уровнях могут доставлять послания, минуя все политические юрисдикции. Служащие осознают, какое значительное воздействие оказывает публичная политика на корпоративный успех, и стремятся к участию в ней.
Поскольку пресса играет все более активную роль в принятии политических решений, в конечном счете корпорации должны работать с ней так же, как это делают политические кандидаты. Чтобы обеспечить успех корпорации, надлежащие послания должны быть переданы в нужное время и нужным образом. Пресса получает первичную информацию из различных источников, и корпорациям необходимо играть активную роль в этих коммуникациях, чтобы их послания были услышаны.
Основания корпоративной политической коммуникации
Поскольку корпорации используют инструменты политической кампании и начинают осваивать роль, схожую с ведением кандидатом избирательной кампании, важно, чтобы они придерживались нескольких основополагающих принципов политической коммуникации.
Кандидаты должны всегда оставаться «в теме послания» и повторять его схожим образом во всех направлениях, включая телевизионные ролики, митинги и собрания, обсуждения в прессе, коммуникацию, осуществляемую добровольцами, и любой другой контакт с избирателями.
Аналогично, корпорациям необходимо оставаться «в теме послания», какой бы вид коммуникации, относящейся к публичным политическим дебатам, они ни осуществляли. Вся коммуникация в широком смысле слова должна логически сочетаться с коммуникацией, направленной непосредственно к лицам, принимающим решения. Одни и те же послания должны направляться и прессе, и сотрудникам корпорации. Отклонения от единой линии послания не только уменьшают его общую эффективность, но и могут негативно повлиять на положение корпорации в глазах ключевых лиц. Поскольку оппоненты будут цепляться к противоречиям или оплошностям, неизбежным при подготовке одного послания для одной аудитории и другого — для другой, корпорации должны избегать этого. Например, корпорация, передающая разные послания аналитикам Уолл-Стрита (скажем, ожидаемое повышение зарплат или сокращение персонала для снижения издержек) и лидерам общественного мнения, может выхолостить все содержание общественно-политической дискуссии.
Другое основополагающее правило политических кампаний состоит в том, чтобы осуществляемая вами коммуникация оказывала влияние на ключевых участников гонки. Корпорации должны концентрировать ресурсы в первую очередь для влияния на решающие «голоса» в публичных политических дебатах. Многие кандидаты растрачивают коммуникационные ресурсы на тех, кто не принимает участия в голосовании или уже определился с выбором. Корпорациям необходимо быть уверенными, что коммуникация не направлена на те участки, которые не влияют на ход политических дебатов, или на тех принимающих решения лиц, которые уже утвердились в своем мнении.
Управление ресурсами кампании должно быть спланировано таким образом, чтобы их эффект оказался максимальным в тот момент, когда избиратель идет голосовать. График появления материалов в СМИ, хиты для прессы, поездки кандидата, мобилизация избирателей — все должно быть организовано так, чтобы достичь кульминации в день выборов. Не раз кандидаты достигали пика слишком рано, или слишком поздно, или не достигали его вовсе. Занимаясь политической коммуникацией, корпорации должны также идентифицировать «день выборов», которым может стать голосование на сессии городского совета по вопросу зонирования, или голосование законодательного собрания по особо важной поправке к закону, или любое событие, в котором публичные политические дебаты достигают кульминации в момент принятия решения. Корпорациям необходимо планировать коммуникацию, чтобы ее пик пришелся на самый важный день выборов.
Корпорации и публичная политика
Вовлеченность корпораций посредством политической коммуникации в публичные политические дебаты схожа с традиционной борьбой кандидатов, однако существуют и различия. Хотя некоторые инструменты и процессы могут быть позаимствованы из сферы политического консалтинга, необходимо все же учитывать специфику корпораций политической «жизни».
Во-первых, в кампании, которую ведет корпорация, борьба не определяется предысторией голосования, оказывающей заметное влияние на кампании кандидатов. На характере последних сказываются некоторые демографические и географические факторы, определяемые историческим опытом. Например, избиратели-афро-американцы обычно в массе своей поддерживают кандидатов Демократической партии, в то время как белые избиратели с доходом выше среднего традиционно поддерживают кандидатов-республиканцев. Хотя из этого правила, как и из других, могут быть исключения, надо признать существование исторических традиций голосования. Исход большинства политических кампаний кандидатов в итоге решают 20—30% электората, обычно обозначаемых как «колеблющиеся» избиратели. Таким образом, большинство электората обычно следует традициям. В кампаниях, проводимых корпорациями, коалиционная или блоковая политика тех, кто голосует или принимает решения, пересекает почти все географические и демографические границы, так как обсуждение публичной политики может влиять на избирателей округа или население определенной местности по-разному, здесь могут формироваться весьма необычные коалиции.
Далее. Поскольку идет процесс возникновения новых отраслей и корпораций, которые не существовали еще 10 или 20 лет назад (например, Интернет-провайдеры, «хай-теховские» компании), то для них еще не существует каких-то исторических образцов голосования. Давно прошли (если вообще существовали) времена, когда, как утверждают ученые мужи, республиканцы поддерживали интересы бизнеса, а демократы защищали потребителей.
Второе отличие корпораций, выступающих в роли кандидатов, заключается в том, что если для традиционных политических кандидатов оппозиция представлена одним игроком, в публичные политические кампании корпораций обычно вовлечены множественные оппозиционные интересы. Этот список оппозиции может включать различные корпоративные объединения, преследующие иные цели в публичной политике, ассоциации или коалиции определенных групп потребителей, профсоюзов и других категорий работающих людей. Таким образом, линии раздела не всегда четко проходят между двумя противостоящими лагерями. Иногда в дебатах по вопросам публичной политики выстраиваются две группы интересов. Обычно они представляют собой коалиции, объединяющиеся вокруг лиц, ответственных за принятие решений и имеющих различные интересы в публичной политике и различные долгосрочные или краткосрочные деловые цели. Этот фактор делает политическую коммуникацию намного более трудной и гораздо более «отзывчивой». Из-за этого множества противоположных интересов компромиссы в публичной политике часто достигаются с таким трудом, что уже трудно отличить «победителей» и «проигравших». В традиционных политических кампаниях результат выборов совершенно ясен сразу же после голосования.
В корпоративных кампаниях день выборов иногда определить очень трудно и часто таких дней бывает несколько. Иногда дни выборов для корпоративных политических задач навязываются извне и совершенно очевидным образом: например, законодательный орган назначает день голосования по определенному законопроекту. Но часто случается, что дни выборов становятся движущимися мишенями (например, голосование в комитете) и часто они назначаются или определяются самими корпоративными кандидатами.
Одна из корпораций, например, определяет, что особая встреча лидеров общественного мнения является днем выборов, которые должны быть «выиграны». Однако на практике в корпоративных кампаниях почти всегда имеют место многочисленные дни выборов — например в случае, когда комитет по законодательству голосует не один и не два раза, принимая законопроект по частям.
Наконец, корпоративные кампании обычно не заканчиваются в день выборов: определенные темы публичной политики еще будут подниматься, и регулирующие органы продолжат свою мониторинговую деятельность. В то время как кампания политического кандидата определенно заканчивается победой или поражением, корпорации в целом не могут добровольно вступать в обсуждение публичной политики или выходить из него. Это длительный процесс, который может иметь самое серьезное воздействие на деловую жизнь корпорации.